Файл: Рабочая программа по истории для 6го класса разработана на основе примерных программ по истории основного общего образования и федерального государственного стандарта и авторской программы История средних веков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе примерных программ по истории основного общего образования и федерального государственного стандарта и авторской программы «История средних веков» под редакцией Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского и «История России»» под редакцией А.В. Торкунова . в Программу вставлен региональный компонент по истории Новосибирской области.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа рассчитана на 68часов из расчёта 2 часа в неделю на основе базисного учебного плана на 2020-2021 учебный год.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  •  развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


В 6 - ом классе задачей предмета истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках

Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием.

Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы.

Для полноценной реализации дисциплины используются УМК по истории России Данилова А.А., Арсентьева Н.М., истории средних веков Агибаловой Е.В., Донского Г.М.

Программа рассчитана на 68часов, что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «история» в 6 – ом классе включает: первое полугодие изучается история средних веков – 33 часа; второе полугодие – истории России – 35 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания истории. Предполагается последовательное изучение истории. Внутренняя периодизация в рамках этих периодов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Шестиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе. В то же время при построении курсов истории учитывается в первую очередь не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.



Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.

В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.

Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.

РАЗДЕЛ 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно - методический комплект:

Учебное пособие:

1.История России 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева] ;под ред. А.В. Торкунова.- М. :Просвещение, 2016.- 128 с.

2.История Средних веков: учебник 6 кл. для общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение, Москва. 2014 г.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по предмету «История».

Календарно – тематическое планирование составлено:

История Средних веков- 35 часа;

История России- 35 часов.

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

История средних веков (35 ч)

Введение (1 ч)

Что изучает история средних веков. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековьяПо каким источникам ученые изучают историю средних веков.

Становление средневековой Европы. (6 ч)

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Кто должен быть королем франков.

Христианская церковь в раннее средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.  

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское Возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.

Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.


Англия в раннее средневековье.

Византийская империя и славяне в VI –XIIIвв. (3 ч)

 Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Арабы в VI - XI вв. (2 ч)

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад.

Культура стран халифата.

Феодалы и крестьяне. (3 ч)

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (3 ч)

Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.

Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.

Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы (2 ч)

Могущество католической церкви.  Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) (6 ч)

Как происходило объединение Франции. Генеральные штаты во Франции. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах

Что англичане считают началам своих свобод. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.

Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. Священная Римская империя германской нации.

Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. (2 ч)

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Культура Западной Европы в XI - XV вв. (4 ч)

Образование и философия. Средневековая литература. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.


Средневековое искусство. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Культура Раннего Возрождения в Италии.

Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (3 ч)

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
ИСТОРИЯ РОССИИ

с древнейших времен до начала XVI в. (35ч)

Введение. Наша Родина-Россия (1 ч).

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности (3 ч).

Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи.

Русь в 9- первой половине 12 век (9 ч).

Первые известия о Руси. СтановлениеДревнерусского государства. Правление князя Владимира. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура России. Повседневная жизнь населения.

Русь в середине 12- начал 13 вв. (4 ч)

Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.

Русские земли в середине 13-14 вв. (9 ч).

Монгольская империя и изменение политической карты мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русьмежду Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половин 13-14 в.

Формирование единого Русского государства (8 ч).