Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2998

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Система образования. Главным направлением в системе школьного образо­вания стало «укрепление связи школы с жизнью». В 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования. С принятием Закона «Обукрепле­нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образо­вания в СССР» (1958 г.) вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образова­ние (вместо 7-летнего). Полное среднее образование увеличивалось с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Одновременно с ат­тестатом зрелости школьники получали свидетельство о приобретенной специальности. Реформа 1958 г. предусматривала вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ единую сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) со сроками обучения от 1 до 3 лет.

В последующие годы намечаются меры по структурной перестройке сис­темы образования. Сессией Верховного Совета РСФСР в августе 1974 г. было принято постановление «Омерах по завершению перехода ко всеобщему средне­му образованию в РСФСР», где определялись три основных пути осуществле­ния среднего образования — средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, средние профессионально-технические училища.

В 1983—1984 гг. предпринимаются попытки проведения комплексной ре­формы школы. Специальным законом (апрель 1984 г.) было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования в соответствии с по­требностями экономики. Но неподготовленность, непонимание причин кри­зисных явлений как в экономике, так и в образовании привели к быстрому отказу от нее. Уже в 1985—1986 гг. реформа была свернута.

Падение интереса к учебе, формализм в учебной и воспитательной рабо­те, бюрократическая система управления народным образованием тормози­ли внедрение новых методов обучения. Тем не менее это время — период творческого отношения к делу таких учителей-новаторов, как В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили.

530

Расширялась система высших учебных заведений. К 1985 г. в (^ССР насчи­тывалось уже 69 университетов. Вводились в действие новые учебные корпу­са и общежития, открывались новые специальности, существенно увеличил­ся выпуск специалистов, значительно вырос научный потенциал вузов. В то же время промышленность и сельское хозяйство страны испытывали потреб­ность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого было нера­циональное использование выпускников вузов, понизившийся уровень их подготовки, связанный с оторванностью от практики, снижением престижа дипломированного специалиста.


Наука. К началу 50-х гг. СССР в области науки и техники продолжал от­ставать от Запада. В первое послевоенное десятилетие успешно развивались такие научные направления, как ядерная физика, вычислительная техника, ядерная энергетика, квантовая электроника, космическая техника. Строились атомные подводные лодки, атомные электростанции, был спущен на воду атомный ледоход «Ленин», началась автоматизация производственных про­цессов. В системе военно-промышленного комплекса были хорошо осна­щенные закрытые научно-технические организации — «почтовые ящики» и целые научные городки.

Складывались новые направления научных исследований. В ходе изучения реакции ядерного синтеза сформировалось новое направление — физика высо­ких и сверхвысоких энергий. Всемирную известность получили работы Л. Д. Лан­дау, М. А. Леонтовича, А. Д. Сахарова, Л. А. Арцимовича, М. В. Келдыша и др. Ряд советских ученых получили Нобелевскую премию. 4 октября 1957 г. был запу­щен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. выведен на орби­ту космический корабль с человеком на борту.

Опасность серьезного отставания отечественной науки от мировой заста­вила критически пересмотреть многие аспекты ее развития (осень 1955 г. — письмо «трехсот ученых» против Т. Д. Лысенко). НТР (научно-техническая революция) требовала серьезных структурных изменений, которые вводи­лись очень медленно. Для руководства процессом внедрения достижений науки в народное хозяйство в 1955 г. был восстановлен Государственный ко­митет по науке и технике.

Создавались новые научные учреждения, расширялась сеть Академии наук СССР. Были предприняты попытки преодолеть научный монополизм Моск­вы и Ленинграда. В мае 1957 г. около Новосибирска началось строительство научного городка, который вскоре превратился в крупнейший научный центр — Сибирское отделение АН СССР. Были созданы Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточный научный центр (г. Владивосток). За десятилетие почти в 4 раза увеличились расходы на науку, более чем вдвое возросла численность научных работников. В 50—60-е гг. было сделано 80% всех научных открытий последних сорока лет.

В 60—80-х гг. были выдвинуты задачи интенсификации научных исследова­ний и усиления связи науки с производством.

Создавались региональные, меж­ведомственные координационные научные советы. Начали формироваться научно-производственные объединения (Ленинградское оптико-механическое

531

объединение), военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО «Энергия») и др. Всего в СССР действовало 250 таких НПО.

Реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электро­станций, проводилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири.

Значительными были достижения советской науки в области теоретиче­ской и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техни­ка). Широкий размах получили исследования в химии и биологии — расшиф­рована структура белка, получены искусственные гены. Успехом советских ученых можно назвать работы в области лазерной медицины. Главным направ­лением государственной политики в области науки было развитие оборонной и космической техники и технологии.

Активное вмешательство в сферу научного творчества партийно-государ­ственных органов, применение жестких административных мер привели к значительным перекосам в планировании исследовательских работ. На­пример, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной тех­ники, принятая за основу в начале 70-х гг., привела к серьезному отставанию в области компьютеризации от большинства развитых индустриальных стран. Программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию привела к бес­смысленной трате огромных материальных и финансовых средств. В случае ее реализации экологические последствия могли быть катастрофическими.

Развитие обществоведения характеризуется противоречивыми процесса­ми. С одной стороны, перспективные исследования были сделаны в области экономики, социологии, социального прогнозирования. Значительных успе­хов в исследовании конкретных фактов и событий прошлого достигла исто­рическая наука. В то же время большинство теоретических разработок в об­ласти экономического и социального развития оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологи­ческими рамками.

Литература. Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в декабре 1953 г. На съезде Союза писателей в 1954 г. было реабилитировано творчество
М. А. Бул­гакова и Ю. Н. Тынянова, напечатаны произведения острой общественной на­правленности (роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым»); возникли новые, демократические по своему духу журналы («Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник»). Н. С. Хрущев поддержал публикацию по­вести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выдвижение ее на соискание Ленинской премии по литературе. Постепенно в литературе сло­жилось два направления:

демократическое, во главе с журналом «Новый мир» (особенно в пери­од, когда редактором был А. Т. Твардовский, 1958—1970 гг.);

консервативное, позицию которого выражал журнал «Октябрь» (редак­тор В. А. Кочетов).

532

Хрущев лавировал между ними, со временем все больше склоняясь в сто­рону консерваторов. Тем не менее пробуждение общественного сознания, освобождение от официальных догм стало реальностью на рубеже 50-х гг. Дискуссии, борьба мнений постепенно захватывали общество. Наиболее зна­чительными произведениями стали романы В. Дудинцева, Д. Гранина, А. Яши­на, повести А. Гладилина, В. Семина, пьесы В. Пановой, В. Розова, Л. Зорина. Публикации этих авторов (как правило, в журнальных вариантах) вызывали дискуссии широкой читательской аудитории. Особенностью «оттепели» было появление так называемой «эстрадной» поэзии. В Москве чтение сти­хов авторами — молодыми поэтами, такими как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, собирало большие аудитории в Политехническом музее, Луж­никах, на площади Маяковского.

Однако инерция административных методов руководства искусством была велика. Так, например, был подвергнут несправедливой критике роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». Негативную реакцию руководства СССР вызвал роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в Италии. Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии по литературе, а затем последовало его исключение из Союза писателей.

Духовное раскрепощение людей в годы «оттепели» не было полным. Не­взирая на ужесточающиеся преследования на рубеже 50—60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих). Первые их выступления связаны с разоблачением культа личности Сталина и попытками по-новому осмыс­лить ленинизм. Появляются бесцензурные издания «самиздата» «Синтак­сис», «Феникс» и т. д., кружки, молодежные организации. В рамках дисси­дентского движения начинается борьба за права человека в СССР.


Несмотря на жесткую цензуру 70—начала 80-х гг. в целом для духовной ат­мосферы советского общества характерны напряженные поиски путей нрав­ственного самосовершенствования и глубокое переосмысление культурного наследия прошлого. Среди писателей этого периода можно отметить творче­ство А. Гельмана, Г. Бокарева, В. Распутина, Ю. Трифонова, А. Якубова, Л. Каре­лина, Ф. Искандера, В. Войновича, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, И. Стаднюка, В. Шукшина и др. Последовательно разрабатывал в своем творчестве тему исто­рического прошлого России В. Пикуль. Свыше двадцати романов создано им за тридцать семь лет упорного литературного труда.

Живопись и скульптура. В изобразительном искусстве в 50—80-х гг. акти­визировалась деятельность творческих союзов, был создан Союз художни­ков. В живописи получили признание работы Б. Иогансона, Ю. Непринцева, А. Локтионова, В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова. В жанре скульптуры — Е. Вучетича, Н. Аникушина, С.Коненкова, А. Кибальникова. На международной выставке в Брюсселе в 1958 г. скульпторам Е. Вучетичу и С. Коненкову был присужден «Большой приз».

Однако общие тенденции в развитии культуры сказались и в изобрази­тельном искусстве. В декабре 1962 г. состоялось печально известное посеще­ние Н. С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончив­шееся разгромом руководимой Э. М. Билютиным творческой студии. В рабо-

533

тах некоторых живописцев-авангардистов Хрущев увидел нарушение «зако­нов красоты» или просто «мазню». На состоявшейся позднее встрече с деяте­лями культуры были подвергнуты критике многие талантливые художники и скульпторы.

В 60—80-х гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художественными приемами, среди которых И. Глазунов, М. Савицкий, Т.Салахов, А. Шилов, братья Алексей и Сергей Ткачевы, И. Клычев и др.

Архитектура. Поиски различных стилей и направлений характеризуют ар­хитектуру 50—80-х гг. В начале 50-х гг. архитекторы участвовали в строитель­стве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитенов (А. В. Щусев, В. Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривали как средство эстетического воспитания людей, для их оформления применялись скульптура и живопись. Художественное оформление многих станций мно­гократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные «изли­шества» применялись в некоторых жилых и административных зданиях. В конце 50-х гг. с переходом к типовому строительству «излишества» переста­ют иметь место в архитектуре.