Файл: 31. Кривые жизненного цикла товара.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31. Кривые жизненного цикла товара

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) характеризуется продолжительностью его обращения на рынке. Начинается с момента первой продажи и заканчивается полным прекращением реализации.

В качестве стадий жизненного цикла выступают: Этап внедрения на рынок. Этап роста продаж. Этап насыщения рынка. Этап спада объема продаж.
5 базовых кривых ЖЦТ Традиционная кривая жизненного цикла товара характеризует объем продаж и прибыли за определенный промежуток времени, включающий все стадии реализации. Для ее построения необходима статистика предприятия по продукту

1)Кривая «БУМ» Описывает высокий спрос на продукцию в течение длительного времени. Продажи и прибыль стабильны. Характеризует популярный вид товара. Такой товар не переходит в стадию зрелости и спада в среднесрочной перспективе. В качестве примеров можно привести продукцию компании Apple, газированный напиток Сoca-Сola.
2)Кривая «Плато» или кривая «рост–спад» Такая кривая характеризуется быстрым ростом и быстрым спадом спроса, но продажи постоянно продолжаются в стадии зрелости. График характеризует качественный товар, который получил доверие покупателя. Рассматривается также влияние модных тенденций. В стадии зрелости товар используется консерваторами или покупателями, у которых появились свободные средства для приобретения. В пример можно привести солнцезащитные очки Ray-ban, одежду Adidas, планшеты и другие гаджеты.

3)Кривая «Сезонность» или кривая с повторным циклом Кривая характеризует возобновляемый спрос через определенные промежутки времени. В наибольшей степени характеризует сезонные товары, а также товары периодичного спроса. В стадии зрелости и спада кривая отклоняется то вверх, то вниз, образуя повторный цикл. Спрос на такие товары провоцируется модой (ностальгией по старым временам) либо сезоном. Примером служит ретро-одежда, крема против загара, резиновые сапоги или средства индивидуальной защиты при постоянных пожарах.
4) Кривая «Гребешок» или кривая новых подъемов Описывает волнообразный рост спроса в стадии зрелости. Характеризует качественный товар, который покупает все большее количество потребителей. Они довольны качеством и сервисом. А значит компания проводит оценку результатов своей деятельности, модернизирует ассортиментный ряд, выпускает модификации, тем самым, продлевая стадию зрелости. В пример приводят консорциум автомобилей BMW. Новые покупатели приобретают авто ввиду надежности и современного дизайна и тюнинга. Другим примером является чулочная фабрика, способная наращивать темпы продаж благодаря частым закупкам, которые увеличиваются в зимний период. У этих товаров гребешковая кривая, описывающая пик и спад продаж, но растущая в динамике.


5) Кривая «Провала» Характеризует неудачный товар, который после старта продаж перестал покупаться. У такого товара отсутствует стадия роста и зрелости. Кривая говорит о том, что покупки совершались для пробы в незначительных объемах. Качество или свойство товара не устроили покупателя. Поэтому повторные покупки не производились, а продажи резко сократились. В качестве примера приводят лекарственные средства, у которых есть более дешевые или эффективные аналоги.

32. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения конкурентоспособности товара.

Стандартизация – одна из форм проявления объективных экономических законов развития общества, включая закон стоимости и закон повышения производительности труда. С помощью стандартизации устанавливают необходимый уровень качества продукции, повышая, таким образом, потребительную стоимость товаров, а путем реализации других ее методов снижают себестоимость продукции, отражая этим самым одну из форм проявления закона повышения производительности труда.

ГОСТ—Р 1.0—92 определяет стандартизацию как деятельность, направленную на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Создание системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет:

– значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки (упор на снижение издержек производства);

– превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок и потребителей;

– стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров, учитывая, что требования к этим свойствам перестают быть обязательными;

– превратить стандарты в продукт демократического согласования (консенсуса) заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;

– сделать стандарты необходимым условием достижения конкурентоспособности и успешной работы на рынке, так как товары будут сертифицироваться на их соответствие обязательным требованиям стандартов.



В международных стандартах МС ИСО серии 9000 выделяется ряд особенностей системы качества, которые следует учитывать пользователям стандартов: лаконичность; рекомендательный характер; профилактическая направленность (упор на предупреждение и недопущение брака, а не на контроль и исправление);
Сертификация носит добровольный и обязательный характер. В последнем случае она связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и защитой окружающей среды. Статус сертификация зависит от статуса стандартов, на соответствие продукции которым она проводится. В ряде стран вопросы сертификации регулируются в законах о стандартизации (например, Закон о стандартизации в КНР 1988 г.)

Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, делает возможной гарантию стабильного изготовления продукции необходимого уровня качества, поскольку охватывает организацию производства и собственно качество продукции. Сертифицированная система качества предприятия позволяет ему расширять круг надежных партнеров и повышать конкурентоспособность своей продукции. Сертификация положительно сказывается на репутации предприятия. В конечном итоге развитая национальная сертификация служит интересам потребителя, защищая его от низкокачественной, а то и просто вредной для его здоровья продукции.
В настоящее время предпринимаются энергичные меры по ограждению внутреннего рынка от отечественной и импортной некачественной продукции. Упор делается, в первую очередь, на обязательную сертификацию товаров; потенциально опасных для здоровья и окружающей среды. 

Итак, главными показателями конкурентоспособности являются те, на которые обращают внимание покупатели. Экономическое положение фирм-производителей и торговых предприятий зависит от того, как быстро продаются товары и как быстро деньги возвращаются производителям для осуществления нового цикла производства. Продукция не может быть конкурентоспособна, если она не востребована рынком.

