ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2809
Скачиваний: 116
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История России
Деревянко А.П., Шабельникова Н.А.
Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.
Д36 История России : учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560 с.
В учебном пособии изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом последних исследований по отечественной истории. Освещены проблемы социально-экономического и политического развития страны, рассмотрены внутренняя и внешняя политика, культура. Пособие позволит успешно подготовиться к экзаменам и семинарским занятиям в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Для абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех интересующихся историей.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие | 3 |
Глава 1. Первобытная эпоха человечества | 16 |
Глава 2. Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н. э.—IV в. н. э.) | 23 |
Глава 3. Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IX вв.) | 28 |
Глава 4. Древняя Русь в IX—XIII вв | 35 |
4.1.Древнерусское государство (IX—XII вв.) | 35 |
4.2. Русские земли и княжества в XI—первой половине XIII в | 49 |
4.3. Борьба Руси за независимость в XIII в | 56 |
Глава 5. Образование Русского централизованного государства (конец XIII—первая половина XVI в.) | 65 |
Глава 6. Российское государство в XVI в. Иван Грозный | 81 |
Глава 7. Россия в XVII в | 97 |
7.1. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время | 98 |
7.2. Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. «Бунташный век» | 105 |
Глава 8. Русская империя в XVIII в | 121 |
8.1. Рождение империи: время Петра Великого (конец XVII—первая четверть XVIII в.) | 122 |
8.2. Россия в эпоху дворцовых переворотов, 1725—1762 гг | 135 |
8.3. Российская империя во второй половине XVIII в | 148 |
Глава 9. Россия в XIX в | 164 |
9.1. Российская империя в первой половине XIX в | 164 |
9.2. Российская империя во второй половине XIX в | 191 |
Глава 10. Россия в конце XIX—начале XX в | 210 |
10.1. Экономическое и социальное развитие | 211 |
10.2. Политический строй России в начале XX в | 223 |
10.3. Революционные кризисы в России в начале XX в | 235 |
10.4. Внешняя политика России в начале XX в | 257 |
Глава 11. Советская Россия в 1917—начале 20-х гг | 263 |
Глава 12. Советское государство в первой половине 20-х гг. XX в | 282 |
Глава 13. СССР во второй половине 20-х—30-е гг. XX | 295 |
13.1. Общественно-политическая жизнь Советского государства в 20-30-е гг. XX в | 295 |
13.2. Экономическое и социальное развитие СССР в 20-30-е гг | 314 |
13.3. Внешняя политика советского государства (1921-1941 гг.) | 325 |
Глава 14. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) | 339 |
Глава 15. Послевоенное восстановление и развитие СССР | 363 |
Глава 16. СССР в 1953—1964 гг. Десятилетие Хрущева | 380 |
Глава 17. СССР в середине 60—середине 80-х гг | 400 |
Глава 18. Перестройка в СССР (1985-1991) | 422 |
Глава 19. Россия в 90-е гг. XX в,—начале XXI в | 441 |
Глава 20. Культура России (IX—начала XXI в.) | 472 |
20.1. Культура древнерусского государства и эпохи удельных княжеств (IX—XIII вв.) | 473 |
20.2. Развитие культуры Московского государства (XIV-XVII вв.) | 478 |
20.3. Культурная эволюция Российской империи (XVIII-XX вв.) | 487 |
20.4. Советский период развития культуры России | 511 |
20.5. Современная социокультурная ситуация в России | 534 |
Правители | 541 |
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наша эпоха — время мучительной переоценки ценностей и радикальных экспериментов, время выбора социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров для каждой семьи, каждого человека. Нам с вами выпало жить, учиться, работать в период смены веков, кардинальных изменений в развитии общества, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни государств и народов и открываются новые, во многом еще не познанные перспективы в историческом развитии России и всего мира.
Известна истина — родителей не выбирают. В младенчестве и раннем детстве их любят за то, что они — родители. Потом их любят за заботу, ласку и помощь во всех делах. Если родители неласковы или жестоки, вряд ли ребенок ответит им чем-либо, кроме холодности. Взрослея, человек однажды пытается взглянуть на отца и мать как бы со стороны, глазами любопытствующего наблюдателя, оценить достоинства и недостатки их характера так же, как оценивает он других, неродных людей. Постепенно он определяет для себя, в чем родители хороши, а в чем — плохи, т. е. начинает относиться к ним осознанно, как к чему-то объясненному, ставшему понятным.
Страна, в которой человек рождается, как мать и отец, может быть заботлива или неласкова. Настает время, когда приходится определять свое отношение к ней, сознательно избирая любовь или равнодушие. Чтобы не сделать ошибки,"следует знать историю своего отечества. Не только холодный перечень событий и действующих лиц, но и саму сущность истории нашей страны, ее родословность. Необходимо попытаться понять, что представляет собой родина, как она стала такой и какая судьба ее ожидает.
Мы получили от прошлых поколений духовное наследие, которое пополняем с учетом собственного опыта. Это — знание законов развития природы и общества (наука), эмоциональное восприятие окружающего (культура), свод правил общения (нравственность), идеалы и мотивы деятельности (идеология, религия), способы и формы передачи духовного наследия от поколения к поколению (образование).
В переломные эпохи происходит переоценка духовного наследия: смена научных парадигм, обновление культурных и этнических ценностей, разрушение прежних и становление новых идеалов, перемены в образовании. Это мучительный, болезненный, длительный процесс. Он связан с разрушением
4
привычных стереотипов мышления и поведения, с появлением множества альтернативных позиций, с внезапным вторжением давно забытых и отброшенных взглядов.
Как же выбрать верный путь в будущее, не допустить роковой ошибки, отличить истину в этой пестрой палитре заманчивых идей? В этом может помочь история, которая содержит не просто увлекательное или скучное (в зависимости от литературного дара летописца) описание прошедших событий, деяний исторических личностей и народов. Знание истории предполагает обобщение, осмысление прошлого опыта, каждая крупица которого оплачена дорогой ценой. При всей кажущейся уникальности происходящих ныне событий в них всегда можно обнаружить сходство, и немалое, с тем, что уже пережили в прошлом народы, нашедшие выход из подобных кризисов. Необходимо усваивать уроки истории, периодически пополняя полученные знания на основе собственного опыта. В этом смысле каждый из нас — ученик истории, прилежный или легкомысленный.
История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества.
Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории. Historia est magistra vitae (история — наставница жизни), говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значительно позже (в России — примерно с начала XVIII в.). В XVIII—первой половине XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений.
Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие.
История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической,
5
политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам).
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), нумизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукописные памятники и старинное письмо) и др.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография (история исторической науки), задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др.
По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы:
-
история мира в целом; -
история какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика); -
народа (китаеведение, японоведение); -
группы народов (славяноведение).
История России — научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.
Любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам? На наших глазах меняется Россия, отмирает старое, рождается
6
новое. Не всегда оно может быть оценено однозначно, не всегда оно — на благо России. Разобраться в современных процессах, определить свой собственный взгляд на происходящее вокруг и внутри России, не растеряться в многообразии мнений — в этом нам поможет история.
Наше прошлое — эта наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. У России была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, непохожая на другие страны история. И, несмотря ни на что, Россия внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию. Изучение истории России приводит к убеждению, что вся она создана силою русского духовного характера. Верно заметил выдающийся мыслитель XX в. Иван Александрович Ильин: «От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева — вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».
Интересы современного общества, основные направления развития исторической науки и последовательное изучение истории в школе и высшем учебном заведении совпадают в некоторых принципах: