ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2998
Скачиваний: 120
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система образования. Главным направлением в системе школьного образования стало «укрепление связи школы с жизнью». В 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования. С принятием Закона «Обукреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Полное среднее образование увеличивалось с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Одновременно с аттестатом зрелости школьники получали свидетельство о приобретенной специальности. Реформа 1958 г. предусматривала вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ единую сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) со сроками обучения от 1 до 3 лет.
В последующие годы намечаются меры по структурной перестройке системы образования. Сессией Верховного Совета РСФСР в августе 1974 г. было принято постановление «Омерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию в РСФСР», где определялись три основных пути осуществления среднего образования — средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, средние профессионально-технические училища.
В 1983—1984 гг. предпринимаются попытки проведения комплексной реформы школы. Специальным законом (апрель 1984 г.) было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования в соответствии с потребностями экономики. Но неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений как в экономике, так и в образовании привели к быстрому отказу от нее. Уже в 1985—1986 гг. реформа была свернута.
Падение интереса к учебе, формализм в учебной и воспитательной работе, бюрократическая система управления народным образованием тормозили внедрение новых методов обучения. Тем не менее это время — период творческого отношения к делу таких учителей-новаторов, как В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили.
530
Расширялась система высших учебных заведений. К 1985 г. в (^ССР насчитывалось уже 69 университетов. Вводились в действие новые учебные корпуса и общежития, открывались новые специальности, существенно увеличился выпуск специалистов, значительно вырос научный потенциал вузов. В то же время промышленность и сельское хозяйство страны испытывали потребность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого было нерациональное использование выпускников вузов, понизившийся уровень их подготовки, связанный с оторванностью от практики, снижением престижа дипломированного специалиста.
Наука. К началу 50-х гг. СССР в области науки и техники продолжал отставать от Запада. В первое послевоенное десятилетие успешно развивались такие научные направления, как ядерная физика, вычислительная техника, ядерная энергетика, квантовая электроника, космическая техника. Строились атомные подводные лодки, атомные электростанции, был спущен на воду атомный ледоход «Ленин», началась автоматизация производственных процессов. В системе военно-промышленного комплекса были хорошо оснащенные закрытые научно-технические организации — «почтовые ящики» и целые научные городки.
Складывались новые направления научных исследований. В ходе изучения реакции ядерного синтеза сформировалось новое направление — физика высоких и сверхвысоких энергий. Всемирную известность получили работы Л. Д. Ландау, М. А. Леонтовича, А. Д. Сахарова, Л. А. Арцимовича, М. В. Келдыша и др. Ряд советских ученых получили Нобелевскую премию. 4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. выведен на орбиту космический корабль с человеком на борту.
Опасность серьезного отставания отечественной науки от мировой заставила критически пересмотреть многие аспекты ее развития (осень 1955 г. — письмо «трехсот ученых» против Т. Д. Лысенко). НТР (научно-техническая революция) требовала серьезных структурных изменений, которые вводились очень медленно. Для руководства процессом внедрения достижений науки в народное хозяйство в 1955 г. был восстановлен Государственный комитет по науке и технике.
Создавались новые научные учреждения, расширялась сеть Академии наук СССР. Были предприняты попытки преодолеть научный монополизм Москвы и Ленинграда. В мае 1957 г. около Новосибирска началось строительство научного городка, который вскоре превратился в крупнейший научный центр — Сибирское отделение АН СССР. Были созданы Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточный научный центр (г. Владивосток). За десятилетие почти в 4 раза увеличились расходы на науку, более чем вдвое возросла численность научных работников. В 50—60-е гг. было сделано 80% всех научных открытий последних сорока лет.
В 60—80-х гг. были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством.
Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. Начали формироваться научно-производственные объединения (Ленинградское оптико-механическое
531
объединение), военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО «Энергия») и др. Всего в СССР действовало 250 таких НПО.
Реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, проводилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири.
Значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника). Широкий размах получили исследования в химии и биологии — расшифрована структура белка, получены искусственные гены. Успехом советских ученых можно назвать работы в области лазерной медицины. Главным направлением государственной политики в области науки было развитие оборонной и космической техники и технологии.
Активное вмешательство в сферу научного творчества партийно-государственных органов, применение жестких административных мер привели к значительным перекосам в планировании исследовательских работ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 70-х гг., привела к серьезному отставанию в области компьютеризации от большинства развитых индустриальных стран. Программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых средств. В случае ее реализации экологические последствия могли быть катастрофическими.
