Файл: Война и революция в интеллектуальном дискурсе британии первой половины 1790х гг. (На примере журнала the analytical review).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Уральский гуманитарный институт
Департамент «Исторический факультет»
РЕФЕРАТ

по дисциплине

«История и философия науки»

Тема: ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ БРИТАНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1790-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «THE ANALYTICAL REVIEW»)

Научный руководитель:

Высокова В.В.

д. и. н, профессор кафедры Новой и новейшей истории подпись

Аспирант группы УГИА-120060 Шунина Зоя Сергеевна

подпись

Преподаватель философии и истории науки:

Анкин Д.В.

доктор философских наук, доцент подпись
Екатеринбург

2023


Оглавление





ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА 1. АНГЛИЙСКИЙ ИЗДАТЕЛЬ ДЖОЗЕФ ДЖОНСОН: БИОГРАФИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АВТОРАМИ 5

1.2. Биография Джозефа Джонсона 5

1.2. Особенности работы издателя с авторами 10

ГЛАВА 2. ЖУРНАЛ «THE ANALYTICAL REVIEW» И ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 13

2. 1. История появления журнала 13

2.1. Французская революция на страницах журнала 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 38



ВВЕДЕНИЕ



В Великобритании в конце XVIII – начале XIX века происходит развитие радикальных идей, настроенных на развитие общества равных возможностей. Причиной этому явились модернизационные процессы, связанные в первую очередь с «промышленной революцией». На развитие этих идей повлияли также революции в Соединенных Провинциях и во Франции. Также несомненное влияние принесла и Война за независимость в США. Идеи об отмене рабства, о равенстве всех людей начали распространяться по интеллектуальным кругам Англии.

Французская революция, начавшаяся в 1789 году, стала временем кризиса и переоценки ценностей. Не только французские мыслители писали о проблемах современного им государственного и общественного строя. Эти вопросы также широко обсуждались в британской интеллектуальной среде. Сама революция стала фактором, способным актуализировать давно назревшие общественные противоречия.


В среде британской интеллектуальной мысли усугубились противоречия. Одни писатели и философы открыто поддерживали действия правительства по отношению к ситуации во Франции. В то время, как другие, благодаря именно революции, начали активно публиковать работу в защиту своих социальных прав.

Критика деятельности правительства, а также открытые письма в отношении представителей правящей элиты, привели к созданию множества законов, запрещающих продажу отдельных литературных трудов. Законы в свою очередь ставили вопрос о «свободе слова» в стране.

Таким образом процесс возникновения и развития радикальной мысли Британии конца XVIII века, отражен также и в вопросе о том, насколько государственная власть поощряла эти ценности.

В современном интеллектуальном дискурсе все чаще говорят об общественном кризисе, который развивается в связи с политическими решениями правительств различных государств. Вновь развивается вопрос о свободе слова и самовыражения, отражающийся на страницах либеральных и оппозиционных изданий.

Цель исследовать вопросы войны и революции на страницах журнала «The Analytical Review», издававшегося издателем Дж. Джонсоном в период 1788–1798 гг.

Цель исследования определяет следующие задачи:

  • проанализировать жизненный путь издателя Дж. Джонсона;

  • отразить основы взаимодействия

  • на основе издания «The Analytical Review» отразить интеллектуальный дискурс Великобритании относительно проблем войны и революции.

Методологической основой исследования послужили принципы историзма, объективности и системности. Следование принципу историзма позволило рассмотреть конкретные события, явления и процессы в их становлении и развитии в органической связи с порождающими их условиями. Принцип объективности, базирующийся на критическом анализе свидетельств источников, способствовал созданию непредвзятой картины духовной и политической жизни рассматриваемой эпохи и место их в жизни и деятельности Джозефа Джонсона и его «круга». Использование принципа системности, позволило составить достаточно целостное представление о их жизнедеятельности и идеологической направленности трудов

, следы которых и в наше время остается значимым. Широкий и разнообразный круг привлеченных источников и их комплексный анализ обеспечил обоснование выводов и достоверность результатов исследования.

Изучение взаимосвязи «частного» и «публичного» в данном исследовании становится основополагающим, поскольку только благодаря исследованию личной жизни писателей можно понять почему они создали свои теоретические подходы развития общества.

С помощью метода биографического протокола появляется возможность рассматривать социальные как взаимодействие разума личности и окружающей его реальности. Описание жизненной картины Джозефа Джонсона, и отдельных членов его «круга» дает возможность наиболее достоверно отразить социальные группы, к которым они относились и отразить их жизненный опыт как опыт группы людей.

Метод интеллектуальной истории, дает возможность воспринимать интеллектуальную культуру как «совокупность мыслительных привычек», она исторически изменчива и соотносится с понятием «историческая эпоха». Всякой исторической эпохе соответствует определенное единство материально-вещественной, равно как и интеллектуальной, культуры. Так, с помощью этого метода можно отразить интеллектуальный фон «эпохи Перемен».

Междисциплинарный подход, включающий в себя методы социологических, культурологических и исторических методов позволил в полной мере отразить события жизни и интеллектуальный фон эпохи, в которую жил и работал издатель Джозеф Джонсон.

