ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2812
Скачиваний: 116
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
уважение ко всем без исключения народам и культурам. Необходимо признание значимости всех эпох и обществ, стремление понять внутренние мотивы и законы их функционирования. При этом, изучая данный процесс, необходимо помнить о специфике каждого явления, об исторической дистанции. В этом видится смысл цивилизационного подхода; -
осторожность в подходе к факторам преобразования мира и общества. История призвана показать, насколько хрупким бывает равновесие общественных сил, соотношение человека с природой, как трудно дается их восстановление. Осознанию этого способствует понятие цены прогресса; -
рассмотрение человека как части социального организма, сложной общественной системы. Человек должен занять место в центре исторического исследования и исторического повествования. Ведь именно он реализует закономерности истории, придает вещам смысл, мыслит и совершает ошибки под воздействием своих и чужих идей; -
самоценность индивидуального и свобода мысли. Люди требуют к себе столь же уважительного отношения, как и цивилизации. История должна быть населена людьми, людьми живыми, конкретными, неповторимыми личностями. Цари, мудрецы, злодеи, художники были наделены не только социальной, но и индивидуальной психологией, не только были отражением своей эпохи, но и воздействовали на реальность. За ними должно признаваться право на свободу воли, на возможность значительно изменить ход истории. Тем самым за историей признается право на случайность, альтернативность, а за историками — право размышлять о нереализованных возможностях; -
принцип соразмерности и сопричастности. Этот принцип находит проявление в исследовании образа жизни людей. Биографии вносят в историю соразмерность. Эта форма постижения истории доказала свою эффективность. История лучше всего воспринимается сквозь призму сопричастно-
7
сти — как история своей семьи, своего города, своей земли, включенная в контекст более масштабной истории;
6) принцип единства. История должна внушать понимание синхронности событий, понимание того, например, что Шекспир был современником Лжедмитрия. Интересно исследовать взаимодействие истории с географическим пространством, изучить динамику взаимодействия человека и среды. История должна быть повествовательной, яркой, конкретной. Как кумулятивная наука, история должна интегрировать достижения предшественников — не только их позитивный вклад, но и их концепции. Надо иметь в виду возможность существования разных подходов и точек зрения на проблемы.
Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, с совершенствованием теоретических знаний сегодня оцениваются иначе, чем несколько лет назад. Современная российская историческая наука переживает особый период, когда новые подходы к истории только начинают вырабатываться. Так, в современной отечественной историографии широко используются традиционные системообразующие категории: первобытное общество, рабовладельческий строй, феодальная раздробленность и т. д. При этом многие ученые критически, а то и вовсе негативно оценивают фундаментальное в прошлом понятие «социально-экономическая формация».
Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие:
1) религиозный (теологический, провиденциальный): Е. Н. Трубецкой — объяснение происхождения человечества, его развития божественной волей; В. С. Соловьев — постановка проблемы единства истории; Н. Н. Филолетов — попытка постижения смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения;
-
естественно-научный (натуралистический): а) географический детерминизм. Ш. Монтескье считал, что климат, почва и состояние земной поверхности являются решающими факторами, которые определяют дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер исторического развития; Л. И. Мечников особое значение придавал гидросфере. С нею связано его деление истории человечества на три периода: речные цивилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, — Египет, Китай, Индия и пр.), морские (Древняя Греция и др.), океанические (с открытием Америки); б) демографический: Т. Мальтус — решающее значение в истории имеет народонаселение. Прирост населения идет в геометрической, а производство средств к жизни — в арифметической прогрессии. Необузданное размножение народа ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям; в) этногенетический: Л. Н. Гумилев различает социальную и этническую историю. Субъектом последней выступает этнос — «географическое явление». Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарность; -
социально-экономический (формационный): К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и историки советского периода — человеческое общество в процессе
8
своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества. Недостатки этой теории заключаются в следующем: во-первых, преобладающее значение отдается экономическому фактору развития, во-вторых, не учитывается специфика развития (каждая страна должна пройти все стадии развития);
-
культурно-исторический (культурно-цивилизационный): а) Дж. Вико, И. Г. Гредер, Г. В. Ф. Гегель — приоритетное развитие духовной сферы, культуры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер исторического процесса; б) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. — концепция замкнутых (локальных) цивилизаций; в) N. А. Бердяев, К. Ясперс и др. — своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории; -
мир — системный анализ Иммануила Валлерстайна — попытка интегрировать в единое целое культурологический, экономико-детерминистский, классовый и этатистский подходы.
Для выявления объективной картины исторического процесса историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели. Принципы получения исторических знаний — это главные, основные положения науки. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.
Основными научными принципами являются следующие.
Принцип историзма — один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Все исторические факты, явления и события рассматриваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств.
Принцип объективности предполагает опору на факты в истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности, противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — личность историка: его теоретическое и профессиональное мастерство.
Принцип социального подхода предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономи-
9
ческой области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречиях, отношениях социальной психологии и традиций. Этот принцип (его еще называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Социальный подход к истории особенно важен при оценке программ, реальной политической деятельности партий и их лидеров, что позволяет делать важные выводы. В то же время при решении глобальных проблем современности приоритеты отдаются не классовым, а общечеловеческим ценностям. Поэтому их необходимо не противопоставлять, а взаимодополнять.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования:
-
общенаучные; -
собственно исторические; -
специальные (заимствованные у других наук).
Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.
К общенаучным методам исследования относятся исторический, логический методы и метод классификации. Исторический метод позволяет воспроизвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический — связан с историческим, он обобщает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выделить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, систематизирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению новых законов.
Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы:
-
методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхронистический, метод периодизации; -
методы, основывающиеся на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный.
Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод
10
предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри них — по проблемам. С учетом проблемно-хронологического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить изменения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений.
Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восстановить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать закономерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, политические, культурологические системы общественного устройства в определенных хронологических рамках.
Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития.
В основе изучения курса «История России» лежат следующие методологические положения.
Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями.