Файл: Тема 16. Профессиональная успешность и трудовая карьера работника.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 16. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ И ТРУДОВАЯ
КАРЬЕРА РАБОТНИКА
Цель: сформировать целостное понимание профессиональной успешности работника и развитие его трудовой карьеры в организации
План:
1.Сущность и понятие профессиональной успешности
2.Трудовая карьера и карьерограмма работника
3.Технология подбора кандидатов в резерв руководителей
1. Сущность и понятие профессиональной успешности
Один из важнейших вопросов труда - вопрос о том, в какой мере профессиональная успешность зависит от способностей работника, насколько возможны компенсация и развитие профессионально-значимых свойств.
Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. В этом классическом определении способностей, центральный признак способностей - успешность выполнения деятельности. Само понятие «успешность» неоднозначно.
Главным образом это продуктивность, производительность труда.
Немаловажное значение имеет также качество продукции, безошибочность действий.
Формирование четкого представления об успешности профессиональной деятельности является чрезвычайно важным в связи с решением задач, стоящих перед психологией труда. На основании оценки успешности профессиональной деятельности того или иного работника принимаются решения, важные как для данного конкретного субъекта труда, так и для организации, в которой он работает (о повышении, увольнении и т. п.).
Представление об уровне успешности собственной деятельности может побудить человека к совершенствованию профессионального мастерства или заставить его сменить место работы, оно влияет на его представление о ценности собственной личности, во многом формируя самооценку, уровень притязаний, выбор направления развития.
Очень часто понятия «успешность деятельности» и «эффективность деятельности» совпадают, однако, «эти две характеристики следует совершенно четко различать».
Успешность деятельности - характеристика деятельности, включающая в себя производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и т.д. При оценке успешности деятельности следует учитывать физиологические затраты, которые необходимы для решения профессиональных задач.
Успешность деятельности тесно связана с интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферой личности, она зависит также от индивидуальных психофизиологических качеств.
Эффективность деятельности более узкое понятие, означающее отношение достигнутого результата к максимально достижимому или запланированному результату, определяющее результативность выполняемых действий в реальной рабочей обстановке со всеми возможными усложнениями ситуации, включая экстремальные условия.
Основными характеристиками эффективности является качество и производительность. Так, эффективность определяется большинством исследователей как безошибочное производственное функционирование, отражающее в большей мере результатирующее проявление деятельности субъекта труда, уровень его реальных достижений.Таким образом, можно заключить, что эффективность деятельности является составляющей еѐ успешности.
Интегральная оценка успешности профессиональной деятельности, по мнению большинства исследователей, должна иметь внешнюю и внутреннюю составляющие. Внешняя определяет успешность как характеристику профессиональной деятельности человека, включающую внешнюю оценку результата, достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и оценку удовлетворенности специалиста профессиональной деятельностью. И далее, «по имеющимся наблюдениям на практике часто пренебрегают внутренней оценкой успешности. А от нее может зависеть многое, вплоть до принятия человеком решения о перемене работы, или смене профессии».
Полагают, что профессиональная успешность является интегральным феноменом, оценка которого должна производиться:
1. По прямым показателям эффективности (качество и производительность, отраженные в документах);
2. С учетом административных актов, фиксирующих дисциплинарные взыскания, продвижения по службе;
3. По экспертной оценке успешности деятельности работника (руководители, коллеги, клиенты);
4. По оценкам эффективности, даваемым самими субъектами труда [8].
Используемые для оценки профессиональной деятельности, понятие
«профессиональная успешность» включает производительность труда, качество продукции, надежность (безошибочность) действий. Наряду с указанными показателями успешности, «следует учитывать и нервно- психические затраты, необходимые для достижения цели, а также степень удовлетворенности работника своим трудом».
Рассматривается и следующее определение понятию профессиональная успешность - это «критерий удовлетворенности личности профессиональной самореализацией на основе результативности личностных и профессиональных достижений на пути к профессионализму и их признание в профессионально значимой для субъекта среде». Общая оценка внешней успешности профессиональной деятельности должна включать критерии опирающиеся на три характеристики профессиональной деятельности:
1. Результативность деятельности;
2. Эффективность взаимодействия работающего с коллегами по работе;
3. Инициативность в профессиональной деятельности.
К числу наиболее существенных характеристик оценки профессиональной деятельности относится результативность, которая может быть выражена количеством высококачественно произведенных единиц продукции. Вместе с тем, в ситуации реальной трудовой деятельности зачастую бывает трудно оценить не только качество, но даже собственно производительность труда отдельного работника, поскольку для многих видов профессиональной деятельности объективные показатели для ее оценки отсутствуют или замаскированы в связи с особенностями организационной структуры производства. Как полагают, даже в материальном производстве сложно оценить подлинную производительность труда, конечно, количество продукции подсчитать можно. Можно написать на бумаге нормы времени. Однако как быть, если, например, человек делает разметку нестандартной заготовки или ищет наиболее выгодный вариант раскроя дорогого материала и многое в ОАО «РЖД». Результативность как важный показатель успешности деятельности «зависит от особенностей трудовой мотивации, когнитивных и моторных свойств субъекта, его знаний и умений, функционального состояния, психофизиологических резервов организма и других психологических характеристик».
Наряду с результативностью важным фактором, на основании которого формируется внешняя оценка профессиональной успешности, является
эффективность взаимодействия с коллегами по работе. Поскольку человек неотделим от общества, труд его всегда сопряжен с межличностными контактами. Эта характеристика еще в меньшей степени, чем результативность может быть объективно измерена, и в оценке еѐ еще
большее значение имеют субъективные особенности оценивающих лиц и особенности их деловых и неформальных взаимоотношений с оцениваемыми профессионалами.
Третьим важным фактором, по наблюдениям, формирующим внешнюю оценку, является инициативность в трудовой деятельности. Так же как и эффективность взаимодействия с другими людьми, инициативность трудно измерить. Оценка инициативности более всего зависит от субъективных особенностей оценивающих. Для каждого вида труда существуют ожидания, требования той или иной меры инициативности работника. Для оценки трудовой деятельности как усиленной, важна не инициативность сама по себе, а мера ее совпадения с ожиданиями окружающих..
Итак, внешним критерием успешности трудовой деятельности является оценка, даваемая профессионалу его руководителями, коллегами, подчиненными, членами его семьи и другими значимыми для него людьми.
Таким образом, внешняя оценка строиться на оценивании событий, зафиксированных сторонними наблюдателями и отраженных в различных документах. Внешняя оценка не является абсолютно объективным показателем, зачастую трудно доказать еѐ справедливость или ошибочность, тем не менее она является внешним фактором по отношению к интересующему субъекту труда и является основой для серьезных решений, касающихся профессиональной карьеры людей. Каждый человек совершает в своей работе и успешные и неуспешные действия. Соотношение тех и других является основой общего впечатления об успешности конкретного работника.
В оценке успешности трудовой деятельности помимо внешней оценки немалую роль играет внутренняя оценка успешности профессионалом своей деятельности. Внутренняя оценка успешности трудовой деятельности, с точки зрения исследований, возникает в результате соотнесения следующих характеристик: вознаграждение за труд, представления личности о результативности своего труда, представления об особенностях своего взаимодействия с коллегами, представления об инициативности, учет мотивационно-оценочных структур, оценка затрат на достижение результатов труда. Если внешняя оценка успешности труда опирается главным образом на результативность деятельности профессионала, то для его внутренней оценки не менее важно, ценой каких затрат достигается этот результат. Сюда относят затраты на освоение профессии, затраты времени, расходуемого непосредственно на работу и на поездки до места работы, неудобства, связанные с расположением места работы; трудности увязывания служебных обязанностей с потребностями семьи, а также психофизиологические затраты на реализацию трудовой деятельности и т.д.
Цена достигнутого результата может быть разной. Человек может достигать высоких показателей в труде ценой постоянного переутомления. В ряде случаев следствием постоянных стрессов могут быть психогенные
Третьим важным фактором, по наблюдениям, формирующим внешнюю оценку, является инициативность в трудовой деятельности. Так же как и эффективность взаимодействия с другими людьми, инициативность трудно измерить. Оценка инициативности более всего зависит от субъективных особенностей оценивающих. Для каждого вида труда существуют ожидания, требования той или иной меры инициативности работника. Для оценки трудовой деятельности как усиленной, важна не инициативность сама по себе, а мера ее совпадения с ожиданиями окружающих..
Итак, внешним критерием успешности трудовой деятельности является оценка, даваемая профессионалу его руководителями, коллегами, подчиненными, членами его семьи и другими значимыми для него людьми.
Таким образом, внешняя оценка строиться на оценивании событий, зафиксированных сторонними наблюдателями и отраженных в различных документах. Внешняя оценка не является абсолютно объективным показателем, зачастую трудно доказать еѐ справедливость или ошибочность, тем не менее она является внешним фактором по отношению к интересующему субъекту труда и является основой для серьезных решений, касающихся профессиональной карьеры людей. Каждый человек совершает в своей работе и успешные и неуспешные действия. Соотношение тех и других является основой общего впечатления об успешности конкретного работника.
В оценке успешности трудовой деятельности помимо внешней оценки немалую роль играет внутренняя оценка успешности профессионалом своей деятельности. Внутренняя оценка успешности трудовой деятельности, с точки зрения исследований, возникает в результате соотнесения следующих характеристик: вознаграждение за труд, представления личности о результативности своего труда, представления об особенностях своего взаимодействия с коллегами, представления об инициативности, учет мотивационно-оценочных структур, оценка затрат на достижение результатов труда. Если внешняя оценка успешности труда опирается главным образом на результативность деятельности профессионала, то для его внутренней оценки не менее важно, ценой каких затрат достигается этот результат. Сюда относят затраты на освоение профессии, затраты времени, расходуемого непосредственно на работу и на поездки до места работы, неудобства, связанные с расположением места работы; трудности увязывания служебных обязанностей с потребностями семьи, а также психофизиологические затраты на реализацию трудовой деятельности и т.д.
Цена достигнутого результата может быть разной. Человек может достигать высоких показателей в труде ценой постоянного переутомления. В ряде случаев следствием постоянных стрессов могут быть психогенные
заболевания: сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, аллергические и др. Помимо этого, в исследованиях показано, что хронические неблагоприятные функциональные состояния приводят к формированию отрицательных эмоционально-личностных особенностей. Такая деятельность не может быть оценена как успешная, поскольку человек работает на износ, вредит своему здоровью и даже деградирует как личность.
Внутренняя оценка успешности связана также с проблемой того, насколько вознаграждение за труд соответствует представлениям человека о качествах его деятельности, служит удовлетворению потребностей, соответствует уровню притязаний, самооценке и другим мотивационно- оценочным структурам. Наряду с внешним вознаграждением (положением в обществе, группе, продвижением по службе и собственно денежной оплатой груда) человек оценивает внутреннее вознаграждение. Внутреннее вознаграждение может заключаться в непосредственном удовлетворении познавательной потребности, потребности в самосовершенствовании, потребности приносить пользу обществу, эстетической потребности и др.
Мотивация - это один из важнейших факторов, который обеспечивает успех в деятельности, динамику развития. Часто менее замотивированный
(спортсмен, работник) достигает больших успехов, чем его товарищ, коллега.
Это и не удивительно, поскольку человек с высоким уровнем мотивации больше работает. Многие из нас замечали, что если мы излишне сильно чего- то хотим, неожиданно возникают какие-то препятствия, будто сама жизнь начинает нам сопротивляться. Чем больше мы прилагаем энергии и усилий для достижения значимой цели, тем больше возникает объективных и субъективных факторов, препятствующих нашим желаниям и ломающих наши планы. Здесь важно найти свой оптимальный уровень активности, при котором «все получается».
