Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2814

Скачиваний: 116

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В архитектуре 60—80-х гг. характерным направлением стала массовая за­стройка (малогабаритные «хрущевки» и панельные однотипные дома). Но при этом были реализованы отдельные архитектурные проекты, не уступав­шие мировому уровню, например здание аэропорта «Пулково» в Ленинграде (архитекторы А. С. Жук, Ж. А. Вержбицкий).

Музыка. Музыкальное искусство включало произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50—80-х гг. произведения внесли определен­ный вклад в развитие музыкальной культуры. Д. Кабалевским была написана опера «Семья Тараса», С. Прокофьевым — Седьмая симфония, Д. Шостакови­чем — Десятая и Пятнадцатая симфонии, К. Данькевичем — опера «Богдан Хмельницкий», Н. Жигановым — опера «Джалиль». Стали классикой балеты К. Караева «Семь красавиц» и А. Хачатуряна «Спартак».

Получили признание в нашей стране и за рубежом песни М. Блантера, И. Дунаевского, А. Новикова, А.Островского, А. Пахмутовой, В. Соловьева-Се­дого, О. Фельцмана. Популярными исполнителями этих песен стали Л. Утесов, К. Шульженко, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э. Хиль. Голосом поколе­ния 70-х гг., выразившим его боль и надежду, стал артист и певец В. Высоцкий. Для эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утверждени­ем культуры вокально-инструментальных ансамблей.

Жесткому контролю Министерства культуры подвергалась театральная деятельность и кино. Тем не менее значительных успехов в период «оттепели» достиг кинематограф.

Лучшие советские фильмы тех лет получили признание как у нас в стране, так и в мире. Премий международных кинофестивалей были удостоены фильмы, посвященные теме Великой Отечественной войны: «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» {режиссер Г. Чухрай, 1959), «Судьба человека» {режиссер С. Бондарчук, 1959) и другие.

534

Большой популярностью пользовались театральные постановки Москов­ского театра на Таганке, созданного режиссером Ю. Любимовым, Театра «Современник» {режиссеры О. Ефремов и Г. Волчек), Театра им. Ленинского Комсомола {М. Захаров), Ленинградского Большого драматического театра {Г. Товстоногов). Получили развитие театры в других городах страны.

Каждый спектакль или кинокартина рождались в сложных условиях идео­логической цензуры. В этих условиях многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. В разное время были лишены гражданства и оказались за границей будущие лауреаты Нобелевской премии поэт
И. Бродский и писатель А. Солженицин, писатели В. Войнович, Г. Владими­ров, В. Некрасов, режиссер Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, ху­дожник О. Целков, музыкант М. Ростропович. С принудительного лечения в психиатрической клинике начался путь в эмиграцию известного художни­ка М. Шемякина. Через тюрьмы, ссылки, психлечебницы прошли генерал П. Григоренко, академик А. Сахаров и др. Преследованиям подвергались дея­тели культуры, науки, искусства, осмелившиеся мыслить неугодным «систе­ме» образом или проявлять свои взгляды. Но это, отнюдь, не означало, что вся наша культура заключалась только в этом. Жизнь была неизмеримо бога­че, богаче была и культура.

Русский филолог М. М. Бахтин в одной из своих работ предложил обра­тить внимание на литературу как самостоятельную, самодвижущуюся и даже саморегулирующуюся систему. Этот взгляд можно применить при оценке культуры советского периода. Социалистический реализм как метод искусст­ва, как «модель сознания», фактор социально-культурной динамики, дей­ствовавший в течение всей советской истории, по мнению исследователей, если не способствовал, то, во всяком случае, не препятствовал созданию про­изведений в различных видах и жанрах искусства, ставших поистине гордо­стью нашей культуры.

Культура советского периода — сложное, многообразное явление. По рос­сийской традиции поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла, несмотря на противоречивое развитие, много яркого и неповторимо­го в мировую культуру.

20.5. Современная социокультурная ситуация в России

Определяющее влияние на современное состояние отечественной культу­ры оказали изменения, происходившие как в годы «перестройки», так и в по­следующий период. С возникновением политики «гласности» начинают преоб­ладать тенденции возвращения к «подлинному социализму» («с человеческим лицом»). Появились произведения драматурга М. Шатрова (пьеса «Диктатура совести»), публициста Е. Яковлева, возглавлявшего газету «Московские ново­сти», писателя Р. Медведева и др. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съез­де кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение о показе ранее за­прещенных фильмов. Вскоре процесс «гласности» вышел далеко за рамки определенного руководством КПСС курса «демократического социализма».

535

Во второй половине 80-х гг. увеличиваются тиражи газет и журналов. Жур­нал «Новый мир» начал публикацию романов

А. И. Солженицына «Архипе­лаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» и др. Читатели получили возможность познакомиться с ранее запрещенными в СССР произведения­ми: А. Платонова «Котлован», М. Булгакова «Собачье сердце», Б. Пастернака «Доктор Живаго», В. Гросмана «Все течет» и др. Наибольшую известность при­обрели произведения, посвященные критике сталинизма, — повести В. Распу­тина, В. Астафьева, романы Ч. Айтматова, Ю. Дудинцева, А. Рыбакова и др.