33. Маркетинг услуг.

Маркетиг услуг - маркетинг, задачей которого является продвижение услуг компании на рынок.  

Маркетинг услуг — научная дисциплина и отрасль современного маркетинга, изучающая особенности маркетинговой деятельности организаций, бизнес которых заключается в получении выгоды от предоставления услуг.


На маркетинг услуг влияет то, что услуги обладают рядом особенностей, отличных от товара:

  • неосязаемость - покупатель  затруднен в определении качества услуги до момента ее оказания;

  • ненакапливаемость – услугу нельзя сохранить или складировать как товар, что объясняет высокие издержки производства услуг и расходов на маркетинг услуг;

  • неотделимость от источника услуги - процесс оказания услуги трудно отделить от покупателя, который непосредственно участвует в проссе производства и оказания услуги.

 Целями маркетинга услуг являются

  1. прибыль от услуги и ее рост;

  2. удовлетворенность покупателей

  3. постоянные покупатели;

  4. увеличение ценности услуги;

  5. улучшение качества обслуживания (удовлетворенность, заинтересованность и высокая производительность труда служащих).

Особенности комплекса маркетинга для услуг (4P + процесс, персонал, материальное окружение).

Специфика маркетинга услуг находит отражение и в системе маркетинга. Главная причина создания особого комплекса маркетинговых коммуникаций в сервисных фирмах видится в необходимости донести до покупателя услуг высочайшее качество той услуги, которую он собирается приобрести. Есть и другие причины специфичности комплекса маркетинга услуг. Это, как и писал ранее, непосредственное участие покупателя в процессе оказания услуги, не менее важном, чем результат. Кроме того, невозможность хранения услуг требует точных расчетов возможностей предприятия в сфере услуг, согласования их спроса и предложения.

34. Этапы ценообразовании и факторы, влияющие на уровень цен

Под ценообразование понимается процесс формирования цен на продукцию или товар

Процесс ценообразования включает этапы:

  • 1. постановка цели и задачи ценообразования

  • - обеспечение сбыта

  • - получение максимальной прибыли

  • - удержание рынка

  • 2. определение спроса на товар

  • 3. оценка затрат на производство

  • 4. анализ цен и товаров конкурентов

  • 5. выработка метода установления цены

Основные методы ценообразования:

  • 1. нормативный (себестоимость и прибыль рассчитываются по нормам и нормативам);

  • 2. параметрический:

  • 3. метод удельных показателей;

  • 4. метод балльных оценок;

  • 5. экономико-математические методы;

  • 6. затратный метод (себестоимость определяется исходя из затрат предприятия);

  • 7. агрегатный метод;

  • Факторы, вызывающие снижение цен:

  • 1) расширение и рост производства;

  • 2) научно—технический прогресс;

  • 3) уменьшение издержек производства и оборота;

  • 4) увеличение производительности труда;

  • 5) высокий уровень конкуренции;

  • Факторы, вызывающие повышение цен:

  • 1) сокращение производства;

  • 2) нестабильная ситуация в экономике;

  • 3) монополизм;

  • 4) высокий спрос;

  • 5) увеличение массы денег, находящейся в обращении;


35. Факторы, воздействующие на ценообразование

Факторы, влияющие на процесс ценообразования

  • 1. специфика производимой продукции

  • 2. особенность производственного процесса

  • 3. специфика жизни. цикла товара

  • 4. мобильность производственного процесса

  • 5. реклама

  • 6. рыночная стратегия и тактика производителя

  • 7. длительность продвижения товара от производителя до потребителя

  • 8. организация сервиса при продаже

  • 9. имидж товаропроизводителя

  • 10. объем рынка

  • 11. политич. и экономич. обстановка в стране

Для выбора метода расчета цены учитываются такие факторы, как степень новизны товара, стадия жизненного цикла, наличие дифференциации товара по качеству. При этом минимальная возможная цена определяется себестоимостью продукции, а максимальная - наличием уникальных особенностей в изделии. Также при выборе метода ценообразования необходимо учитывать внутренние ограничения (прибыль, издержки) и внешние (цены товаров-конкурентов, покупательная способность).

36. Этапы установления исходной цены на товар.

Процедура установления исходной цены включает 6 этапов:

1. Определение ценовой стратегии.

2. Определение масштабов потенциального спроса.

3. Оценка издержек.

4. Анализ цен и товаров-конкурентов.

5. Выбор метода определения цены на конкретный товар.

6. Назначение окончательной цены.

Этап 1. Прежде чем приступить к установлению цен, надо решить, каких целей производитель собирается достичь на рынке с помощью конкретного товара:

- Чаще всего в качестве такой цели выступает обеспечение выживаемости. Эта цель оказывается основной, если на рынке много продавцов и острая конкуренция. Выживание важнее прибыли. Поэтому для обоснования сбыта фирма, скорее всего, пойдет на установление низких цен.

Этап 2.Оценка потенциального спроса. Любая назначенная цена так или иначе скажется на уровне спроса на товар. От того, насколько точно спрогнозируем спрос, будет зависеть: оправдается ли наше ожидание относительно будущих масштабов сбыта продукции? Основная проблема состоит в оценке параметров кривой спроса. При определении параметров спроса важно принять во внимание тип рынка, на котором будет реализован товар.

Этап 3. Определение себестоимости продукции. Предприятие стремиться назначить цену, которая полностью возмещала бы ему издержки на производство и реализацию продукции. Кроме того, обеспечила бы ему некоторую справедливую прибыль. Издержки определяют нижнюю границу цены, а спрос – верхнюю.