Файл: Сравнительный анализ чувства взрослости младших и старших подростков бакалаврская работа.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ
МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
студентки 4 курса группы 411
направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Института дополнительного профессионального образования
Илюшина Рита Рамилиевна
Научный руководитель: доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ИДПО СГУ | ______________ подпись , дата | Е.Г. Евдокимова |
Зав. кафедрой к. пед. н., доцент | _______________ подпись , дата | В. А. Ширяева |
Саратов 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…... | 2 |
Глава 1 Теоретические основы изучения чувства взрослости ……….....… | 7 |
| |
1.1 Понятие чувства взрослости подростков в мировой литературе. | 7 |
| |
1.2 Подходы к изучению процесса взросления……………………… | 12 |
| |
1.3 Особенности развития чувства взрослости в онтогенезе……….. | 16 |
| |
Выводы по Главе 1…………………………………………………….. | 20 |
| |
Глава 2 Изучение особенностей чувства взрослости младших и старших | 23 |
| |
2.1 Обоснование гипотезы……………………………………………. | 23 |
| |
2.2 Методология исследования……………………………………….. | 24 |
| |
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования……………… | 25 |
| |
Выводы по Главе 2…………………………………………………….. | 33 |
| |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. | 35 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. | 40 |
| |
ПРИЛОЖЕНИЕ А Профиль самовосприятия для подростков С. Хартер... | 43 |
| |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Прошлое, настоящее», будущее»………… | 49 |
| |
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика личностных качеств «Я в настоящем, я в будущем»……………………………………………………………………... | 51 |
ВВЕДЕНИЕ
Научное сообщество рассматривает взросление, как особенный этап в жизни человека – сравнительно новый в исследовании, изучаемый около века. Интерес к феномену взросления проявляют самые разные науки: философия, социология, психология, педагогика, демография антропология и другие.
Трансформационные изменения общества с внедрением информационных технологий во все сферы деятельности человека, изменение отношений между поколениями, новое оценивание зрелости личности оказывают огромное влияние на взросление подростков. Жизненные эталоны и сам образ жизни меняется, в приоритете установки, которые в современных условиях приводят к отчуждению от социума, в том числе интернет зависимость; снижением рефлексивности; инфантилизмом; неумением построить собственные жизненные планы; нежеланием взрослеть [3].
Эти процессы существенно влияют на условия развития человечества, в общем. Из - за характерных для современности, длительного периода обучения и экономической нестабильности, молодежь откладывает на более поздний срок начало профессиональной деятельности, создание семьи и рождение детей. У взрослых детей нет мотивации - покинуть отчий дом и самостоятельно строить свое будущее, чаще всего им приходится существовать в финансовой зависимости родителей [19].
Таким образом, процесс взросления затягивается, в некоторых случаях на более долгий срок. Во многих Европейских странах подростковый период считается вплоть до 25-30 лет. И если процесс взросления оставить без внимания психолого – педагогической направленности, то этот процесс может привести к необратимым результатам, причем особое внимание необходимо уделять школьникам - подросткам, как наиболее чувствительной к изменениям развития личности, группе.
Личностная незрелость, инфантилизм, размытое представление о жизненных перспективах чаще всего подводят к девиантному и деликвентному поведению подростков, приводящее в итоге к дезадаптации в социуме, психологическим проблемам, правонарушениям. Такие дети чаще подвержены тревогам, депрессиям, личностной беспомощностью, неадекватной самооценке, слабой стрессоустойчивостью. И напротив, подростки со зрелой личностью обладают осознанной саморегуляцией, высоким уровнем познавательной деятельности, адекватной самооценкой, коммуникабельностью, позитивным эмоциональным настроем способны на построение будущих жизненных целей, профориентированны, стремятся к саморазвитию и успеху и способны гармонизировать свою жизнедеятельность во всех сферах жизни [3].
Несмотря на то, что проблемы взросления подростков имеют большой интерес в исследованиях, само представление о собственных жизненных ориентирах подростков еще малоизучено. Все педагогическое сообщество современного мира активно вовлечено в процесс воспитания личности и является приоритетной в изучении. Направленное изучение «чувства взрослости» подростка, дает нам возможность определить степень освоения взрослости в его жизненном пути [8].
Д.И. Фельдштейн в своих работах указывал на важность организации интенсивных поисков критериев «взросления» растущих людей. Важно найти предпосылки становления человека как личности, определить характер и особенности воздействия социальной среды для личностного развития, анализировать содержания и закономерностей процесса взросления, выявить условия специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире [13].
Главной задачей педагогической психологии является полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей, подготовка и социализация к жизни в обществе.
Сегодня проводится много исследований в области психологии развития личности. Задачами психологии взросления, зрелости индивида занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, О.А. Карабанова, О.А. Фиофанова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, С.В. Чернобровкина, Р.М. Шамионов, Г. Олпорт, Э.Эриксон и другие.
Но все же вопросы взросления в полной мере не изучены. Важным направлением в изучении взросления подростков является определение позитивных его качеств, где одним из показателей считается чувство взрослости – это одно из новообразований психики подросткового возраста. Особенно важно понять – как меняются качественные характеристики «чувства взрослости» на начальном этапе переходного возраста подростка до становления юношества. От этого зависит и вся стратегия психолого-педагогического воспитания подростков для позитивного развития личности в целом.
Большое значение, в плане психолого-педагогического обеспечения, воспитания и социализации имеет проблема исследования способов построения собственного будущего и характеристик личностной зрелости у подростков [14]. В связи с этим, цель нашего исследования состояла в анализе структуры взросления подростков и об их представлениях о жизненном пути.
Объект исследования: возрастные особенности подростков в онтогенезе.
Предмет исследования: Сравнительный анализ чувства взрослости младших и старших подростков
Гипотеза: чувство взрослости младших подростков отличается от чувства взрослости старших подростков по основным показателям.
Цель исследования: Проанализировать и сравнить особенности чувства взрослости младших и старших подростков.
Задачами исследовательской работы являются:
1. Изучить чувство взрослости подростков на работах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Выявить основные дескрипторы чувства взрослости подростков.
3. Подобрать диагностический материал для исследования чувства взрослости подростков.
4. Провести исследование чувства взрослости младших и старших подростков с помощью подобранных методик.
5. Анализировать исследуемые данные в ходе теоретической и практической работы.
Инструментарием для исследования гипотезы квалификационной работы послужили такие методы:
1. Теоретический анализ научной литературы по изучению чувства взрослости.
2. Методологические и методические основы исследования: положение культурно – исторического подхода к чувству взрослости как новообразовании подросткового возраста с применением методик: Личностный опросник С. Хартер (1988) «Самовосприятие подростков» адаптированный Н.К. Радиной и Е.Ю. Терешенковой в 2006г. (Приложение А) для выявления особенностей самовосприятия у подростков; методика «Прошлое, настоящее, будущее» А. Л. Венгер, Ю.М. Десятниковой, 1995г. (Приложение Б) для диагностирования временной перспективы - представления о собственном прошлом, настоящем и будущем как едином, целостном пути развития; методика личностных качеств «Я в настоящем, я в будущем» (Приложение В) на обнаружение внутреннего развития, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, адекватности возрастной идентификации.
Исследовательской базой проведения работы послужила МОУ СОШ «Патриот» с кадетскими классами им. Героя РФ Ю.М. Дейнеко г. Энгельс Саратовской области, где респондентами выступили учащиеся 6-х и 8-х классов – 48 человек.
Глава 1 Теоретические основы изучения чувства взрослости
1.1 Понятие чувства взрослости подростков в мировой литературе
Подростковый возраст - это период наиболее интересный и сложный в развитии личности человека. В это время кардинально меняется мировоззрение человека, меняются принципы, отношение к действительности, значительно совершенствуется самооценка и самопознание. В переходный возраст необходимо учитывать личные потребности и возрастные особенности подростка [6].
Подросток познает себя в процессе качественного изменения, сравнивая себя в прошлом и настоящем, задавая себе вопрос: кем я был и каким стал, что я хочу и что смогу. Э.Эриксон считал, что ребенок переходного возраста рассуждает и ведет себя более осознанно, он открывает для себя собственное «Я»; у него повышается самооценка и самосознание [4].
Отечественные и зарубежные психологи ( Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, Ф. Дольто, А. Валлон, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.) в исследованиях показывают, что главной составляющей подростничества является взросление, освоение взрослости.
Л.С. Выготский особое внимание уделял понятийному мышлению подросткового возраста. Он считал то, что считается личностью – является самосознанием человека, возникающим именно в этот период развития. Особой качественной характеристикой самопознания ученый считал «чувство взрослости» как одно из новообразований подросткового возраста [17].
В своих работах Выготский писал, что в результате возрастного развития новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым меняют всю систему его отношений к окружающей действительности и к самому себе, потому неизбежно должны перестроится и эти отношения [9].
У Д.И. Фельдштейна взросление как процесс постоянного изменения объективно направленного структурирования определенных свойств и качеств, составляющих взрослость (психологическую взрослость) посредством формирования тех отношений и связей, которые применяют взрослые и, освоив, присвоив которые растущий человек приобретает взрослую целостность.
Подростковый возраст отмечается появлением «чувства взрослости» - желанием быть и казаться взрослым. Освоение, присвоение, реализация взрослости – важные признаки начала подросткового возраста. Ограничение этих потребностей – основа трудностей в воспитании растущих людей.
У подростков происходит изменение отношения реального и возможного в сознании, происходит переориентация с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей. В тоже время для подростков характерна динамика временной перспективы.