Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2811

Скачиваний: 116

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С другой стороны, разнообразие нынешней книжной продукции в зна­чительной степени мнимое. Издательства выпускают литературу приблизи­тельно одного и того же плана: фантастика, детективы, эротика. Книжный рынок в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, зачастую отвергает литературу, обладающую высокими художественными достоин­ствами. Единственным механизмом его регулирования выступает прибыль, получаемая издателями и продавцами печатной продукции.

В условиях духовного кризиса общества были сняты запреты на отправле­ние религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литера­туры и религиозного обучения. Получили возможность проповедовать пред­ставители восточных и западных религий и церквей (в том числе представля­ющие серьезную опасность для общества, такие как секта «Аум Синрике»).

Коренным образом изменилось отношение к Русской православной церкви, ей были возвращены древние храмы и монастыри. В 1988 г. Русская право­славная церковь гласно и на официальном уровне отмечала тысячелетие при­нятия христианства на Руси. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. При этом не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни.

Вплоть до XIX в. религия служила фундаментом формирования мировоз­зрения, лежащего в основе той или иной культуры в целом. Но язык религии, ее понятия все больше отдаляются от повседневного опыта, реальной жизни, становятся все более чужеродными по отношению к ней. Все меньше стано­вится точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной

538

проповедью. Современному обществу необходимо другое мировоззрение, независимое от религиозных символов и мифов, опирающееся на науку. В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединений. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она су­ществует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т. п.

Важным фактором процесса формирования и самореализации личности является система образования, которая переживает глубокий внутренний кризис. Результатом школьной реформы 1984 г. было введение 11-летнего срока обучения, частичное повышение зарплаты учителям и постепенное уменьшение опеки над образованием. Российская школа накопила опреде­ленный интеллектуальный потенциал — резерв обновления образования, ко­торый реализовывали учителя-реформаторы
В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, М. И. Щетинин и др.

Однако в целом не были преодолены консервативные и бюрократические тенденции, система обучения безнадежно отставала от требований времени. Несмотря на повышение зарплаты учителям школ и преподавателям вузов (в конце 80-х гг.), усилился дефицит преподавателей, так как они начали ухо­дить в различные коммерческие предприятия, где получали значительно больше. Кроме того, резко снизился интерес молодежи к получению образо­вания, у большей ее части была потеряна уверенность в необходимости обра­зования в ближайшем будущем. Большой проблемой стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом лучшие условия для жизни и работы.

Попытки смягчить проблему были предприняты за счет создания альтер­нативной системы образования. Стали появляться гимназии, колледжи, ли­цеи и даже университеты. В них, как правило, вводились новые предметы (либо открывались новые специальности); учащимся предоставлялась отно­сительная свобода выбора изучаемых дисциплин. Однако учебные заведения создавались, как правило, на основе школ, техникумов и вузов и часто, кроме смены названия, не привносили ничего нового. Студенты и аспиранты полу­чили возможность обучаться за рубежом, однако их было незначительное ко­личество.

Главным направлением реформы высшей школы, начавшейся в 1987 г., стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип до­говорных отношений между вузом и предприятием: предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало его обучение. Устанавливались гибкие учебные планы, упор делался на самостоятельную работу студента; отменялись различные льготы и привилегии при поступле­нии в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др.). В со­временных условиях необходимо обратить внимание на изменения следующих компонентов системы образования в России: инфраструктуры, кадрового со­става, программно-методических средств, финансового, материально-техни­ческого, информационного, научно-консультационного, нормативно-пра­вового обеспечения.

539

В конце 90-х гг. началась разработка проекта 12-летнего школьного обуче­ния, у которого есть свои сторонники и противники. В условиях расширения информационного пространства и объема знаний и одновременно увеличе­ния нагрузки на учащихся существует необходимость в 12-летнем образова­нии. Кроме того, в последние годы у нас в России получает широкое распро­странение дистанционное обучение, возможное с использованием современ­ных компьютеров, подключением к международным системам информации Internet. Однако в условиях глубокого экономического кризиса судьба ре­формы, без достаточного финансового обеспечения, будет плачевной.



Глубокую обеспокоенность в обществе вызывает судьба российской нау­ки. Прикладные отрасли научных знаний получили некоторое развитие, по­скольку повысилась потребность в конкретных технических разработках как в государственной, так и негосударственных сферах экономики. В то же вре­мя в условиях общего экономического кризиса и резкого снижения финанси­рования перспективных научно-исследовательских разработок произошло свертывание фундаментальных исследований. Постепенно научные кадры стали уезжать за границу или переходить в негосударственный сектор. Это вело к тому, что ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

Большой протест со стороны научных кадров вызвало негласное реше­ние властей выплачивать с 1 мая 1998 года работникам высшей школы 56%, а работникам Академии наук 50% их официальной зарплаты. По стране со­стоялись забастовки и митинги с требованием привести уровень заработной платы в соответствие с прожиточным уровнем и уровнем квалификации ра­ботников.

