Файл: Рабочая программа по истории для 6го класса разработана на основе примерных программ по истории основного общего образования и федерального государственного стандарта и авторской программы История средних веков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в. Московское княжество в первой половине 15 века. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине 15 века. Русская православная церковь в 15- начале 16 в. Человек в Российском государстве второй половины 15. Формирование культурного пространства единого Российского государства.

Итоговое повторение (1 ч)

РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Введение

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Раскрывают значение терминов история, исторический источник.

Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Становление средневековой Европы

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образо­вание варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Держава Каролингов. Образо­вание государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее Средневековье. Ранние славянские государства. Складывание фе­одальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Культура раннего Средневековья.

Входная контрольная работа

6

Комментируют и формулируют понятия:

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Держава Каролингов

Определяют значение и роль общины в жизни человека.

Византийская империя и славяне в VIXIвеках

 Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

3

Исследуютнаист.карте Образование славянских государств. Составляют сравнительную таблицу
Составляют рассказ о просветителях славян – Кирилле и Мефодии.


Арабы в VIXI веках

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад.

Культура стран халифата.

2

Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Оценивают культурное наследие стран халифата.

Феодалы и крестьяне

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

3

Осуществляют понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Выделяют ключевые понятия, характеризующие средневековую деревню и её обитателей.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.

Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.

Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан

3

Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Выявляют различия католической и православной церквей.

Католическая церковь в XIXIII веках.

Крестовые походы

Могущество католической церкви.  Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.

2

Определяют причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Представляют о внешнем облике и вооружении воинов.

Исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXIII века)

Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началам своих свобод. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия.

6

Называют определение понятий реформы.

Развивают навыки работы с первоисточником, опорной схемой, определяют историческое значение событий. Формируют уважение прав и свобод человека.

Ведут диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Славянские государства и Византия в XIVXV веках.

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

2

Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

Культура Западной Европы в XIXV веках

Образование и философия. Средневековая литература. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.

Средневековое искусство. Культура Раннего Возрождения в Италии.

Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники.

4

Определяют особенности. Сравнивают, обобщают и делают выводы.

Выполняют практическую работу с текстом.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки.

Повторительно- обобщающий. Итоговый тест.

3


Находят на карте и устно комментируют положение средневековой Азии, занятия ее населения.

Характеризуют государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

Работают с новыми терминами

(вставляют пропущенные буквы).

Введение. Наша Родина-Россия.

1

 

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Образование древних государств. Восточные славяне и их соседи.

3

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние.

Русь в 9- первой половине 12 века.

Первые известия о Руси. СтановлениеДревнерусского государства. Правление князя Владимира. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура России. Повседневная жизнь населения.

9

Познавательные: планировать путидостижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; Коммуникативные: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Русь в середине 12- начал 13 вв.

Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.

4

Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую,аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя); Коммуникативные:выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Русские земли в середине 13-14 вв. Монгольская империя и изменение политической карты мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русьмежду Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половин 13-14 в.

9

Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализироватьхудожественную и текстовую информацию, обобщать факты, Коммуникативные: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в. Московское княжество в первой половине 15 века. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине 15 века. Русская православная церковь в 15- начале 16 в. Человек в Российском государстве второй половины 15. Формирование культурного пространства единого Российского государства.

8

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются ораспределении ролей и функций в совместной деятельности.

Итоговое повторение.

Итоговое тестирование

1




Всего

70






РАЗДЕЛ 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИСТОРИИ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ В 6 КЛАССЕ.

Программа обеспечивает достижение к концу 6 класса учениками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностными результатами изучения являются:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • познавательный интерес к прошлому своей Родины;

  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

  • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

  • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.


Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

  • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

  • использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

  • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

  • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;


  • Предметные результаты изучения истории включают:

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

  • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

  • определение и использование исторических понятий и терминов;

  • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

  • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

  • изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

  • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

  • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

  • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

  • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

  • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

  • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

  • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

  • умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

  • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

  • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

  • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

  • приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси, Средневековой Европы;

  • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.


Ученик научится:

  • применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;

  • изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

  • давать оценку исторической личности;

  • применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XV века

Ученик получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.



Планируемые результаты по содержательным разделам программы

Раздел I. Средневековая Европа и Русь в V-XI вв.

Ученик научится:

  • определять основные этапы и ключевые события истории России   и мира с Vдо XI веков;

  • определять последовательность и длительность важнейших событий истории России   и мира с Vдо XI веков

  • рассказывать о выдающихся деятелях истории раннего Средневековья; о достижениях культуры и системе ценностей, сформировавшийся в ходе исторического развития;

  • понимать исторические причины и исторические значения событий и явлений современной жизни;

  • Объяснять смысл понятия: Средневековье, барщина, оброк, феод, рыцарь, вира, погост, урок, князь, дружина, бояре

  • Раскрывать сущность феодальных отношений.

  • Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.

  • Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.

Ученик получит возможность научиться:


  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

Раздел II. Русь и средневековая Европа в XII-XV вв.

Ученик научится:

  • определять основные этапы и ключевые события истории России   и мира с XII по XV века

  • определять последовательность и длительность важнейших событий истории России   и мира с XII по XV века

  • рассказывать о выдающихся деятелях истории раннего Средневековья; о достижениях культуры и системе ценностей, сформировавшийся в ходе исторического развития;

  • понимать исторические причины и исторические значения событий и явлений современной жизни;

  • Объяснять смысл понятия: корпорации, университет, централизованное государство, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия, сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, баскаки, ордынский выход, ярлык, зодчество, аскетизм, каноны 

  • Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.

  • Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов.