Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2883

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


378

В результате в 1949 г. образовались два германских государства — ФРГ и ГДР. В начале 50-х гг. германский вопрос вновь обострился в связи с перевооруже­нием ФРГ и попытками вступления ее в НАТО.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на ру­беже 40—50-х гг. в связи с Корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководи­телей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техниче­скую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И. В. Стали­на направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длитель­ных дипломатических переговоров.

Запад стал активно поддерживать антисоциалистические силы и движения внутри «социалистического лагеря» — в СССР и странах Восточной Европы.

Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших меж­дународных вопросов и прежде всего в урегулировании послевоенного поло­жения в Европе. В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительст­ва возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руково­дители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Че­хословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политиче­ская организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро. На него возлагалась координация действий компартий. В документах совещания сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитиче­ских взглядов партийно-государственного руководства СССР.

В 1949 г. образован Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), призван­ный организовать и обеспечить экономическую поддержку «странам народной демократии», входящим в сферу влияния СССР. А в 1955 г. в ответ на враждеб­ную политику западных держав создана
Организация Варшавского Договора.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Предусматривалась военная и иные виды помо­щи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение кон­ференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договари­вающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточ­ной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты.

379

Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социа­лизма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в ча­стности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не является единственным для построения социализма. Стремле­ние руководства СССР к утверждению советской модели строительства соци­ализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болга­рией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия дого­вора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от со­вместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Неоднократные анти­советские выступления на территориях стран «народной демократии» (ГДР, Польша) подавлялись вооруженной силой. Одновременно Советский Союз поддерживал коммунистические партии в капиталистических странах и на­ционально-освободительные движения в колониальных и зависимых от За­пада государствах и регионах. СССР оказывал поддержку вновь образован­ным в Азии и Африке странам «социалистической ориентации».

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой вой­ны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных На­ций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объ­единила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безо­пасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обыч­ных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностран­ных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как прави­ло, блокировались представителями США и их союзниками. В односторон­нем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.



Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х гг. Свыше 115 млн.. граждан страны поставили свои подписи под принятым Посто­янным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного ору­жия и установления международного контроля за выполнением этого решения.

Таким образом, внешнеполитическая деятельность СССР во второй по­ловине 40—начале 50-х гг. имела противоречивый характер. Политика «хо­лодной войны» — конфронтации Востока и Запада — в значительной мере способствовала росту напряженности в мире. Кроме того, значительными были затраты на помощь странам «народной демократии» и странам, попав­шим в сферу влияния СССР. Расширение международного влияния СССР сопровождалось обострением политической напряженности как внутри «со­циалистического блока», так и внутри страны.

380

Глава 16. СССР в 1953-1964 гг. ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХРУЩЕВА

  • Борьба за власть и реорганизация властных структур

  • XX съезд партии. Попытки демократизации общественно-политической жизни

  • Преобразования в экономике и социальной сфере

  • Либерализация внешнеполитического курса

Борьба за власть и реорганизация властных структур. 5 марта 1953 г. умер Сталин. Отсутствие надежного, легитимного механизма передачи власти вызвало длительный кризис, борьбу за право обладания ею. В период правле­ния Сталина именно партия официально определяла развитие общества. Од­нако на деле она была оттеснена исполнительными, прежде всего репрессив­ными, органами, а реальная власть была сосредоточена не столько в тех или иных политических институтах, сколько в руках лично Сталина. В результате соотношение сил между претендентами на власть определялось не только их постами, но и близостью к покойному диктатору, личными связями среди партийно-государственной и военной элиты. Судьбы двухсотмиллионного народа решались за его спиной небольшой кучкой лиц, правивших страной от его имени. В секретариат ЦК КПСС были избраны Н. С. Хрущев, М. А. Сус­лов, П. Н. Поспелов и др.

Официально после смерти Сталина к власти пришло так называемое «кол­лективное руководство», ближайшее окружение диктатора. 6 марта 1953 г. на совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Прези­диума Верховного Совета СССР членами Президиума ЦК КПСС были утверж­дены: Г. М. Маленков (Председатель Совета Министров СССР), Л. П. Берия (первый зам. Председателя СМ СССР, министр внутренних дел и государ­ственной безопасности), В. М. Молотов (первый зам. Председателя СМ СССР и министр иностранных дел), К. Е. Ворошилов (Председатель Президиума Вер­ховного Совета СССР), Н. А. Булганин (первый зам. Председателя СМ СССР), А. И. Микоян (министр торговли), М. В. Сабуров (Председатель Госплана СССР) и М. Г. Первухин (министр электростанций и электропромышленности).

Исходя из сложившегося соотношения сил, борьба за власть развернулась среди «молодого» поколения, попавшего в непосредственное окружение Ста­лина в 30-е гг. В ходе борьбы определились три ключевые фигуры: Маленков, Берия и Хрущев. Развернувшаяся между ними борьба за власть была объек­тивно и борьбой за выбор варианта общественных преобразований.


С одной стороны, в обществе, в экономике, в партийных и государствен­ных структурах назрела необходимость перемен. Скорбь о смерти Сталина не разделяли те, кто пострадал в годы сталинизма. К началу 1950 г. в СССР насчи­тывалось 5,5 млн.. заключенных, действовало около 140 особых лагерей МВД.

С другой стороны, в глазах большинства современников Сталин являлся выразителем общественных интересов, гарантом продвижения к коммуниз­му, защитником народа. Для многих советских людей смерть Сталина стала

381

большим потрясением. Накануне и в день похорон в Москве тысячи людей шли в Колонный зал проститься с вождем. И этому факту надо дать объектив­ную оценку. Далеко не всеми людьми, прощавшимися в этот день со Стали­ным, двигало простое любопытство. На наш взгляд, механизм этого явле­ния гораздо сложнее. Смерть Сталина не разрушила тоталитарную систему, оставались факторы, которые тормозили этот процесс:

  • победа в Великой Отечественной войне;

  • чувство гордости за Родину, уверенность в завтрашнем дне;

  • успехи в восстановлении разрушенного хозяйства, сохранение воз­можностей для дальнейшего развития экономики;

  • десятилетия страха и чисток, создавшие атмосферу единомыслия — в стране не было организованной оппозиции;

  • полукрестьянский характер развития страны (несмотря на успехи ин­дустриализации);

  • распространение советской модели социализма в других странах, со­здание мифа о ее совершенстве.

Однако после смерти Сталина начался стихийный процесс десталинизации общества. Начало положено в апреле 1953 г., когда было прекращено след­ствие по «делу врачей» и освобождены из заключения участники «мингрель­ского» дела.

В 1953—1956 гг. (до XX съезда КПСС) в русле этой политики осуществле­ны следующие мероприятия:

  • начался пересмотр «ленинградского дела»;

  • ликвидирован ГУЛАГ;

  • в 1953 г. исключен из партии как враг народа, арестован и расстрелян Л. П. Берия;

  • в апреле 1954 г. МГБ преобразовано в Комитет государственной безо­пасности при Совмине СССР;

  • с сентября 1953 г. начался пересмотр решений бывших коллегий ОГПУ, НКВД и т. д. Для реабилитации невинных жертв репрессий создана спе­циальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек (в том числе А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П. П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и другие);

  • за фальсификацию дел были преданы суду некоторые бывшие руково­дители органов безопасности;

  • в печати началась критика культа личности И. В. Сталина.