Файл: Детская литература как условие развития воссоздающего воображения дошкольников Курсовая работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вот доктор и пошел к больному мальчику. В это время злой разбойник, который прятался в лесу, подкрался к дому и захотел похитить все вещи старенького доктора. А тут чернильница как выскочит, да как залает на разбойника. Тот испугался и убежал».

Рассказав сказку, психолог задает ребенку вопрос: «Может ли так быть? Может ли чернильница лаять?» Если ребенок отвечает на этот вопрос отрицательно, то ему задается другой: «Ну, хорошо, это на самом деле чернильница лаять не может, а в сказке — может?»

В случае получения утвердительного ответа психолог говорит: «Действительно, в сказке возможно все. А если так, то как еще чернильница может прогнать злого разбойника и спасти домик доброго доктора? Попробуй придумать для нашей сказки новую концовку».

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются типы ответов, оцениваемые по четырехбалльной системе.

1 балл. Данный тип ответов включает в себя два подтипа.

А. Чернильница не только не может залаять и прогнать разбойника, но и вообще сделать что-либо для спасения дома — для этого нужна собака или сторож. Дети могут настаивать на этом даже тогда, когда психолог специально обращает их внимание на то, что чернильница является сказочной.

Б. Ребенок считает, что чернильница может залаять и прогнать разбойника, потому что «в сказке можно все». Руководствуясь тем же, дети иногда говорят, что чернильница может покусать разбойника, поцарапать его и т.д.

2 балла. С точки зрения ребенка, чернильница лаять не может. Однако в ней может сидеть какое-либо живое существо (например, маленький человечек, гномик), которое выскочит оттуда, напугает и прогонит разбойника.

3 балла. Ребенок творчески переносит свойство известного ему предмета в новую ситуацию. По его мнению, чернильница лаять не может, она должна облить разбойника чернилами, и тогда тот испугается и убежит.

4 балла. Высшая форма творческого решения задачи — «развитие» ситуации на основе перенесенного свойства: пусть чернильница разольет чернила по полу, разбойник испачкает ноги, оставит след, а по следам его потом будет легко найти; пусть она нарисует чернилами собаку (черта, череп и кости и др.), которая покусает (напугает) грабителя, или напишет письмо доктору, чтобы он скорей возвращался, и т.п.

Примечания:

а) Некоторые современные дети могут не знать, что такое чернильница, хотя большинство из них знает, что такое чернила. В данном случае ребенку нужно объяснить, что чернильница — это баночка для хранения чернил.


Б) Там, где ребенок «зацикливается» на решениях 1-го уровня (подтип Б), психологу целесообразно задать вопрос: «А как еще чернильница может прогнать разбойника, если не лаять, не рычать, не прыгать, не кусаться?»

Литература: Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.— М., 1997. – 220 с

Материалы: картинка с изображением человечка, солнца, луны и звезд, карандаш.
Занятие 5. Групповое развитие воображения.

Цель занятия: развитие у детей способностей к коллективной фантазии и творчеству.

1 часть (1-2 ч.). На базе упражнения «Придумай продолжение сказки» можно написать сценарий небольшого спектакля, в котором примут участие все дети из группы. Необходимо не навязывать собственный сценарий, а разработать его совместно с детьми, учитывая их пожелания и рекомендации. На премьеру спектакля желательно пригласить родителей.

Литература: собственная разработка.

Материалы: не требуются.
Занятие 6. Групповое развитие воображения.

Цель занятия: развитие у детей способностей к коллективной фантазии и творчеству.

1 часть (1-2 ч.). Познавательная викторина «Угадай животное».

Большая картинка какого-либо животного разрезается на прямоугольники. Фрагменты нумеруются. Выбирается какой-либо фрагмент и детям предлагается угадать, какое животное им показывают. Если за минуту никто не догадался, к картинке добавляется другой фрагмент.

Нумерация фрагментов используется для того, чтобы каждый из них можно было выложить на ровной поверхности так, чтобы сохранялся их исходный порядок.

Литература: собственная разработка.