Развитие обществоведения характеризуется противоречивыми процессами. С одной стороны, перспективные исследования были сделаны в области экономики, социологии, социального прогнозирования. Значительных успехов в исследовании конкретных фактов и событий прошлого достигла историческая наука. В то же время большинство теоретических разработок в области экономического и социального развития оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками.
Литература. Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в декабре 1953 г. На съезде Союза писателей в 1954 г. было реабилитировано творчество
М. А. Булгакова и Ю. Н. Тынянова, напечатаны произведения острой общественной направленности (роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым»); возникли новые, демократические по своему духу журналы («Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник»). Н. С. Хрущев поддержал публикацию повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выдвижение ее на соискание Ленинской премии по литературе. Постепенно в литературе сложилось два направления:
демократическое, во главе с журналом «Новый мир» (особенно в период, когда редактором был А. Т. Твардовский, 1958—1970 гг.);
консервативное, позицию которого выражал журнал «Октябрь» (редактор В. А. Кочетов).
532
Хрущев лавировал между ними, со временем все больше склоняясь в сторону консерваторов. Тем не менее пробуждение общественного сознания, освобождение от официальных догм стало реальностью на рубеже 50-х гг. Дискуссии, борьба мнений постепенно захватывали общество. Наиболее значительными произведениями стали романы В. Дудинцева, Д. Гранина, А. Яшина, повести А. Гладилина, В. Семина, пьесы В. Пановой, В. Розова, Л. Зорина. Публикации этих авторов (как правило, в журнальных вариантах) вызывали дискуссии широкой читательской аудитории. Особенностью «оттепели» было появление так называемой «эстрадной» поэзии. В Москве чтение стихов авторами — молодыми поэтами, такими как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, собирало большие аудитории в Политехническом музее, Лужниках, на площади Маяковского.
Однако инерция административных методов руководства искусством была велика. Так, например, был подвергнут несправедливой критике роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». Негативную реакцию руководства СССР вызвал роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в Италии. Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии по литературе, а затем последовало его исключение из Союза писателей.
Духовное раскрепощение людей в годы «оттепели» не было полным. Невзирая на ужесточающиеся преследования на рубеже 50—60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих). Первые их выступления связаны с разоблачением культа личности Сталина и попытками по-новому осмыслить ленинизм. Появляются бесцензурные издания «самиздата» — «Синтаксис», «Феникс» и т. д., кружки, молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.
Несмотря на жесткую цензуру 70—начала 80-х гг. в целом для духовной атмосферы советского общества характерны напряженные поиски путей нравственного самосовершенствования и глубокое переосмысление культурного наследия прошлого. Среди писателей этого периода можно отметить творчество А. Гельмана, Г. Бокарева, В. Распутина, Ю. Трифонова, А. Якубова, Л. Карелина, Ф. Искандера, В. Войновича, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, И. Стаднюка, В. Шукшина и др. Последовательно разрабатывал в своем творчестве тему исторического прошлого России В. Пикуль. Свыше двадцати романов создано им за тридцать семь лет упорного литературного труда.
Живопись и скульптура. В изобразительном искусстве в 50—80-х гг. активизировалась деятельность творческих союзов, был создан Союз художников. В живописи получили признание работы Б. Иогансона, Ю. Непринцева, А. Локтионова, В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова. В жанре скульптуры — Е. Вучетича, Н. Аникушина, С.Коненкова, А. Кибальникова. На международной выставке в Брюсселе в 1958 г. скульпторам Е. Вучетичу и С. Коненкову был присужден «Большой приз».
Однако общие тенденции в развитии культуры сказались и в изобразительном искусстве. В декабре 1962 г. состоялось печально известное посещение Н. С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э. М. Билютиным творческой студии. В рабо-
533
тах некоторых живописцев-авангардистов Хрущев увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры были подвергнуты критике многие талантливые художники и скульпторы.
В 60—80-х гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художественными приемами, среди которых И. Глазунов, М. Савицкий, Т.Салахов, А. Шилов, братья Алексей и Сергей Ткачевы, И. Клычев и др.
Архитектура. Поиски различных стилей и направлений характеризуют архитектуру 50—80-х гг. В начале 50-х гг. архитекторы участвовали в строительстве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитенов (А. В. Щусев, В. Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривали как средство эстетического воспитания людей, для их оформления применялись скульптура и живопись. Художественное оформление многих станций многократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные «излишества» применялись в некоторых жилых и административных зданиях. В конце 50-х гг. с переходом к типовому строительству «излишества» перестают иметь место в архитектуре.