Файл: Рабочая программа по истории для 6го класса разработана на основе примерных программ по истории основного общего образования и федерального государственного стандарта и авторской программы История средних веков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в. Московское княжество в первой половине 15 века. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине 15 века. Русская православная церковь в 15- начале 16 в. Человек в Российском государстве второй половины 15. Формирование культурного пространства единого Российского государства.
Итоговое повторение (1 ч)
РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Введение Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья | 1 | Раскрывают значение терминов история, исторический источник. Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. |
Становление средневековой Европы Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Держава Каролингов. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее Средневековье. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Культура раннего Средневековья. Входная контрольная работа | 6 | Комментируют и формулируют понятия: Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Держава Каролингов Определяют значение и роль общины в жизни человека. |
Византийская империя и славяне в VI – XIвеках Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. | 3 | Исследуютнаист.карте Образование славянских государств. Составляют сравнительную таблицу Составляют рассказ о просветителях славян – Кирилле и Мефодии. |
Арабы в VI – XI веках Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. | 2 | Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Оценивают культурное наследие стран халифата. |
Феодалы и крестьяне Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община. В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство. | 3 | Осуществляют понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Выделяют ключевые понятия, характеризующие средневековую деревню и её обитателей. |
Средневековый город в Западной и Центральной Европе Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи. Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды. Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан | 3 | Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). Выявляют различия католической и православной церквей. |
Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы Могущество католической церкви. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. | 2 | Определяют причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Представляют о внешнем облике и вооружении воинов. Исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. |
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XIII века) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началам своих свобод. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. | 6 | Называют определение понятий реформы. Развивают навыки работы с первоисточником, опорной схемой, определяют историческое значение событий. Формируют уважение прав и свобод человека. Ведут диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. |
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 2 | Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов). |
Культура Западной Европы в XI – XV веках Образование и философия. Средневековая литература. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Средневековое искусство. Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники. | 4 | Определяют особенности. Сравнивают, обобщают и делают выводы. Выполняют практическую работу с текстом. |
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки. Повторительно- обобщающий. Итоговый тест. | 3 | Находят на карте и устно комментируют положение средневековой Азии, занятия ее населения. Характеризуют государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Работают с новыми терминами (вставляют пропущенные буквы). |
Введение. Наша Родина-Россия. | 1 | |
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Образование древних государств. Восточные славяне и их соседи. | 3 | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние. |
Русь в 9- первой половине 12 века. Первые известия о Руси. СтановлениеДревнерусского государства. Правление князя Владимира. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура России. Повседневная жизнь населения. | 9 | Познавательные: планировать путидостижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; Коммуникативные: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами; Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. |
Русь в середине 12- начал 13 вв. Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. | 4 | Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую,аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя); Коммуникативные:выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
Русские земли в середине 13-14 вв. Монгольская империя и изменение политической карты мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русьмежду Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половин 13-14 в. | 9 | Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализироватьхудожественную и текстовую информацию, обобщать факты, Коммуникативные: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в. Московское княжество в первой половине 15 века. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине 15 века. Русская православная церковь в 15- начале 16 в. Человек в Российском государстве второй половины 15. Формирование культурного пространства единого Российского государства. | 8 | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются ораспределении ролей и функций в совместной деятельности. |
Итоговое повторение. Итоговое тестирование | 1 | |
Всего | 70 | |
РАЗДЕЛ 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИСТОРИИ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ В 6 КЛАССЕ.
Программа обеспечивает достижение к концу 6 класса учениками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами изучения являются:
-
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; -
познавательный интерес к прошлому своей Родины; -
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; -
проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; -
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; -
навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений; -
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; -
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности; -
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога; -
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
-
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; -
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; -
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; -
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); -
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога); -
использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога; -
привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; -
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
-
Предметные результаты изучения истории включают: -
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век); -
установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; -
составление и анализ генеалогических схем и таблиц; -
определение и использование исторических понятий и терминов; -
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию; -
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период; -
использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий; -
изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий; -
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; -
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека; -
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; -
описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей; -
поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; -
анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси; -
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); -
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества; -
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; -
умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя); -
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры; -
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; -
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.); -
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России; -
приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; -
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси, Средневековой Европы; -
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Ученик научится:
-
применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного; -
изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; -
давать оценку исторической личности; -
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XV века
Ученик получит возможность научиться:
-
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); -
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; -
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. -
Планируемые результаты по содержательным разделам программы
Раздел I. Средневековая Европа и Русь в V-XI вв.
Ученик научится:
-
определять основные этапы и ключевые события истории России и мира с Vдо XI веков; -
определять последовательность и длительность важнейших событий истории России и мира с Vдо XI веков -
рассказывать о выдающихся деятелях истории раннего Средневековья; о достижениях культуры и системе ценностей, сформировавшийся в ходе исторического развития; -
понимать исторические причины и исторические значения событий и явлений современной жизни; -
Объяснять смысл понятия: Средневековье, барщина, оброк, феод, рыцарь, вира, погост, урок, князь, дружина, бояре -
Раскрывать сущность феодальных отношений. -
Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. -
Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.
Ученик получит возможность научиться:
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; -
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; -
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
Раздел II. Русь и средневековая Европа в XII-XV вв.
Ученик научится:
-
определять основные этапы и ключевые события истории России и мира с XII по XV века -
определять последовательность и длительность важнейших событий истории России и мира с XII по XV века -
рассказывать о выдающихся деятелях истории раннего Средневековья; о достижениях культуры и системе ценностей, сформировавшийся в ходе исторического развития; -
понимать исторические причины и исторические значения событий и явлений современной жизни; -
Объяснять смысл понятия: корпорации, университет, централизованное государство, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия, сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, баскаки, ордынский выход, ярлык, зодчество, аскетизм, каноны -
Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. -
Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.
Ученик получит возможность научиться:
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; -
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; -
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов.