Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2874

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


XVIII в. в России по праву считают временем переворота, перелома. Те подводные течения, которые в XVII в. только лишь подмывали устои Мос­ковского царства, теперь их опрокинули. Это не была революция: и обще­ственный строй, и форма правления остались прежними. Но изменилось не­что гораздо более важное. Иными стали тип культуры, язык и мышление, по­явился невиданный ранее уклад жизни. Новизна была во всем: новые календарь и алфавит, одежда, утварь, жилище и обычаи, армия и флот, госу­дарственные учреждения и сельскохозяйственные культуры, школы и обуче­ние, промыслы и ремесла, идеалы и ценности. Посеянное в предшествующее столетие дает плоды: построенный первый русский корабль XVII в. «Орел» в следующем веке приводит к созданию флота, полки иноземного строя оборачиваются регулярной армией, полтора десятка мануфактур — сотней петровских заводов, Славяно-греко-латинская академия — университетом... (С. В. Бушуев).

Историю России XVIII в. открывает Петровский период. Границы этого столетия как исторического периода не вполне совпадают с его хронологи­ческими рамками. С этой точки зрения XVIII в. начался несколькими годами раньше своего «календарного начала», а закончился годом позже. Петр стал самостоятельно править с 1689 г., а в 90-е гг. мы видим уже и первые преобра­зования — это начало века. А вот его конец: гибель императора Павла I в по­следнем в истории России дворцовом перевороте 1801 г. Вообще же, как от­мечает современный историк А. Б. Каменский в книге «Под сенью Екатери­ны», «хронология XVIII в. в России отличается необычайной стройностью. Уже дата смерти Петра Великого — 1725 г. — четко отделяет первую четверть века от второй. Следующие 15 лет — не треть, не четверть, не начало и не ко­нец, а потому просто «время дворцовых переворотов» — время Екатерины I, Петра II, Анны Ивановны и младенца Ивана Антоновича. Затем начинается продолжительная «середина»: почти десять лет до 1750 г. и почти десять лет после правления Елизаветы Петровны. И наконец, с 1762 г. — вторая полови­на, 33 с лишним года царствования Екатерины Второй. Последующие пять лет Павла I — это уже «самый настоящий конец XVIII в.».

Реформы, начатые Петром I и продолженные его преемниками, касались в основном техники, культуры и быта. Они не меняли существующего обще­ственного строя. Новые идеи и учреждения приходили в дисбаланс с полуна­туральным хозяйством и крепостным правом, феодальными отношениями в деревне. Петровские преобразования требовали своего логического завер­шения: отмены крепостного права, наделения крестьян землей. Но в XVIII в.


122

это было невозможно: крепостное сельское хозяйство еще вполне удовлетво­ряло своей производительностью помещиков, крепостные и казейные ману­фактуры давали необходимое стране количество ткани и металла.

Противоречие между «просвещением» и «рабством» рождало и столь ха­рактерный для XVIII в. антагонизм между высшими классами и простым на­родом. И дело тут не столько в социальных противоречиях, которые, конечно, тоже сыграли свою роль, сколько в противоречии между Петербургом и про­винцией, европейскими обычаями и традициями господ и домостроевской жизнью их крестьян.

Можно сказать, что XVIII в. стал веком раскола, гораздо более глубокого и всеобъемлющего, чем знаменитый раскол церкви XVII в. Теперь расколотым оказалось все общество.

Тем не менее XVIII в. можно назвать юностью Новой России, с ее первы­ми победами и поражениями. Это истоки нашей современной культуры и ци­вилизации.

8.1. Рождение империи: время Петра Великого (конец XVII—первая четверть XVIII в.)


  • Истоки и сущность преобразований Петра I

  • Реформы первой четверти XVIII в.

  • Внешняя политика Петра I

  • Значение и цена Петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи

Истоки и сущность преобразований Петра I. В XVII в. в результате дея­тельности первых представителей династии Романовых был преодолен со­циально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени. В конце XVII столетия намети­лась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих Петровских преобразований. Исследователь В. Н. Роденков важнейшими из них называет следующие:

  • тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельно­сти Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова «самодержец»;

  • оформление общегосударственного законодательства (Соборное уло­жение 1649 г.). Дальнейшее совершенствование Свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649—1690 гг. было принято 1535 указов, допол­няющих Уложение);

  • активизация внешней политики и дипломатической деятельности Рос­сийского государства;

  • реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание пол­ков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в пол­ки, распределение военных корпусов по округам;

  • реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

123

  • переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с ис­пользованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

  • развитие внутренней и внешней торговли (принятие Уставной тамо­женной грамоты 1653 г., Новоторгового устава 1667 г.);

  • размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона;

  • появление национально-консервативного и западнического течений.