Чуть меньше активности - ничего не происходит, жизнь и дела «стоят на месте». Чуть больше усилий - начинается сопротивление. Важно также помнить, что слишком сильное желание достичь поставленной цели и успеха всегда сопряжено со страхом неудачи. Страх блокирует внутренние возможности работника и снижает его творческий потенциал. В результате он может пройти мимо условий, которые могли бы привести к профессиональному успеху. Чтобы их увидеть, следует лишь немного посмотреть на ситуацию извне, со стороны, а это невозможно сделать, если он боится ошибиться. Снижение излишне высокой мотивации связано с анализом всех последствий, возникающих в результате достижения успеха.
Обычно эти последствия имеют не только позитивное, но и отрицательное значение. Например, человек хотел купить машину, ему казалось, что только тогда он станет счастливым и обретет радость в жизни.
Наконец, машина куплена. Состояние удовлетворения продлилось какое-то время, но скоро вернулась обычная жизнь с ее заботами и трудностями - почти сразу же, чуть ли не в день покупки машины. Да и сама машина внесла дополнительные трудности: обслуживание, бензин и т.д. Успех в любой
Внутренняя оценка успешности связана также с проблемой того, насколько вознаграждение за труд соответствует представлениям человека о качествах его деятельности, служит удовлетворению потребностей, соответствует уровню притязаний, самооценке и другим мотивационно- оценочным структурам. Наряду с внешним вознаграждением (положением в обществе, группе, продвижением по службе и собственно денежной оплатой груда) человек оценивает внутреннее вознаграждение. Внутреннее вознаграждение может заключаться в непосредственном удовлетворении познавательной потребности, потребности в самосовершенствовании, потребности приносить пользу обществу, эстетической потребности и др.
Мотивация - это один из важнейших факторов, который обеспечивает успех в деятельности, динамику развития. Часто менее замотивированный
(спортсмен, работник) достигает больших успехов, чем его товарищ, коллега.
Это и не удивительно, поскольку человек с высоким уровнем мотивации больше работает. Многие из нас замечали, что если мы излишне сильно чего- то хотим, неожиданно возникают какие-то препятствия, будто сама жизнь начинает нам сопротивляться. Чем больше мы прилагаем энергии и усилий для достижения значимой цели, тем больше возникает объективных и субъективных факторов, препятствующих нашим желаниям и ломающих наши планы. Здесь важно найти свой оптимальный уровень активности, при котором «все получается».
Чуть меньше активности - ничего не происходит, жизнь и дела «стоят на месте». Чуть больше усилий - начинается сопротивление. Важно также помнить, что слишком сильное желание достичь поставленной цели и успеха всегда сопряжено со страхом неудачи. Страх блокирует внутренние возможности работника и снижает его творческий потенциал. В результате он может пройти мимо условий, которые могли бы привести к профессиональному успеху. Чтобы их увидеть, следует лишь немного посмотреть на ситуацию извне, со стороны, а это невозможно сделать, если он боится ошибиться. Снижение излишне высокой мотивации связано с анализом всех последствий, возникающих в результате достижения успеха.
Обычно эти последствия имеют не только позитивное, но и отрицательное значение. Например, человек хотел купить машину, ему казалось, что только тогда он станет счастливым и обретет радость в жизни.
Наконец, машина куплена. Состояние удовлетворения продлилось какое-то время, но скоро вернулась обычная жизнь с ее заботами и трудностями - почти сразу же, чуть ли не в день покупки машины. Да и сама машина внесла дополнительные трудности: обслуживание, бензин и т.д. Успех в любой
деятельности зависит от способностей, знаний, но и от мотивации
(стремления работать и достигать результатов).
Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов, то есть мотивов, побуждают человека к деятельности и тем больше усилий он склонен прикладывать. Высокомотивированные индивиды больше работают и достигают лучших результатов в деятельности. Таким образом, мотивация - важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности.
Профессионал соотносит сознаваемое им вознаграждение за труд с представлениями о результативности своего труда, о своей инициативности в работе, об эффективности взаимодействия с коллегами, с количеством затрат
(психофизиологических, материальных, временных и др.), требуемых для осуществления этого труда, а также личностными особенностями
(самооценкой, уровнем притязаний и др.) и делает заключение о своей успешности. Удовлетворенность трудом возникает как итоговый эффект всех стечений обстоятельств и является результатом внутренней оценки успешности в профессиональной деятельности. Удовлетворенность трудом выступает как осознанная субъективная оценка успешности своего труда.
