Файл: Детская литература как условие развития воссоздающего воображения дошкольников Курсовая работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- компьютер и телевизор при всех своих неоспоримых достоинствах нередко оказывают вредное воздействие на здоровье и формирующуюся психику дошкольника. Поэтому родителям желательно найти время для того, чтобы сходить с ребенком на балет, в театр или музей, съездить на загородную прогулку, приобрести какие-либо развивающие настольные игры. Все это послужит великолепной пищей для фантазии и воображения дошкольника.


Заключение

Итак, воображение — это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта.

Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.

Преобразование действительности при помощи воображения происходит посредством нескольких основных способов: агглютинации, акцентуирования, схематизации и типизации.

Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

Проведенное исследование показало, что в своих вымыслах дошкольники весьма изобретательны, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему. Однако в своем поведении старший дошкольник во многом следует образцам и представлениям, полученным от взрослых, поэтому в данном возрасте творческое воображение несколько снижается.


Уровень развития воображения детей в таком возрасте может существенно различаться, о чем свидетельствует анализ результатов проведенной программы. Кроме того, воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как воспитателю или психологу, так и родителям.

Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности.

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

И, наконец, хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.



Список использованных источников и литературы


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.

  2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: Академия, 2000. – 112 с.

  3. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. - 1972. - № 2.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1997. - 93с.

  5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 220 с.

  6. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 3. - М., 1983. - 368 с.

  7. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968. - 276 с.

  8. Гаспарова Е. М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста: Автореф. Канд. Дис. - М., 1985. - 25 с.

  9. Детская психология: Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.; Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Минск: Университетское, 1988. - 399 с.

  10. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. - 1980. - № 2. с. 107 – 114.

  11. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. - 1987. - № 1. С. 44 – 51.

  12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 96 с.

  13. Запорожец А. В. Психология. М., Учпедгиз, 1953.

  14. Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 1968. № 3. С. 33—43.

  15. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 144 с.

  16. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Просвещение, 1996. - 160с.

  17. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

  18. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А.; Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – 2 изд., расшир., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 512 с.

  19. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Генезис, 2007. – 208 с.

  20. Кудрявцев В. Сила воображения // Дошкольное образование. – 2001. -№ 7.

  21. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. - 138 с.

  22. Маклаков А. Общая психология.

  23. Мухина В.С. Психическое развитие и обучение / Детская психология. – М: Эксмо, 2000. - 352с.

  24. Мухина В.С. Психология дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.

  25. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси: Мецниереба, 1972. - 344 с.

  26. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

  27. Никольская И. М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. — СПб.; Рига, 1996.

  28. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы // 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.

  29. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1976. - 479 с.

  30. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2005. – 448 с.

  31. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. - 408с.

  32. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986. - 224 с.

  33. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пос. - М.: Владос, 1996. - 526 с.

  34. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - М.: Академкнига, 2002.- 168 с.

  35. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

  36. Теплов Б.М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1953.

  37. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: Академия, 1996. – 336с.

  38. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.

  39. Художественное творчество в детском саду. / Под ред. Ветлугиной Н. А. - М.: Просвещение, 1974. – 240 с.


Приложение 1

Таблица 1

Воссоздающее воображение в речевой деятельности




испытуемый

Рассказ дословно

Поведение,

эмоции

1

Крошкова Аня

Жила – была Машенька. Она пошла в лес за грибами. А бабушка с дедушкой ей говорили, чтобы она далеко не уходила. И она заблудилась…увидела избушку, а там медведь…он ей и говорит: «Теперь у меня жить будешь и готовить»…Машенька решила убежать от злого медведя. Залезла в короб и говорит, чтобы бабушке и дедушке отнес пирожки. Медведь хотел съесть пирожки, но…не съел…принес бабушке и дедушке, а его собаки прогнали. Машенька обрадовалась…и бабушка с дедушкой тоже обрадовались.

Постоянно смотрит в потолок, вспоминает, крутит ру

ки. Говорит неторопли

во. Задумы

вается.