Основным же методом при изучении периодического издания «The Analytical Review» становится типологический анализ. При его использовании сначала устанавливается издатель, характеризуется его статус как в профессиональной, так и в общественно-политической иерархии. Далее, выявляются мотивы возникновения издания. Выясняются цели и задачи издания: какова программа, как издание выполняет задачи и программу фактически, какую роль играют жанры, структура, читательский состав.

Работа состоит из двух глав одна из которых посвящена жизни и деятельности издателя, а вторая непосредственно журналу и дискурсивным практикам, посвященным войне и революции.


ГЛАВА 1. АНГЛИЙСКИЙ ИЗДАТЕЛЬ ДЖОЗЕФ ДЖОНСОН: БИОГРАФИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АВТОРАМИ

1.2. Биография Джозефа Джонсона



Джозеф Джонсон родился 15 ноября 1738 года, он был вторым сыном Джона Джонсона, баптистского йомена, жившего в Эвертоне, Ливерпуль, и его жены Ребекки Тернер. Семья будущего издателя была широко известной в диссентерских кругах – его дед и дядя были баптистскими священниками, а Джон Джонсон, его отец – дьяконом. Большой дом в Эвертоне, в котором вырос Джозеф, еще с начала XVIII века, был местом регулярных встреч баптистов.

Нет точных сведений о том, получил ли Джозеф какое-либо школьное образование. Однако, однако Дж. Тайсон предполагает, что Джонсон все получил начальное образование в одной из местных школ, одна из располагавшихся рядом с Эвертоном – Волтон он зе хилл (Walton-on-the-Hill). Эта школа, которая сегодня именуется просто Волтон (Walton), примерно в трех километрах севернее Эвертона. Также возможно, что Джозеф посещал Диссентерскую академию во времена своего детства. Ближайшей из них может быть академия Калеба Ротердама в Кендале, которая находилась примерно в 90 километрах от Эвертона.1

В возрасте 15 лет, 12 февраля 1754 года, он был отправлен в Лондон и провел следующие семь лет в обучении и перенимании опыта у баптистского книготорговца на Грейсчерч стрит (около Лондон бридж), Джорджу Киту. Кит занимался книжным бизнесом на протяжении десяти лет, за это время он зарекомендовал себя как прилежного издателя среднего класса, специализировавшегося на религиозной литературе.

Закончив обучение в 1761 году, Джонсон открыл собственное издательство, но местоположение его менялось несколько раз за год. Первое издательство появилось в конце 1761 года на Фиш Стрит Хил – «напротив Монумента», как его публикации обычно уточняли. На этом месте были опубликованы работы разных направлений, так например, в свет вышла работа «The Arians and Socinians monitor»2 Джона Макгоуэна

По мере роста популярности и репутации
, Джонсон, как и его учитель Кит стал частью издательского синдиката конгер (Conger (syndicate), основной задачей которого было распределение ответственности за издание дорогостоящей, либо провокационной работы.3

В июле 1765 года Джонсон перенес свой бизнес на Патерностер-роу, 8, и заключил партнерство с Б. Дэвенпортом, о котором мало что известно, кроме его связи с Джонсоном. Однако летом 1767 года пути Дэвенпорта и Джонсона разошлись, по причине того, что религиозные взгляды Джонсона становились все более неортодоксальными.

В течение года Джонсон самостоятельно опубликовал девять изданий, а также тридцать две работы в партнерстве с другими книготорговцами.4 Он также был частью «избранного круга книготорговцев, собиравшихся в кофейне Чаптера»5, которая была центром общественной и коммерческой жизни издателей и книготорговцев в Лондоне 18 века. Представителями круга были издатели: Томас Логман, Джон Ривингтон, Джон Мюррей, Джеймс Додсон, Томас Кэделл, Томас Девис, Роберт Болдуин, и Питер Элмси. В кофейне формировались крупные издательские предприятия, и там собирались известные писатели.

В 1768 году Джонсон вступил в партнерство с Джоном Пейном (Джонсон, вероятно, был старшим партнером); в следующем году они опубликовали 50 работ. 9 января 1770 года магазин Джонсона и Пейна сгорел. Миддлэссекс джорнал написал о пламени, разрушившем магазин на Патерностер-роу.

Пожар, погубивший многие работы, стал поворотным моментом – результатом которого стал разрыв рабочих отношений между Джонсоном и Пейном, при этом им удалось сохранить дружеские отношения, и Джонсон даже публиковал Пейна в будущем.

К августу 1770 года, всего через семь месяцев после того, как пожар уничтожил его магазин и товары, Джонсон обосновался на Сент Пол черчьярд, 72, - самом большом магазине на улице книготорговцев, – где ему предстояло оставаться до конца своей жизни. Каким образом Джонсон получил это место, доподлинно не известно. Скорее всего, магазин на Патерностер-роу был застрахован, что и покрыло часть трат на открытие магазина. А в 1774 году, Джонсон также застраховал Сент Пол Черчьярд на сумму 4400 фунтов стерлингов.

По мере того как в 1790-х годах в Великобритании распространился радикализм, Джонсон все больше вовлекался в его распространение: он был членом Общества конституционной информации