ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2814
Скачиваний: 116
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В архитектуре 60—80-х гг. характерным направлением стала массовая застройка (малогабаритные «хрущевки» и панельные однотипные дома). Но при этом были реализованы отдельные архитектурные проекты, не уступавшие мировому уровню, например здание аэропорта «Пулково» в Ленинграде (архитекторы А. С. Жук, Ж. А. Вержбицкий).
Музыка. Музыкальное искусство включало произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50—80-х гг. произведения внесли определенный вклад в развитие музыкальной культуры. Д. Кабалевским была написана опера «Семья Тараса», С. Прокофьевым — Седьмая симфония, Д. Шостаковичем — Десятая и Пятнадцатая симфонии, К. Данькевичем — опера «Богдан Хмельницкий», Н. Жигановым — опера «Джалиль». Стали классикой балеты К. Караева «Семь красавиц» и А. Хачатуряна «Спартак».
Получили признание в нашей стране и за рубежом песни М. Блантера, И. Дунаевского, А. Новикова, А.Островского, А. Пахмутовой, В. Соловьева-Седого, О. Фельцмана. Популярными исполнителями этих песен стали Л. Утесов, К. Шульженко, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э. Хиль. Голосом поколения 70-х гг., выразившим его боль и надежду, стал артист и певец В. Высоцкий. Для эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утверждением культуры вокально-инструментальных ансамблей.
Жесткому контролю Министерства культуры подвергалась театральная деятельность и кино. Тем не менее значительных успехов в период «оттепели» достиг кинематограф.
Лучшие советские фильмы тех лет получили признание как у нас в стране, так и в мире. Премий международных кинофестивалей были удостоены фильмы, посвященные теме Великой Отечественной войны: «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» {режиссер Г. Чухрай, 1959), «Судьба человека» {режиссер С. Бондарчук, 1959) и другие.
534
Большой популярностью пользовались театральные постановки Московского театра на Таганке, созданного режиссером Ю. Любимовым, Театра «Современник» {режиссеры О. Ефремов и Г. Волчек), Театра им. Ленинского Комсомола {М. Захаров), Ленинградского Большого драматического театра {Г. Товстоногов). Получили развитие театры в других городах страны.
Каждый спектакль или кинокартина рождались в сложных условиях идеологической цензуры. В этих условиях многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. В разное время были лишены гражданства и оказались за границей будущие лауреаты Нобелевской премии поэт
И. Бродский и писатель А. Солженицин, писатели В. Войнович, Г. Владимиров, В. Некрасов, режиссер Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, художник О. Целков, музыкант М. Ростропович. С принудительного лечения в психиатрической клинике начался путь в эмиграцию известного художника М. Шемякина. Через тюрьмы, ссылки, психлечебницы прошли генерал П. Григоренко, академик А. Сахаров и др. Преследованиям подвергались деятели культуры, науки, искусства, осмелившиеся мыслить неугодным «системе» образом или проявлять свои взгляды. Но это, отнюдь, не означало, что вся наша культура заключалась только в этом. Жизнь была неизмеримо богаче, богаче была и культура.
Русский филолог М. М. Бахтин в одной из своих работ предложил обратить внимание на литературу как самостоятельную, самодвижущуюся и даже саморегулирующуюся систему. Этот взгляд можно применить при оценке культуры советского периода. Социалистический реализм как метод искусства, как «модель сознания», фактор социально-культурной динамики, действовавший в течение всей советской истории, по мнению исследователей, если не способствовал, то, во всяком случае, не препятствовал созданию произведений в различных видах и жанрах искусства, ставших поистине гордостью нашей культуры.
Культура советского периода — сложное, многообразное явление. По российской традиции поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла, несмотря на противоречивое развитие, много яркого и неповторимого в мировую культуру.
20.5. Современная социокультурная ситуация в России
Определяющее влияние на современное состояние отечественной культуры оказали изменения, происходившие как в годы «перестройки», так и в последующий период. С возникновением политики «гласности» начинают преобладать тенденции возвращения к «подлинному социализму» («с человеческим лицом»). Появились произведения драматурга М. Шатрова (пьеса «Диктатура совести»), публициста Е. Яковлева, возглавлявшего газету «Московские новости», писателя Р. Медведева и др. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение о показе ранее запрещенных фильмов. Вскоре процесс «гласности» вышел далеко за рамки определенного руководством КПСС курса «демократического социализма».
535
Во второй половине 80-х гг. увеличиваются тиражи газет и журналов. Журнал «Новый мир» начал публикацию романов
А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» и др. Читатели получили возможность познакомиться с ранее запрещенными в СССР произведениями: А. Платонова «Котлован», М. Булгакова «Собачье сердце», Б. Пастернака «Доктор Живаго», В. Гросмана «Все течет» и др. Наибольшую известность приобрели произведения, посвященные критике сталинизма, — повести В. Распутина, В. Астафьева, романы Ч. Айтматова, Ю. Дудинцева, А. Рыбакова и др.