2

Жогина Оля

Маша пошла гулять в лес и встретила там медведя страшного и злого. Он ее не отпускал домой, заставлял готовить кашу. Она привела его в деревню, а его тут собаки покусали…нет…она сначала пирожки испекла и залезла в короб и говорит: «Я все вижу, не ешь пирожки, они для бабушки и дедушки». А потом медведь убежал в лес. Вот. И бабушка обрадовалась.

Рассказы

вает медлен

но, невыра

зительно. Руки на ко

ленях. На

пряженний

взгляд.

3

Степанова Юля

Машенька жила с дедушкой и бабушкой. Она хотела погулять и пошла в лес за грибами…с подругами. Она ходила, ходила, ходила и ушла далеко-далеко. Зашла в домик и испугалась медведя…он был большой и лохматый. Он ей говорит: «пеки мне пирожки и кашу вари». Она испекла много пирожков и залезла в сумку…а пирожки положила на голову, чтобы медведь не увидел. И говорит: «Не подглядывай, я все вижу». А медведь устал и есть хочет, а Маша говорит, что все видит. Он принес ее к дедушке и бабушке и убежал…нет его собаки прогнали. Они ее достали из сумки и больше никуда не отпускали.

Держится

свободно,

рассказыва

ет с интере

сом и вы

раженной

интонацией

4

Косорева Ира

Жила – была девочка. Ее звали Машенька. Она говорит бабушке: «Я хочу погулять, я принесу вам грибов и ягод из леса». Бабушка очень любила грибы и отпустила, а дедушка сказал, чтобы далеко от подружек не уходила. А она перепутала тропинки и пришла к медведю в дом. Медведь обрадовался и говорит: « Теперь мне готовить будешь, а то я тебя съем». А Маша хотела убежать, но забыла как идти обратно. И решила пирожки испечь. А в лесу очень темно было и большие деревья. Залезла в короб и говорит: «Неси пирожки дедушке и бабушке». Медведь долго шел и устал…и сел на пенек…Маша поругалась и медведь пошел дальше. Бабушка в деревне ждет внучку…а медведь испугался собак…и убежал опять в лес…все.

Наклони

лась вперед,

вниматель

но следит

за реакцией

эксперимен

татора. Улы

бается.

5

Шимарданова Исамия

Жили – были бабушка и дедушка. И была у них внучка Машенька. Пошла она в лес с подругами…шла…и заблудилась…и встретила страшного медведя. Он ее не отпускал домой. А она соскучилась по бабушке с дедушкой…и решила убежать…нет…решила спрятаться в коробе…сначала пирожки испекла, а потом спряталась. И говорит медведю: «Неси пирожки. И не ешь их. Я все вижу». А медведь говорит: «Какая глазастая». Пришел к бабушке и поставил короб. Потом собаки его прогнали…они помогли бабушке с дедушкой…медведь убежал. А Машенька вылезла из пирожков и поцеловала бабушку.

Рассказыва

ет заинтере

совано, иногда с ин

тонацией.

Периоди

чески заду

мывается.

Улыбается.

6

Вишнякова Наташа

Маша очень красивая девочка. Она добрая. Любит бабушку с дедушкой…испекла пирожки…ой! Нет!... пошла в лес и ее там поймал медведь…страшный и злой…а она дорогу не знает…чтобы вернуться домой…заблудилась…испекла пирожки и залезла в короб с пирожками и медведь ее отнес домой…бабушка обрадовалась, а медведь убежал…

Рассказы

вает мед

ленно. Инто

нация меня

ется только

тогда, ког

да ошибает

ся. Крутит

кофту. Сос

редаточена.

7

Митин Сережа

Жили – были дедушка и бабушка. И была у них внучка Машенька. Однажды…дети собрались в лес за ягодами и грибами и стали звать с собой Машеньку. Дедушка с бабушкой сначала не отпускали…они очень волновались за нее…а потом отпустили. Дети шли, шли, собирали ягоды и грибы, а Машенька увидела бабочку, стала любоваться ею…куда бабочка полетит, туда и Маша побежит…и заблудилась. Огляделась…нет никого. Стала кричать и звать на помощь, но никто не отзывался. Ей стало грустно и страшно. Она даже заплакала. Потом шла, шла и увидела избушку. Вошла туда. Увидела, что грязно и убралась…и сварила кашу. Вдруг заходит большой медведь…он увидел Машеньку и обрадовался. «Теперь вместе жить будем. Ты мне будешь готовить, а я тебе ягоды приносить». Она соскучилась по дедушке с бабушкой, а дорогу не знает и решила схитрить. Напекла пирожки, а сама в коробе спряталась и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой гостинец, но только не заглядывай в короб». Он согласился. Идет…идет…идет…медведь по лесу и проголодался…говорит: «Сяду на пенек, съем пирожок». А Маша из короба: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Дошел медведь до бабушки с дедушкой и оставил короб у ворот, а сам убежал. Бабушка с дедушкой обрадовались…что внучка вернулась.

Рассказыва

ет сосредо

точено, уве

рено, не де

лает длин

ных пауз.

Руки на ко

ленях, спин

ка вытяну

та. Речь

ярко эмо

ционально

окрашена.


8

Белова Настя

Жила – была Машенька. Она очень любила своих бабушку и дедушку. И однажды решила пойти в лес за грибами…вместе с друзьями. Она гуляла, гуляла и потерялась. Испугалась, звала на помощь…и увидела избушку. Зашла в нее и легла спать…заснула…и входит медведь. Она испугалась. А медведь ей и говорит: «Будем жить вместе. А если убежишь, я тебя съем». Машенька решила испечь пирожки…она хитрая бала. Залезла в короб и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой и не ешь пирожки…я все вижу». Медведь шел долго-долго и устал…сел отдохнуть и съесть пирожок а Машенька из короба говорит: «Не ешь пирожок, все вижу». Медведь пошел дальше. Пришел в деревню к бабушке с дедушкой…а его собаки прогнали. Машенька вылезла из короба и обрадовалась.

Рассказыва

ет быстро,

торопливо.

Оглядывае

ся по сторо

нам. Улыбается.

9

Никсааев Костя

Маша пошла гулять и заблудилась. А медведь добрый был…но…у…добрый был…но и хитрый. Он хотел, чтобы за ним ухаживали, поэтому Машеньку и не отпускал домой. Но она все равно обманула его…залезла в короб с пирожками…спряталась. И он ее вместе с пирожками отнес бабушке с дедушкой. Хотя мишка и хороший, но его, наверное, трудно расчесать…его волосы жесткие, плотные…и Маша хорошая. А бабушка с дедушкой обрадовалась, когда медведь принес пирожки с Машенькой.

Активно жестикули

рует, рассказыва

ет с инте

ресом. Наклонен

вперед.

10

Марков Алексей

Жила Машенька с бабушкой и дедушкой. Она отпросилась у бабушки с дедушкой в лес гулять…нет! Она пошла за грибами и за ягодами. Бабушка не отпустила, но она все равно пошла и заблудилась. В лесу было очень темно и страшно. Она попала в избушку. Там жил большой медведь. Он ей сказал, что теперь они будут жить вместе и она ему будет готовить, а если убежит, то он ее съест. А она обхитрила медведя…испекла пирожки…вкусные…с яблоками и мясом…залезла в короб и он ее отнес в деревню. А по дороге он хотел съесть пирожки, но Машенька все видела и не дала ему съесть…бабушка обрадовалась. А медведь убежал…нет…да…его собаки прогнали.

Рассказыва

ет оживлен

но. Улыбает

ся, когда

сбивается с мысли и за

думывается.

11

Башманов Саша

Жила Маша с бабушкой и дедушкой. Она пошла в лес с девочками и мальчиками…собирать грибы и ягоды. Шла, шла и заблудилась. Испугалась. И встретила медведя. Она хотела убежать, но не знала куда. Она была маленькая и помещалась в большой короб. Медведь пошел посмотреть погоду, а Машенька залезла в короб и пирожки положила сверху. А медведь ее не заметил…отнес пирожки бабушке и дедушке…но он сам их хотел съесть, а Маша говорит из короба, чтобы он их не ел. Медведь испугался и пошел быстро в деревню…поставил короб…а собаки все хорошо нюхают и унюхали медведя…и много много собак стали на него лаять и он опять убежал в лес. И все обрадовались.