Значительные изменения произошли в системе общественных наук. Идео­логизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском, частичным открытием архивов, переосмыслением многих проблем как со­временности, так и прошлого развития. В этих условиях определяющее зна­чение имеет историческое образование. Ведь история — это огромный массив духовного, социального и культурного опыта, накопленного многими поко­лениями людей. Историческое образование, по мнению исследователей, по­могает выйти за рамки узкого профессионализма, противостоит технократиз­му и односторонности. Оно позволяет сформировать мировоззренческие ориентиры, готовит условия для самоопределения личности, раскрытия ее потенциала, способствует становлению гуманитарной культуры специалис­тов, преодолению духовного кризиса в обществе.

Вызывает озабоченность возникшая в последнее время негативная тен­денция сокращения времени, отводимого на преподавание истории. В неко­торых вузах преподаватели, в том числе и историки, вынуждены постоянно доказывать руководству важность и значимость гуманитарных дисциплин, убеждать своих коллег в том, что технократический подход в образовании без глубокого гуманитарного направления ведет в тупик и общество в итоге полу­чит ограниченных технократов с определенным менталитетом.


540

В современных условиях важным фактором общественной жизни стал интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Значительными тиражами стали переиздаваться труды корифеев исторической науки — Я. М. Карамзи­на, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. Повествование о на­стоящем веке и русской культуре было бы неполным, если бы ученые не об­ращались к трудам нашего современника, замечательного русского ученого- энциклопедиста Алексея Федоровича Лосева.

Исследователи имеют возможность познакомиться с многочисленными статьями и монографиями, многотомной «Историей России», которая яви­лась воплощением исторической концепции евразийства, выдающегося рус­ского историка (с 1920 г.— эмигранта) Георгия Владимировича Вернадского.

В 1989—1997 гг. были опубликованы труды последователя Г. В. Вернадско­го, историка, гуманиста и мыслителя Льва Николаевича Гумилева: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая Степь», «От Руси к России» и др. Обосновывая свою теорию (влияние этногенетического фактора), он, подобно Я. К. Рериху, подтверждает единство Человека и Природы, призывая к национальной и духовной терпимости.

Сегодня как никогда необходимо изучение отечественной истории. Зна­ние прошлого помогает нам понять настоящее и приоткрывает завесу буду­щего. Основным условием преодоления глубочайшего духовного кризиса мо­жет стать определение общенациональной идеи нашего народа и его будуще­го. Вся история России приводит к убеждению, что она создана силою русского духовного характера. Как верно заметил выдающийся мыслитель XX века Иван Александрович Ильин: «...От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева — вся ис­тория России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».

Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут су­ществовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодей­ствии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными цен­ностями, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, когда народ забы­вал свои язык и культуру. Если же культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом ка­честве и занимая достойное место среди других народов.

ПРАВИТЕЛИ

Хронологическая таблица

Великие князья — до 1547 г., русские цари — до 1721 г., российские императоры — до 1917 г.; все правители Руси представлены в полном хро­нологическом списке в соответствии с формированием русского государ­ства и с учетом междоусобиц в борьбе за великокняжеский или царский престол.

862-1598 гг.

Династия Рюриковичей

1598-1613 гг.

Междинастии. Смутное время

1613-1917 гг.

Династия Романовых

Киевская Русь




862-879 гг.

Рюрик Новгородский

879-912 гг.

Олег

912-945 гг.

Игорь

945-972 гг.

Святослав I Игоревич (945—957 гг. — Великая княгиня




Ольга)

972-980 гг.

Ярополк I Святославич

980-1015 гг.

Владимир I Великий (Святой) Красное Солнышко

1015 г.

Святополк I Ярополкович Окаянный

1015-1017 гг.

Ярослав I Владимирович Мудрый

1017-1019 гг.

Святополк I Ярополкович Окаянный

1019-1054 гг.

Ярослав I Владимирович Мудрый (1024—1036 гг.




совместно с братом Мстиславом)

1054-1068 гг.

Изяслав I Ярославич

1068-1069 гг.

Всеслав Брячиславич Полоцкий

1069-1073 гг.

Изяслав I Ярославич

1073-1076 гг.

Святослав II Ярославич

1077 г.

Всеволод I Ярославич

1077-1078 гг.

Изяслав I Ярославич

1078-1093 гг.

Всеволод I Ярославич

1093-1113 гг.

Святополк III Изяславич

1113-1125 гг.

Владимир II Всеволодович Мономах

1125-1132 гг.

Мстислав II Владимирович Великий

1132-1139 гг.

Ярополк II Владимирович

1139 г.

Вячеслав Владимирович

1139-1146 гг.

Всеволод II Олегович

1146 г.

Игорь II Олегович

1146-1149 гг.

Изяслав II Мстиславич

1149-1150 гг.

Юрий I Владимирович Долгорукий