После принятия на XIX партийной конференции резолюции «О гласно­сти» (1988 г.) была фактически ликвидирована цензура. Широкое развитие получили культурные, научные и образовательные обмены. Ликвидация «же­лезного занавеса» имела двойственное значение. Положительным явлением было получение возможности свободного выезда за рубеж. Одновременно в нашу страну хлынул поток произведений массовой западной культуры — боевики, фильмы ужасов, бульварные романы, порнографические издания и др. Закономерное явление сегодняшнего времени — «кассетная культура», где тиражирование и потребление «массовой культуры» осуществляется пу­тем личного волеизъявления индивида.

Академик Д. С. Лихачев сравнил нашу современную культуру с ручной птицей, выпускаемой из «клетки», не знающей, как ей «тратить» свободу: «...и когда птицу выпускают из клетки, она сталкивается с двумя трудностя­ми. Прежде всего у нее слабые крылышки... И второе — у нее нет корма, хотя она привыкла в клетке его иметь». Где взять крепкие крылья? Как найти сме­лость отлететь от разрушенной клетки? Как привыкнуть жить без команды?

В этих условиях постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где платежеспособ­ный спрос является основным критерием оценки научного или художествен­ного творчества.

Внедрение рыночных отношений в сферу культуры получило официаль­ное оформление с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе учреждений культуры на условия самофинан­сирования и хозрасчета».

Важнейшей предпосылкой современной социокультурной ситуации яв­ляется «остаточный принцип» финансирования. В СССР «остаточный прин­цип» финансирования стал применяться в конце 20—начале 30-х гг., когда был взят курс на ускоренную централизацию, и ему в жертву принесен куль­турный уровень населения.


Культура России в первой половине 90-х гг. развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6 % местного бюджета. В этих условиях начала действовать програм­ма «Сохранения и развития культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соот­ветствии с программой проводились реставрационные работы — по сохране­нию и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом

536

Устюге. Реставрировались музеи С. А. Есенина в Константинове и декабрис­тов в Ялотуровске, усадьба А. К. Толстого в Брянской области.

Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кри­зису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отноше­ний в 90-е гг. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуж­дены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерческим организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инф­раструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной само­деятельности, одновременно увеличивалось количество «доходных» организа­ций: видеосалонов, пунктов проката аудио- и видеокассет. В настоящее время продолжается тенденция закрытия либо перепрофилирования учреждений культуры.

Особенно неблагоприятная ситуация с социально-культурными учрежде­ниями складывается на селе. В сложившихся экономических условиях ак­ционерные общества на селе (в прошлом колхозы и совхозы) оказались неспо­собными содержать на своем балансе построенные ими Дома и Дворцы куль­туры, кинотеатры, творческие самодеятельные коллективы, финансировать демонстрацию кинофильмов, выездных спектаклей городских театров и т. д.

Внедрение рыночных основ в сферу культуры ухудшило положение твор­ческой интеллигенции. Перед проблемой выживания были поставлены библио­текари, сотрудники музеев, парков, артисты театров — все, кто с повышением стоимости жизни оказался за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса стимулировали массовый опгток вы­сококвалифицированных кадров из учреждений культуры. Значительное чис­ло представителей творческой интеллигенции, особенно тех, кто уже обладал сценическим именем и известностью, ушли из творческих коллективов в ком­мерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на ком­мерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж.


Внедрение рыночных отношений сказалось на репертуаре. Появились произведения, заранее «обреченные» на успех благодаря конъюнктурной те­матике и учету потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсан­тов, новой номенклатуры и т. д. Возросли цены на билеты, что сделало про­смотр спектаклей в престижных театрах практически недоступным.

В то же время мы являемся свидетелями рождения новых театров, новых театральных трупп. Многие из них имеют небольшие залы, но, как правило, у них всегда аншлаги. Например, спектакли Марка Розовского полностью от­вечают его замыслу: «Я хочу, чтобы в свободном обществе торжествовал вы­сокий художественный вкус, а не подделка». Высокий художественный вкус не изменяет и таким талантливым режиссерам (в чьих театрах всегда аншла­ги), как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Ефремов, Юрий Любимов и т. д. Ин­тересны и драматургические поиски многих других деятелей театра, в первую

537

очередь Романа Виктюка, Петра Фоменко, Сергея Арцибашева. Велика роль в развитии художественной культуры Большого театра в Москве, с его дея­тельностью связан расцвет балетного и оперного искусства. Русский балет (и это не преувеличение!) получил всемирное признание и является гордо­стью отечественной культуры.

Внедрение рыночных отношений отрицательно сказалось на отечествен­ном киноискусстве. Такие киностудии, как «Мосфильм», «Ленфильм» и дру­гие, оказались не в силах конкурировать с десятками возникших коммерче­ских студий, кинообъединений и киноцентров. Коммерческие структуры ставят боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, то, что в настоящее время пользуется успехом у значительной части зрительской аудитории. Тем не менее всеобщее признание получили такие произведения последних лет, как фильмы «Покаяние» Т. Абуладзе, «Иди и смотри» Э. Климова, «Частная жизнь» Ю. Райзмана. Глубоким проникновением в жизнь и заботы современ­ников отмечены фильмы Э. Рязанова, И. Михалкова, Л. Шепитько и др.

Противоречивое влияние рыночные отношения оказали и на книгоизда­тельскую деятельность. С одной стороны, произошло значительное увеличе­ние книжных тиражей. Люди приобрели возможность покупать книги сво­бодно, а не «из-под полы», «по знакомству» или выстаивая длинные очереди для того, чтобы оформить подписку на необходимые издания. Расширился ассортимент детской литературы, разнообразной по содержанию и оформле­нию.