Рассказыва

ет спокой

но, степен

но, не торо

пится. Без

эмоций.

12

Белова Алиса

Маша живет с дедушкой и бабушкой…Маша пошла в лес. Гуляла долго-долго и потерялась, забыла тропинку домой. А потом зашла в избушку, где жил медведь. Медведь потом пришел и обрадовался. «Теперь ты мне будешь готовить. Я люблю кашу и пирожки». Она соскучилась по дедушке с бабушкой и решила убежать. Испекла много пирожков и залезла в короб…да…залезла и сидит…ее совсем не видно…медведь не догадался и понес ее в деревню. По дороге он устал и хотел съесть пирожок, но Машенька ему не разрешила и он пошел дальше. Опять хотел съесть и она опять ему не разрешила. Медведь пришел в деревню…испугался собак и опять убежал в лес. Дедушка с бабушкой увидели Машеньку и обрадовались ... и Машенька обрадовалась тоже.

Задумчи

вый взгляд

в сторону. Рассказыва

ет осторож

но с инте

ресом и ин

тонацией.



Приложение 2
Таблица 2

Воссоздающее воображение в изобразительной деятельности




испытуемый

Рассказ по рисунку дословно


Поведение,

эмоции

1

Крошкова Аня


Я нарисовала Машеньку. Она улыбается, рада, что вернулась к бабушке и дедушке. Это дерево, дом, солнце. Я нарисовала цветок…у меня на кофточке такой же есть…большой и синий. Все.

Задумывает

ся в выборе карандашей и рассматривает свой рисунок

2

Жогина Оля


Я нарисовала Машу. Ей бабушка подарила платочек. Мне тоже бабушка вчера подарила. А медведя собаки покусали, и он убежал …в лес.

Рисовала с интересом.

3

Степанова Юля


Это бабушка. Это Маша…она далеко – далеко от дома. Ее медведь напугал. Она в шапке, чтобы клещи в лесу не упали. А то мне мама говорит, что в лесу много клещей…страшных.

Отобрала сразу себе три цвета. Увлечена

4

Косорева Ира


Маша по тропинке идет и грибы собирает. А медведь ждет ее в избушке…и еще много деревьев. А Маша очень красивая…как моя мама.

Увлеченно рисует. Улыбается


5

Шимарданова Исамия


Машенька убегает от медведя домой…у медведя нет рук, чтобы он ее не поймал. Он большой и страшный. Я видела такого в зоопарке. У них зубы белые.


Старательно выводила Машеньку.

Устало вздохнула.

6

Вишнякова Наташа


Я нарисовала Машеньку. Она красивая…я хотела ей платье белым нарисовать, но не видно. У нее корона есть как у принцессы.

Задумыва

лась, под

перала щеку. Долго не мог

ла решить ка

ким цветом рисовать платье

7

Митин Сережа


Я нарисовал Машеньку. Она у меня не очень хорошо получилась. Я хотел медведя нарисовать, но передумал. Она гуляет по лесу. Лес тоже не нарисовал.

Рисовал сосредото

ченно, старательно

8

Белова Настя


Я нарисовала избушку, где жил медведь. Он добрый…но не умел готовить…вот и хотел, чтобы ему Маша готовила. А она в новом платье и шапочке. А у меня скоро день рождения.

Отвлекалась, но потом сосредоточилась на рисунке

9

Никсааев Костя


В доме они жили. Она ему готовила каши…я тоже люблю пирожки.

Увлеченно работал, лицо спокойное

10

Марков Алексей


Я нарисовал лес…в нем темно и страшно, много деревьев. Маша заблудилась…она собирала красивые цветы и грибы. Вот.

Увлечена работой была. На лице удовлетво

ренность и

улыбка

11

Башманов Саша


Я нарисовал Машу с медведем. Он боится собак. Это дом, где живут бабушка с дедушкой. Их не видно, они в доме. У моего дедушки тоже есть собака. Зовут Рекс.

Рисовал медленно, старательно.

12

Белова Алиса


Я нарисовала как медведь несет Машеньку в коробе домой…она там спряталась и он ее не заметил.

Рисовала сос

редоточенно, иногда смот

рела в окно