Материалы: разрезанные на фрагменты изображения животных, исходный размер картинок – формат А3-А2.
Результаты формирующего эксперимента.
Анализ итогов программы позволил сделать следующие выводы:

- дети с энтузиазмом принимали участие в играх и выполняли предложенные упражнения, однако при этом некоторые проявляли больший интерес к графическим заданиям, некоторые – к заданиям, связанным с сочинительством;

- те, кто не испытывал затруднений при выполнении упражнений на развитие воссоздающего воображения, легко справлялся с ними. В свою очередь, дети, которые испытали сложности при прохождении первых этапов программы, с трудом справились с конечными заданиями;

- в целом к наиболее общим индивидуальным особенностям воображения можно отнести:

  • степень легкости и трудности, с какой человеку вообще дается создание образов воображения;

  • характеристика самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;

  • личностная направленность — то, в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов;


- наиболее ярко особенности воображения детей проявляются при работе над сочинением («Придумай продолжение сказки»).

Для одних детей нужна определенно и четко сформулированная тема. Внутри этой темы они проявляют и умение строить сюжет, и воображение. Они идут по теме, как по руслу реки, все время чувствуя берега и не выходя за них. Тема как бы формирует, выстраивает в определенном порядке имеющиеся у них знания, образы, впечатления.

Такие дети нередко испытывают затруднения при сочинении на свободную тему — им бывает очень трудно что-нибудь придумать, они не могут вызвать к жизни ни одного образа.

Другим детям мешают подсказки, ограничения. Если они сочиняют на заданную тему, то никак не могут начать: эта тема идет не от них, она им навязана, чужая. В процессе работы они отходят от темы, расширяя поставленные рамки.

Сочинения на свободную тему таким детям начинают даются легко, как будто в голове у них множество готовых сюжетов и образов;

- дети с различной легкостью преобразуют реальность в воображении. Некоторые до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности.

Для других детей всякая ситуация — материал для деятельности воображения. Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на занятиях, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, о чем рассказывает учитель или воспитатель;

- мнение о том, что самое богатое воображение — воображение дошкольника, ошибочно. Богатство воображения зависит от жизненного опыта человека. У ребенка опыт беднее, чем у взрослого, поэтому материала для создания образов воображения у него меньше. Но ребенок не так стеснен условностями, меньше контролирует себя, поэтому он легче отвлекается от реальности, можно сказать, «отлетает» от нее. Кроме того, образы воображения у ребенка часто эмоционально насыщеннее, чем образы воображения взрослого, и более непосредственно отражаются в поведении;

- в дошкольном возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать.

Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогических воздействий связано то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается:


- познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок нацелен на следование образцам. Отклонения от образцов в процессе овладения ими возможны, но они носят обыгрывающий, часто случайный, ненаправленный характер. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ, как и у более младших детей, строится путем использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. Слово может включаться в этот процесс, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений;

Ниже приведены методические рекомендации для воспитателей и родителей, которые будут способствовать активному развитию детского воображения.
2.5. Особенности внедрения курса занятий по развитию воссоздающего воображения
Для воспитателей:

- основное условие развития воображения ребенка — включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения — основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей, речь о которых велась выше. Задача воспитателя – выявить данные особенности и на основании этого оценивать и развивать творческие способности ребенка;

- развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо не насиловать воображение, а увлекать его. Лепить по готовым моделям, срисовывать с образца, подражать действиям взрослых довольно просто, но такие задания работы воображения не требуют. Следует научить детей видеть самые привычные вещи с неожиданной, новой стороны, что является необходимым условием творчества;

- в немалой степени способствует развитию воображения организация различных утренников, детских спектаклей и пр. Самое главное, чтобы при этом дошкольники не являлись пассивными зрителями, а принимали непосредственное участие в данных мероприятиях;


- с учетом того, что дошкольники через год или два станут школьниками, желательно, чтобы основными навыками чтения, письма и счета они овладели до поступления в первый класс. Для этого воспитатель или психолог ДУ может разработать цикл «домашних заданий», которые дети будут выполнять дома с родителями. Главное, чтобы «домашние задания» способствовали не только получению базовых знаний, но при этом давали простор для развития воображения ребенка.

Для родителей:

- чтобы определить, насколько хороша развита фантазия у ребенка, родителям рекомендуется заполнить опросник (приложение 3);

- игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым в этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью;

- в ходе исследования одни из самых лучших результатов показали дети, которым постоянно читают родители. Очевидно, что чтение художественной и не только литературы представляет собой великолепное средство, стимулирующее развитие детской фантазии и воображения;

- если в ДУ отсутствуют какие-либо тематические секции или кружки, родители могут выступить с инициативой создания чего-то подобного, а при желании и возможности организовать кружок для дошкольников на дому: не исключено, что чья-то мама захочет обучать девочек-дошкольниц шитью мягкой игрушки, а чей-то папа с удовольствием возглавит кружок «Юный рыболов» или «Юный техник»;