Файл: Детская литература как условие развития воссоздающего воображения дошкольников Курсовая работа.doc
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижневартовский государственный гуманитарный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра методик дошкольного и начального образования
Детская литература как условие развития воссоздающего воображения дошкольников
Курсовая работа
-
Выполнила: А.Р. Музафарова Специальность: Дошкольная педагогика и психология
Курс IV Группа 41 ДПП – ОЗО
Науч. руководитель:
Н.П. Гаврилюк
Дата сдачи______________
Оценка_________________ Подпись_____________
Дата защиты_____________
Нижневартовск,
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ | С. |
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Теоретические основы воссоздающего воображения дошкольников средствами литературы…………………………………. | 5 |
1.1. Воссоздающее воображение…………………………………….. | 5 |
1.2. Психические особенности развития дошкольника…………….. | 9 |
1.3. Роль детской литературы в психическом развитии дошкольника…………………………………………………………………. | 19 |
1.4. Психолого-педагогические аспекты развития воссоздающего воображения дошкольника………………………………………………….. | 22 |
Глава 2. Условия развития воссоздающего воображения в дошкольном возрасте………………………………………………………. | 32 |
2.1. Объект и логика проведения исследования…………………….. | 32 |
2.2. Методики исследования…………………………………………. | 32 |
2.3. Результаты констатирующего эксперимента…………………... | 33 |
2.4. Программа формирующего эксперимента……………………… | 36 |
2.5. Особенности внедрения курса занятий по развитию воссоздающего воображения……………………………………………….. | 48 |
Заключение………………………………………………………………….. | 51 |
Список использованных источников и литературы………………………. | 54 |
Приложение………………………………………………………………….. | 57 |
Введение
Актуальность. Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. При рассмотрении сущности воображения можно согласиться с Э.В. Ильенковым в том, что она заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ [3, с.56]. При этом в развитой форме такое умение позволяет познавать обобщенные связи и закономерности объективного мира и выражать их в специфических символических формах. Отличительной особенностью воображения является, по справедливому выражению С.Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий [1, с. 56]. Одним из основных вопросов при рассмотрении развития воображения является, на наш взгляд, вопрос о специфике средств, которые использует ребенок при создании продуктов воображения. Поставленная Л.С. Выготским проблема развития любой психической функции человека как опосредствованной встает, на наш взгляд, и при изучении воображения. Л.С. Выготский писал, что суть такого развития состоит в овладении субъектом средствами, которые перестраивают, структурируют не окружающую действительность, а сами психические функции, и основным таким средством является знак [4, с. 45].
Цель настоящей работы – изучить развитие воссоздающего воображения детей дошкольного возраста.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Предмет – изучение воссоздающего воображения.
Гипотеза – мы предполагаем, что воссоздающее воображение в речевой деятельности превалирует по отношению к воссоздающему воображению в изобразительной деятельности.
Исходя из цели и гипотезы исследования, выделены следующие задачи:
-
Анализ специальной литературы, для выявления проблемы; -
Дать определение воссоздающего воображения; -
Рассмотреть психологические особенности развития дошкольника; -
Определить роль детской литературы в психическом развитии дошкольника; -
Выявить психолого-педагогические аспекты развития воссоздающего воображения; -
Провести эксперимент позволяющий выявить условия развития воссоздающего воображения в дошкольном возрасте; -
На основе выявленных результатов разработать программу занятий по развитию воссоздающего воображения.
Теоретическую базу исследования составили труды известных отечественных и зарубежных исследователей:
Методы исследования:
Экспериментальная база исследования: детский сад «Золотой петушок» № 4 г. Лангепас. Исследование проводилось в апреле – мае 2009 г. Выборку составили 12 человек, возраст детей от 4 до 5-х лет.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав подразделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы воссоздающего воображения дошкольников средствами литературы
1.1. Воссоздающее воображение
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение [18].
До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла [11, с.46].
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе любой творческой деятельности. Оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний.
Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии [2, с.25]. Другие считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее у ребенка, чем у взрослого человека. Л.С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя [4]. Этого же мнения придерживаются и другие психологи.
Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.
Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции [23].
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней [23].
Мощный шаг в развитии воображения, как подчеркивал Выготский, делается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития [4, с.62].
Мы кратко рассмотрели понятие воображения, теперь перейдем к рассмотрению непосредственно воссоздающего воображения.
Б.М. Теплов отмечает, что воссоздающим воображением называется «построение образа объекта в соответствии с описанием (или чертежом, схемой и т. п.) этого объекта» [36]. По его мнению ярче всего развёртывается деятельность воссоздающего воображения при чтении художественной литературы. Например, герои произведений Пушкина, Гоголя, Л Н. Толстого, Горького и других крупных писателей сами собой оживают в воображении читателя, и сама собой развёртывается картина событий, изображаемых автором. Всякий знает, что гораздо легче получить яркие и живые образы прошлого, читая исторический роман или повесть, чем изучая учебник по истории или научное историческое сочинение. Стоит вспомнить с этой точки зрения такие произведения, как «Капитанская дочка» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Пётр I» A. H. Толстого. Чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его.
Но не всякое чтение художественной литературы является такой школой. Беглое просматривание произведения, преследующее одну цель — узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше»,— не только не развивает воображения, а, наоборот, приучает его бездействовать. Умение читать художественную литературу требует активной работы воображения, требует, чтобы читатель мысленно «видел и слышал» всё то, о чём идёт речь. Люди, не обладающие этим уменьем, склонны бывают при чтении художественного произведения пропускать описания. Это вполне естественно: для человека с «ленивым воображением» художественное описание должно казаться скучным и ненужным [36].
Чтобы понять художественное описание, недостаточно понять значение слов и сообразить, о каких предметах идёт речь; необходимо с полной наглядностью представить себе картину, которую развёртывает автор. Мало того, чтобы эта картина ожила, во многих случаях необходимо дополнить зрительный образ её целым рядом других представлений: слуховых, обонятельных и т. п. Только тогда можно действительно перенестись воображением в ту обстановку, в которую хочет вас перенести писатель, «пережить» её. Искусству читать художественную литературу надо учиться, а овладевая этим искусством, в то же время развиваешь и совершенствуешь своё воображение [36].
Еще более активный уровень воображения обнаруживается при чтении, прослушивании художественной литературы, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение: на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создается образ.