Однако, несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноев­ропейских государств. Архаичная политическая, финансовая и военная сис­тема Российского государства не позволяла добиваться во внешней политике ощутимых результатов.

Значительные внешнеполитические усилия России в XVII в. привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям по-преж­нему был закрыт. Для того чтобы на равных бороться с европейскими держа­вами и Османской империей, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а сделать европейскую экономику и культуру, европей­ский образ жизни особой ценностью, поставив ее выше традиционных цен­ностей русской культуры. Только тогда модернизация жизни России приоб­рела бы действительно широкие масштабы, страна могла бы войти в круг ев­ропейских держав (И. Н. Ионов).


На исторической арене появляется сильная личность, которая обладала не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя.

По мнению С. В. Бушуева, Петр I «...действовал в том направлении, кото­рое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены са­мой логикой исторического развития XVII в. и предвосхищены словом или делом тогда же, пусть даже средства, как, например, знаменитая петровская дубинка и не менее знаменитая закрепостительная политика, тоже позаим­ствованы из предшествующего периода — все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем Новой России. Имел ли царь стройный план ре­форм (что маловероятно) или представлял себе лишь смутный образ будуще­го состояния реформируемого государства, приобретающий краски и напол­няющийся лишь по мере движения вперед, — для нас сегодня не так важно. Важнее, что в личности Петра преобразователь и преобразования встрети­лись; царь смог стать сознательным инициатором и активнейшим проводни­ком перемен. Ничего подобного не было и не могло быть во времена первых Романовых, которые, даже идя на нововведения, искренне верили, что с их помощью восстанавливают патриархальную старину...».

В исторической науке существуют различные точки зрения о времени на­чала преобразований.

    • Идеалом Петра I, усвоенным им еще в Москве, в Немецкой слободе, были европейские образ жизни, экономика и культура (И. Н. Ионов).

    • На становление Петра-реформатора важное влияние оказала поездка в Архангельск в 1693—1694 гг. Обычное путешествие стало крупным событием

124

в жизни молодого царя, определившим его отношение к флоту и показавшим значение морей для России (Г. И. Рябикова, Н. М. Усова).

    • Первой военной школой для Петра стали Азовские походы 1695—1696 гг. Именно с Азовских походов, а не с момента воцарения, как заметил историк Н. И. Павленко, Петр вел впоследствии отсчет своей «службы» на троне. Этой же точки зрения придерживались С. М. Соловьев и Г. В. Вернадский.

    • Значительным событием, повлиявшим на личность будущего преобра­зователя России, стало участие Петра в Великом посольстве 1697—1698 гг. Посещая Пруссию, Голландию, Англию и Австрию, он упорно изучал иност­ранные языки, систему административных учреждений, военное и морское дело, технику стран Запада (С. Ф. Платонов, А. Г. Брикнер, И. Н. Ионов, J1. И. Семенникова и др.).


Таким образом, на формирование реформаторских взглядов Петра оказа­ли влияние европейские идеалы, усвоенные в юности, поездка в Архан­гельск, Азовские походы и поездка в Европу в составе Великого посольства.

Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специа­листами. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал Я. Гордон, талантливый инженер Я. Брюс и др. А среди рус­ских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А. М. Головин, Г. И. Головкин, братья П. М. и Ф. М. Апраксины, А. Д. Меншиков.

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. (В. И. Роденков, А. Б. Каменский).

На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ве­дением Северной войны. Проводились в основном насильственными мето­дами и сопровождались активным вмешательством государства в дела эко­номики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, по­спешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутстви­ем кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на терри­торию противника, преобразования стали более планомерными. Шло даль­нейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Анализируя преобразования Петра (цели, характер, темпы, методы осу­ществления), исследователи обращают внимание на то, что в основном ре­формы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропей­ской цивилизации. Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ве­дущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в во­енном и экономическом отношении. Главным инструментом проведения ре­форм было осознанно применяемое насилие, а создаваемое в соответствии

125

с новейшими специальными и философскими теориями того времени госу­дарство приобретало милитаристские черты.