После принятия на XIX партийной конференции резолюции «О гласности» (1988 г.) была фактически ликвидирована цензура. Широкое развитие получили культурные, научные и образовательные обмены. Ликвидация «железного занавеса» имела двойственное значение. Положительным явлением было получение возможности свободного выезда за рубеж. Одновременно в нашу страну хлынул поток произведений массовой западной культуры — боевики, фильмы ужасов, бульварные романы, порнографические издания и др. Закономерное явление сегодняшнего времени — «кассетная культура», где тиражирование и потребление «массовой культуры» осуществляется путем личного волеизъявления индивида.
Академик Д. С. Лихачев сравнил нашу современную культуру с ручной птицей, выпускаемой из «клетки», не знающей, как ей «тратить» свободу: «...и когда птицу выпускают из клетки, она сталкивается с двумя трудностями. Прежде всего у нее слабые крылышки... И второе — у нее нет корма, хотя она привыкла в клетке его иметь». Где взять крепкие крылья? Как найти смелость отлететь от разрушенной клетки? Как привыкнуть жить без команды?
В этих условиях постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где платежеспособный спрос является основным критерием оценки научного или художественного творчества.
Внедрение рыночных отношений в сферу культуры получило официальное оформление с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе учреждений культуры на условия самофинансирования и хозрасчета».
Важнейшей предпосылкой современной социокультурной ситуации является «остаточный принцип» финансирования. В СССР «остаточный принцип» финансирования стал применяться в конце 20—начале 30-х гг., когда был взят курс на ускоренную централизацию, и ему в жертву принесен культурный уровень населения.
Культура России в первой половине 90-х гг. развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6 % местного бюджета. В этих условиях начала действовать программа «Сохранения и развития культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы — по сохранению и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом
536
Устюге. Реставрировались музеи С. А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялотуровске, усадьба А. К. Толстого в Брянской области.
Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кризису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отношений в 90-е гг. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуждены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерческим организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной самодеятельности, одновременно увеличивалось количество «доходных» организаций: видеосалонов, пунктов проката аудио- и видеокассет. В настоящее время продолжается тенденция закрытия либо перепрофилирования учреждений культуры.
Особенно неблагоприятная ситуация с социально-культурными учреждениями складывается на селе. В сложившихся экономических условиях акционерные общества на селе (в прошлом колхозы и совхозы) оказались неспособными содержать на своем балансе построенные ими Дома и Дворцы культуры, кинотеатры, творческие самодеятельные коллективы, финансировать демонстрацию кинофильмов, выездных спектаклей городских театров и т. д.
Внедрение рыночных основ в сферу культуры ухудшило положение творческой интеллигенции. Перед проблемой выживания были поставлены библиотекари, сотрудники музеев, парков, артисты театров — все, кто с повышением стоимости жизни оказался за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса стимулировали массовый опгток высококвалифицированных кадров из учреждений культуры. Значительное число представителей творческой интеллигенции, особенно тех, кто уже обладал сценическим именем и известностью, ушли из творческих коллективов в коммерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на коммерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж.
Внедрение рыночных отношений сказалось на репертуаре. Появились произведения, заранее «обреченные» на успех благодаря конъюнктурной тематике и учету потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсантов, новой номенклатуры и т. д. Возросли цены на билеты, что сделало просмотр спектаклей в престижных театрах практически недоступным.
В то же время мы являемся свидетелями рождения новых театров, новых театральных трупп. Многие из них имеют небольшие залы, но, как правило, у них всегда аншлаги. Например, спектакли Марка Розовского полностью отвечают его замыслу: «Я хочу, чтобы в свободном обществе торжествовал высокий художественный вкус, а не подделка». Высокий художественный вкус не изменяет и таким талантливым режиссерам (в чьих театрах всегда аншлаги), как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Ефремов, Юрий Любимов и т. д. Интересны и драматургические поиски многих других деятелей театра, в первую
537
очередь Романа Виктюка, Петра Фоменко, Сергея Арцибашева. Велика роль в развитии художественной культуры Большого театра в Москве, с его деятельностью связан расцвет балетного и оперного искусства. Русский балет (и это не преувеличение!) получил всемирное признание и является гордостью отечественной культуры.
Внедрение рыночных отношений отрицательно сказалось на отечественном киноискусстве. Такие киностудии, как «Мосфильм», «Ленфильм» и другие, оказались не в силах конкурировать с десятками возникших коммерческих студий, кинообъединений и киноцентров. Коммерческие структуры ставят боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, то, что в настоящее время пользуется успехом у значительной части зрительской аудитории. Тем не менее всеобщее признание получили такие произведения последних лет, как фильмы «Покаяние» Т. Абуладзе, «Иди и смотри» Э. Климова, «Частная жизнь» Ю. Райзмана. Глубоким проникновением в жизнь и заботы современников отмечены фильмы Э. Рязанова, И. Михалкова, Л. Шепитько и др.
Противоречивое влияние рыночные отношения оказали и на книгоиздательскую деятельность. С одной стороны, произошло значительное увеличение книжных тиражей. Люди приобрели возможность покупать книги свободно, а не «из-под полы», «по знакомству» или выстаивая длинные очереди для того, чтобы оформить подписку на необходимые издания. Расширился ассортимент детской литературы, разнообразной по содержанию и оформлению.