Файл: Детская литература как условие развития воссоздающего воображения дошкольников Курсовая работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижневартовский государственный гуманитарный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра методик дошкольного и начального образования

Детская литература как условие развития воссоздающего воображения дошкольников

Курсовая работа

Выполнила: А.Р. Музафарова Специальность: Дошкольная педагогика и психология

Курс IV Группа 41 ДПП – ОЗО

Науч. руководитель:

Н.П. Гаврилюк


Дата сдачи______________

Оценка_________________ Подпись_____________

Дата защиты_____________
Нижневартовск,

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

С.

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические основы воссоздающего воображения дошкольников средствами литературы………………………………….


5

1.1. Воссоздающее воображение……………………………………..

5

1.2. Психические особенности развития дошкольника……………..

9

1.3. Роль детской литературы в психическом развитии дошкольника………………………………………………………………….


19

1.4. Психолого-педагогические аспекты развития воссоздающего воображения дошкольника…………………………………………………..


22

Глава 2. Условия развития воссоздающего воображения в дошкольном возрасте……………………………………………………….


32

2.1. Объект и логика проведения исследования……………………..

32

2.2. Методики исследования………………………………………….

32

2.3. Результаты констатирующего эксперимента…………………...

33

2.4. Программа формирующего эксперимента………………………

36

2.5. Особенности внедрения курса занятий по развитию воссоздающего воображения………………………………………………..


48

Заключение…………………………………………………………………..

51

Список использованных источников и литературы……………………….

54

Приложение…………………………………………………………………..

57



Введение
Актуальность. Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. При рассмотрении сущности воображения можно согласиться с Э.В. Ильенковым в том, что она заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ [3, с.56]. При этом в развитой форме такое умение позволяет познавать обобщенные связи и закономерности объективного мира и выражать их в специфических символических формах. Отличительной особенностью воображения является, по справедливому выражению С.Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий [1, с. 56]. Одним из основных вопросов при рассмотрении развития воображения является, на наш взгляд, вопрос о специфике средств, которые использует ребенок при создании продуктов воображения. Поставленная Л.С. Выготским проблема развития любой психической функции человека как опосредствованной встает, на наш взгляд, и при изучении воображения. Л.С. Выготский писал, что суть такого развития состоит в овладении субъектом средствами, которые перестраивают, структурируют не окружающую действительность, а сами психические функции, и основным таким средством является знак [4, с. 45].

Цель настоящей работы – изучить развитие воссоздающего воображения детей дошкольного возраста.

Объект исследования – дети дошкольного возраста.

Предмет – изучение воссоздающего воображения.

Гипотеза – мы предполагаем, что воссоздающее воображение в речевой деятельности превалирует по отношению к воссоздающему воображению в изобразительной деятельности.

Исходя из цели и гипотезы исследования, выделены следующие задачи:

  1. Анализ специальной литературы, для выявления проблемы;

  2. Дать определение воссоздающего воображения;

  3. Рассмотреть психологические особенности развития дошкольника;

  4. Определить роль детской литературы в психическом развитии дошкольника;

  5. Выявить психолого-педагогические аспекты развития воссоздающего воображения;

  6. Провести эксперимент позволяющий выявить условия развития воссоздающего воображения в дошкольном возрасте;

  7. На основе выявленных результатов разработать программу занятий по развитию воссоздающего воображения.


Теоретическую базу исследования составили труды известных отечественных и зарубежных исследователей:

Методы исследования:

Экспериментальная база исследования: детский сад «Золотой петушок» № 4 г. Лангепас. Исследование проводилось в апреле – мае 2009 г. Выборку составили 12 человек, возраст детей от 4 до 5-х лет.

Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав подразделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.


Глава 1. Теоретические основы воссоздающего воображения дошкольников средствами литературы

1.1. Воссоздающее воображение
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение [18].

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла [11, с.46].

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе любой творческой деятельности. Оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний.

Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии [2, с.25]. Другие считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее у ребенка, чем у взрослого человека. Л.С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя [4]. Этого же мнения придерживаются и другие психологи.


Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.

Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции [23].

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней [23].

Мощный шаг в развитии воображения, как подчеркивал Выготский, делается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития [4, с.62].

Мы кратко рассмотрели понятие воображения, теперь перейдем к рассмотрению непосредственно воссоздающего воображения.


Б.М. Теплов отмечает, что воссоздающим воображением называется «построение образа объекта в соответствии с описанием (или чертежом, схемой и т. п.) этого объекта» [36]. По его мнению ярче всего развёртывается деятельность воссоздающего воображения при чтении художественной литературы. Например, герои произведений Пушкина, Гоголя, Л Н. Толстого, Горького и других крупных писателей сами собой оживают в воображении читателя, и сама собой развёртывается картина событий, изображаемых автором. Всякий знает, что гораздо легче получить яркие и живые образы прошлого, читая исторический роман или повесть, чем изучая учебник по истории или научное историческое сочинение. Стоит вспомнить с этой точки зрения такие произведения, как «Капитанская дочка» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Пётр I» A. H. Толстого. Чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его.

Но не всякое чтение художественной литературы является такой школой. Беглое просматривание произведения, преследующее одну цель — узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше»,— не только не развивает воображения, а, наоборот, приучает его бездействовать. Умение читать художественную литературу требует активной работы воображения, требует, чтобы читатель мысленно «видел и слышал» всё то, о чём идёт речь. Люди, не обладающие этим уменьем, склонны бывают при чтении художественного произведения пропускать описания. Это вполне естественно: для человека с «ленивым воображением» художественное описание должно казаться скучным и ненужным [36].

Чтобы понять художественное описание, недостаточно понять значение слов и сообразить, о каких предметах идёт речь; необходимо с полной наглядностью представить себе картину, которую развёртывает автор. Мало того, чтобы эта картина ожила, во многих случаях необходимо дополнить зрительный образ её целым рядом других представлений: слуховых, обонятельных и т. п. Только тогда можно действительно перенестись воображением в ту обстановку, в которую хочет вас перенести писатель, «пережить» её. Искусству читать художественную литературу надо учиться, а овладевая этим искусством, в то же время развиваешь и совершенствуешь своё воображение [36].

Еще более активный уровень воображения обнаруживается при чтении, прослушивании художественной литературы, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение: на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создается образ.