Файл: Конституционные обязанности граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ст. 59 Конституции РФ устанавливает обязанность гражданина защищать Отечество. Так, ч. 1 рассматриваемой конституционной нормы предусматривает, что гражданин обязан защищать Российскую Федерацию.

Порядок несения службы определяется федеральным законом. Таким образом, Конституция РФ не противоречит ни существующим положениям об обязательной службе по призыву, ни введению добровольной военной службы по контракту с последующей отменой службы по призыву.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»2 военная служба есть особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и в войсках национальной гвардии РФ, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета РФ и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.

ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает обязательность подготовки к военной службе. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

- военно-патриотическое воспитание;

- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

- медицинское освидетельствование.

При этом такая обязательная подготовка, исходя из норм упомянутого Федерального закона, устанавливается скорее как обязанность органов власти ее осуществлять, нежели как обязанность гражданина ее проходить.


Срок военной службы устанавливается в зависимости от статуса призывника - с 1 января 2008 г. - 12 месяцев.

Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Военная служба по призыву осуществляется по экстерриториальному принципу - в ином субъекте РФ по отношению к тому, в котором проживает призывник. Это еще более усложняет прохождение такого вида военной службы.

Таким образом, в России установлена обязательная военная служба по призыву мужчин - граждан РФ. При этом граждане РФ (включая женщин) и иностранные граждане вправе добровольно проходить военную службу по контракту. Однако военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ, хотя в последнее время предпринимаются меры по увеличению числа военнослужащих по контракту и сокращению продолжительности военной службы по призыву.

Отметим, что обязанность несения военной службы возложена исключительно на граждан России. Для иностранных граждан военная служба является субъективным правом. При этом иностранные граждане могут проходить только военную службу по контракту. Обращает на себя внимание тот факт, что права проходить военную службу и по призыву, и по контракту лишены лица без гражданства. Этот факт представляется пробелом Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку лишение лиц без гражданства такого права не имеет никакого логического объяснения.

Следует отметить, что военнослужащие, как и лица, проходящие альтернативную гражданскую службу, ограничены в субъективных гражданских правах, например, в праве на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. В связи с этим более отвечающим целям защиты прав и свобод человека и гражданина является военная служба по контракту, однако, комплектование Вооруженных Сил РФ исключительно на контрактной основе непрерывно откладывается и маловероятно, что состоится вообще.

Ч. 3 ст. 59 Конституции РФ устанавливает правило, в соответствии с которым, если убеждения гражданина или его вероисповедание противоречит несению военной службы, то он вправе потребовать заменую такой службы на альтернативную гражданскую службу. В соответствии со ст. 1 ФЗ от

25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»1, альтернативная гражданская служба есть особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

К числу обязанностей, прямо установленных в Конституции РФ, относится и обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Обратим внимание, что рассматриваемая обязанность установлена в ряде международных правовых актах. Согласно ст. 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия2 государства обязуются обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия.

В ч. 1 ст. 1 Европейской конвенции об охране археологического наследия3 установлена цель обеспечения охраны археологического наследия как источника европейской коллективной памяти и инструмента исторических и научных исследований. В преамбуле Конвенции сказано, что археологическое наследие имеет огромное значение для познаний в области истории человечества, в то время как европейскому археологическому наследию, которое дает свидетельства древней истории, серьезно угрожает ущерб вследствие увеличивающегося числа крупных программ в области планировки, природных рисков, подпольных или ненаучных раскопок и недостаточное осознание этих проблем общественностью.

В России реализация обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры регламентируется ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»1 и Основами законодательства РФ о культуре2.

Обратим внимание, что невыполнение рассматриваемой конституционной обязанности физические лица несут административную и уголовную ответственность.

§ 2. Конституционные обязанности граждан, вытекающие из норм Конституции Российской Федерации и в общем виде установленные в ином законодательстве


Основополагающей конституционной обязанностью является соблюдение Конституции РФ и законов (ч. 2 ст. 15 Основного закона России).

Обратим внимание, что Конституция РФ прямо перечисляет субъекты права, на которых она возлагает обязанность по соблюдению Конституции РФ и законов. Это - органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. Установление закрытого перечня субъектов в данном случае не совсем оправданно, поскольку он неполон. Так, например, в данном перечне отсутствуют иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России. А они также обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы России.

Анализируемая норма закрепляет обязанность соблюдать лишь Конституцию РФ и законы (в широком понимании - законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ), в то время как соблюдения требуют и иные нормативные правовые акты. В связи с этим следует констатировать, что анализируемая норма сформулирована необоснованно узко.

Обобщая вышесказанное, следует, что Конституция РФ предусматривает установление обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений по соблюдению основного закона России и российского законодательства. Рассматриваемая обязанность не может ограничиваться только требованием не нарушать установленные ими запреты, но относит обязанности человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать реализации конституционных принципов и положений законодательства. При этом за несоблюдение Конституции РФ и законов в отношении человека и гражданина могут применяться соответствующие виды юридической ответственности.

К следующей конституционной обязанности относится уважение прав и свобод других лиц. В соответствии ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать права и свободы других лиц. Правильное обращение к правам других лиц требует развитого правосознания и сдерживающих морально этических начал в человеке, это хорошо проявляется, когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний.

Заметим, что ст. 1 Всеобщей декларации прав человека указывается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Кроме того, п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека утверждается, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.


Таким образом, установление Основным законом России рассматриваемой обязанности обеспечивает создание равновесия российского гражданского общества, где каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

Конституцией РФ установлена обязанность заботить о детях и нетрудоспособных родителях.

Обратим внимание, что рассматриваемые обязанности нашли отражение в отдельных статьях Семейного кодекс РФ1. Согласно п. 2 ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Заметим, что ст. 28 Конвенции ООН о правах ребенка2 предусматривает, что государства-участники признают право ребенка на образование и с целью постепенного осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: вводят бесплатное и обязательное начальное образование; поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Ч. 3 ст. 38 Конституции РФ установлена обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать нетрудоспособных родителей, которые нуждаются в помощи. Обратим внимание, что ст. 87 СК РФ предусмотрено правило, в соответствии с которым вне зависимости от материального и семейного положения взрослых трудоспособных детей родители вправе получить от них необходимое для поддержания жизнедеятельности содержание. П. 2 названной законодательной нормы устанавливает возможность заключения соглашения между трудоспособными совершеннолетними детьми, определяющее участие каждого из них в содержании нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей. Соглашения об уплате алиментов на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей могут заключаться с каждым из родителей в отдельности или с обоими вместе. Если нетрудоспособный нуждающийся в помощи родитель является недееспособным, соответствующее соглашение от его имени заключает его законный представитель. Если же такое соглашение не было достигнуто, то алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.