Удовлетворенность проявляется в заметной выраженности благоприятных психических состояний в ходе трудовой деятельности, формируя желание продолжить занятие данным видом деятельности. Удовлетворенность - это источник активности, то «подкрепление», которое представляет собой не предметный, а личностный результат усилий. Важным показателем успешности деятельности является функциональный комфорт.
Функциональный комфорт - это оптимальное функциональное состояние активно работающего человека, которое свидетельствует о благоприятных для него условиях, средствах деятельности, еѐ цели, процессах и содержании.
Для функционального комфорта характерным является сочетание высокого уровня результативности деятельности с низкими нервно-психологическими затратами, что отдаляет утомление и способствует длительной высокоэффективной работе без ущерба для здоровья человека.
Удовлетворенность определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности.
Вместе с тем возможны состояния хронической неудовлетворенности, возникновения ощущения безвыходности положения, бессмысленности работы. Все это может ускользать от внешнего наблюдения, в то же время вести к неблагоприятному профессиональному развитию (смена трудовой должности, профессии).Важно подчеркнуть, что в реальности набор параметров, формирующих внешнюю и внутреннюю оценки успешности деятельности достаточно обширен. При этом обозначенные выше варианты оценок могут, как совпадать, так и не совпадать.
Таким образом, обобщая положения о профессиональной успешности можно дать следующее определение: профессиональная успешность -
свойство метасистемы «человек-профессия», характеризующее субъекта
труда, отражающее его соответствие требованиям профессии,
(стремления работать и достигать результатов).
Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов, то есть мотивов, побуждают человека к деятельности и тем больше усилий он склонен прикладывать. Высокомотивированные индивиды больше работают и достигают лучших результатов в деятельности. Таким образом, мотивация - важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности.
Профессионал соотносит сознаваемое им вознаграждение за труд с представлениями о результативности своего труда, о своей инициативности в работе, об эффективности взаимодействия с коллегами, с количеством затрат
(психофизиологических, материальных, временных и др.), требуемых для осуществления этого труда, а также личностными особенностями
(самооценкой, уровнем притязаний и др.) и делает заключение о своей успешности. Удовлетворенность трудом возникает как итоговый эффект всех стечений обстоятельств и является результатом внутренней оценки успешности в профессиональной деятельности. Удовлетворенность трудом выступает как осознанная субъективная оценка успешности своего труда.
Удовлетворенность проявляется в заметной выраженности благоприятных психических состояний в ходе трудовой деятельности, формируя желание продолжить занятие данным видом деятельности. Удовлетворенность - это источник активности, то «подкрепление», которое представляет собой не предметный, а личностный результат усилий. Важным показателем успешности деятельности является функциональный комфорт.
Функциональный комфорт - это оптимальное функциональное состояние активно работающего человека, которое свидетельствует о благоприятных для него условиях, средствах деятельности, еѐ цели, процессах и содержании.
Для функционального комфорта характерным является сочетание высокого уровня результативности деятельности с низкими нервно-психологическими затратами, что отдаляет утомление и способствует длительной высокоэффективной работе без ущерба для здоровья человека.
Удовлетворенность определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности.
Вместе с тем возможны состояния хронической неудовлетворенности, возникновения ощущения безвыходности положения, бессмысленности работы. Все это может ускользать от внешнего наблюдения, в то же время вести к неблагоприятному профессиональному развитию (смена трудовой должности, профессии).Важно подчеркнуть, что в реальности набор параметров, формирующих внешнюю и внутреннюю оценки успешности деятельности достаточно обширен. При этом обозначенные выше варианты оценок могут, как совпадать, так и не совпадать.
Таким образом, обобщая положения о профессиональной успешности можно дать следующее определение: профессиональная успешность -
свойство метасистемы «человек-профессия», характеризующее субъекта
труда, отражающее его соответствие требованиям профессии,