Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2810

Скачиваний: 116

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В изучении курса, на наш взгляд, необходимо сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. При этом особое внимание сле­дует уделить наиболее значимым для истории России вопросам: становлению и развитию этносов, судьбам цивилизаций на территории России, нацио­нальным обычаям и традициям, духовным ценностям и т. д.

Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное разви­тие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, конфессиональными (религиозными), социополитическими и другими фак­торами. На своеобразие России и ее роль в мировом культурно-историческом процессе значительное влияние оказало ее пограничное положение между Европой и Азией, обусловившее противоречивое воздействие на Россию За­пада и Востока. Вместе с тем признание самобытности не означает обособле­ния России от общего исторического развития; история России рассматрива­ется в рамках становления мировой цивилизации.

11

По мнению современных исследователей, путь российской истории (как бы его ни называли: модернизацией, цивилизационным циклом, евразий­ским путем и др.) представляет не «отставание» и не «задержку» развития, а просто другое, самобытное развитие, ведущее к творческому синтезу обще­го и специфического, внутреннего и внешнего, собственного и зарубежного опыта. И в этом плане, последовательно изучая историю России, в истори­ческих исследованиях допустимо использовать разнообразные категории и понятия, преимущественно социологические (модернизация, стадийность, формация), культурологические (тоталитаризм), экономические (индустриа­лизм и постиндустриализм).

Изучение курса истории России предполагает усвоение знаний историо­графического характера. Классики отечественной историографии — Н. М. Ка­рамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский — внесли значительный вклад в русскую историческую науку. Заслуженным авторитетом и влиянием пользуются труды других выдающихся российских историков. Это прежде всего сочинения Н. М. Костомарова, А. А. Корнилова, С. Ф. Платонова, М. Н. Покровского, П. М. Милюкова, В. Н. Татищева.

Основная трудность при изучении истории России — это разнообразие учебной исторической литературы, авторы которой придерживаются различ­ных исторических школ и высказывают порой взаимоисключающие точки зрения на проблемы отечественной истории.


Современные исследования российских авторов представлены учебника­ми, учебными пособиями, справочными изданиями:

    1. учебники, учебные пособия: «Обзор русской истории» С. Г. Пушкарева (Ставрополь, 1993), первое издание которого вышло в 1953 г. в США; «Рус­ская история» Г. В. Вернадского (М., 1997) — сына В. И. Вернадского, учени­ка В. О. Ключевского, Р. Ю. Виппера, А. А. Кизеветтера, эмигрировавшего на Запад и признанного там крупнейшим специалистом по русской истории; «Русская история» М. И. Покровского (М., 2002) — один из самых монумен­тальных трудов в мировой истории и, вне всякого сомнения, самый капиталь­ный из классических трудов по истории России;

12

Несомненный интерес представляют публикации учебно-методического характера, содержащие дополнительные материалы по истории России, а также проблемные вопросы, задачи и т. п. Одна из первых в этом плане — работа С. Г. Смирнова «Задачник по истории России» (М., 1995). В учебнике С. Г. Горяйнова, А. А. Егорова «История России IX—XVIII вв.» (М., 1998) каждая тема дополнена выдержками из исторических документов и заданиями к ним. В дидактических материалах JI. М. Ляшенко «История России. XIX век» (М., 2000) и А. Г. Колоскова «История России. XX век» (М., 2000) представлены разнообразные обучающие и проверочные задания раз­личной сложности (традиционные вопросы, работа с документом, тесты, ма­териалы для докладов, дискуссий, исторических сочинений и др.). Вопросы и задания, содержащиеся в учебном пособии Е. А. Гевуркова, В. И. Егорова, А. Г. Колоскова, JI. И. Ларина «История России: проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задания)» (М., 2000) основаны на исполь­зовании широкого круга исторических источников, имеют обучающую и контролирующую направленность.

В альбом А. Т. Степанищева «История России: IX—XX вв.: Схемы» (М., 2001) включено более 330 логических, про­блемно-логических и структурных схем, графиков, охватывающих более чем одиннадцативековую

13

историю России. Учебное пособие этого же автора «Ис­тория России: преподавание в школе» ориентирует на понимание концеп­туально-методологических проблем преподавания и изучения истории, осво­ение конкретных методик проведения различных видов и форм занятий, организацию самостоятельной работы учащихся и студентов. Значительное место уделено раскрытию проблем воспитания подрастающего поколения на истории Отечества.


Актуальность взвешенного научного подхода к изучению истории сохраня­ется и даже возрастает в связи с тем, что переосмысление прошлого не обо­шлось без издержек и противоречий. Решать многие проблемы приходится в условиях перехода от одного общественного устройства к другому, в усло­виях коренных изменений в политической системе общества, его экономи­ческих основ, выдвижения новых политических и идеологических парадигм, новых морально-нравственных ценностей.

Задача преподавания истории в современных условиях — показать дей­ствительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, соблюдая объективность, историческую правду. Такой подход поможет исправить ошибки прошлого, даст подлинное пред­ставление об исторических событиях и явлениях.

Учителя школ и преподаватели высших учебных заведений осознают, что для подлинного понимания истории их ученики должны заглянуть за рамки учебни­ка, увидеть живую историю, понять ее смысл. В процессе преподавания они так или иначе несут «бремя доказательств» по крайней мере четырех истин:

1. ИСТОРИЯ ЕДИНА.

Отражается взаимосвязь между историческими судьбами народов и госу­дарств, показывается, что никто и никогда не мог «отгородиться» от всемир­но-исторического процесса ни высокими стенами, ни дальними расстояния­ми, ни золотом, ни силой. Да, Запад есть Запад, Восток есть Восток, но это лишь разные стороны единой истории человечества.

14


        1. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННА.

Иллюстрируется неразрывность истории. Ни падение империй, на воца­рение новых царей, ни попытки уничтожения человеческой памяти не могут прервать ее. События многовековой давности живо перекликаются с совре­менностью. Они помогают более точно понять сегодняшний день еще и пото­му, что история все-таки повторяется, и потому, что нынешняя реальность зарождалась порой не только в прошлые десятилетия, но и в минувшие века.

        1. ИСТОРИЯ КОНКРЕТНА.

История — это не только проявление общеисторических законов, но и па­мять о реальной жизни живых людей. Императоры и поэты, борцы за свободу и их палачи, мыслители и завоеватели. Жизнь каждого из них помогает нам не только более ярко увидеть их время, но порой и глубже понять сегодняш­ний день.

        1. ИСТОРИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Историю, как и любой предмет, можно преподавать невообразимо скучно. Но кто сказал, что в этом виновата сама история? Важно, вдумываясь в истори­ческие события, задавать себе вопросы: «Почему все произошло именно так? Где причины и истоки?» Интересно вместе с учениками ставить такие вопросы и искать на них ответы.

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобра­зовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творче­ского мышления. Курс «Отечественная история» является важным элемен­том в структуре цикла гуманитарных дисциплин. Его изучение призвано дать:

  • представление об основных закономерностях и особенностях истори­ческого развития;

  • понимание роли России в мировом историческом процессе;

  • формирование исторического сознания, т. е. системы взглядов, идей, теорий, концепций, благодаря которым осознается прошлое;

  • освоение духовных ценностей, выработанных в ходе исторического развития, и определение собственного отношения к ним; приобщение слу­шателей к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям пред­шествующих поколений россиян, воплощенным в философских и религиоз­ных учениях, искусстве и литературе, народных обычаях и традициях;

  • формирование умения использовать полученные знания, самостоя­тельно извлекать их из исторических источников, находить нужную инфор­мацию в разнообразном потоке историко-публицистической литературы;

  • развитие способности анализировать и оценивать факты, явления и события, умение раскрыть причинно-следственные связи между ними;

  • осмысление новых реалий современной отечественной истории с уче­том культурных и исторических традиций России.


Главная цель курса «Отечественная история» — формирование у учащихся исторического сознания, привитие им навыков исторического мышления.

В структуре целей и задач курса важное место занимает выработка обще- учебных и специальных навыков и умений:

15

  • общелогические умения (умение анализировать, классифицировать, правильно соотносить факты и обобщения, оценивать события, устанавли­вать причинно-следственные связи, закономерности общественного разви­тия, определять конкретно-исторические условия той или иной эпохи и т. д.);

  • поисково-информационные навыки (свободное обращение со слова­рями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, умение находить нуж­ную информацию в книгах, сборниках, журналах, умение систематизировать литературу в рамках определенной задачи);

  • учебно-познавательные навыки (составление тезисов выступлений, научного сообщения, доклада, конспекта, подготовка реферата; умение уча­ствовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли).

В настоящее время имеющиеся в распоряжении старшеклассников и аби­туриентов, студентов колледжей, вузов пособия устаревают либо просто исче­зают из продажи вследствие ограниченности тиражей. Все это делает актуаль­ным издание новых учебных пособий по истории России. Французский исто­рик Ф. Бродель утверждал: «Историю постоянно нужно переписывать, она вечно находится в стадии становления и преодоления самой себя». Это сужде­ние применимо не только к описанию исторического процесса, но и к осмыс­лению его науковедческого аспекта.

Особенность предлагаемой нами работы состоит в том, что авторы, не претендуя на исчерпывающее изложение отечественной истории, стреми­лись на основе авторского подхода дать анализ основным событиям и явле­ниям отечественной истории. В нашем учебном пособии содержатся плюра­листические подходы и оценки, дополняющие и обогащающие друг друга; использованы альтернативные исторические концепции, мнения различных научных школ, которые представлены взглядами отечественных и зарубеж­ных авторов на исторический путь России.

16

Глава 1. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

  • Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории

  • Происхождение человека

  • Разложение первобытно-общинного строя

  • Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества

  • Культура первобытного общества