Файл: 1. Понятие, сущность и виды менеджмента 5 Понятие корпоративной социальной ответственности 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ассоциация менеджеров России в одном из своих ранних определений отметила: “социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума”. В одном из последних своих исследований Ассоциация менеджеров трактует корпоративную социальную ответственность как философию поведения и концепцию выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития.

Таким образом, в общем виде корпоративная социальная ответственность (КСО) — это система последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий компании, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, а также на рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие предприятия.
3. Направления, уровни и механизмы социальной ответственности
В целом же социальная ответственность сегодня связывается с целенаправленными действиями по формированию ответственной практики, ориентированной на учет социальных интересов сторон. Она строится на деятельности корпоративного менеджмента по выстраиванию взаимных отношений с потребителями, работниками, органами государственной власти, социальными организациями и другими заинтересованными сторонами. Такая деятельность ориентируется на потребности, ценности и цели макро- и микросообщества.

Иными словами, корпоративная социальная ответственность представляет собой вид социально ориентированной деятельности, в котором основным субъектом управления выступает корпорация в лице ее менеджмента. Это вклад компании в развитие общества и ее социально значимых сфер, направленный на их качественно-количественное улучшение.

Ассоциацией российских менеджеров рассматриваются три приоритетных направления в корпоративной социальной ответственности:

- производство качественных товаров и услуг, уплата налогов и создание современных рабочих мест;

- выход за установленные законодательством рамки
, проведение внутренних и внешних социальных программ согласно стратегии социального развития;

- ориентир на общественные ожидания в отношении своей продукции, а также формирование высоких общественных стандартов.

Ответственность компании перед обществом делает ее более жизнеспособной. В то же время благосостояние общества зависит от социально-экономической устойчивости компании, от того насколько полно соблюдаются интересы бизнеса. С другой стороны – ответственность руководства компании перед работниками делает ее более стабильной и устойчивой как в экономическом, так и в социальном плане.

Среди уровней социальной ответственности бизнеса можно выделить несколько, так в частности:

Локальный уровень – разработка социальных пакетов и программ для персонала, развитие социальной инфраструктуры, разработка и реализация планов социально-экономического развития предприятия, участие в колдоговорной кампании и т. д.

Региональный уровень – разработка и реализация программ регионального развития, создание фондов развития, развитие социальных коммуникаций и т. д.

Федеральный уровень – координация усилий по взаимодействию социальных партнеров, развитие институтов гражданского общества, проведение общественной экспертизы, развитие переговорной практики между субъектами социального партнерства.

Компании в своей деятельности ориентируются на различные механизмы ответственности. Так, в зависимости от исследуемых направлений деятельности можно выделить следующие механизмы ответственности:

- нормативно-правовая ответственность;

- экономическая ответственность;

- социальная ответственность;

- политическая ответственность и др.

Нормативно-правовая ответственность ориентируется на поддержание баланса интересов сторон: акционеров, менеджеров, наемных работников. Нормативно-правовая ответственность предполагает разделение по отраслям права (гражданского, трудового, налогового права и др.). Кроме того, в зависимости от субъекта права можно также выделить различные виды ответственности:

- имущественную ответственность;

- ответственность за товары и услуги;

- ответственность за рабочее место; ï ответственность перед населением;

- ответственность перед государством.

В системе корпоративного управления особый акцент делается на индивидуальную и групповую ответственность. Индивидуальную ответственность несут управляющие и менеджеры, так как они действуют в рамках исполнения своих должностных обязанностей индивидуально. Солидарная ответственность как вид групповой ответственности устанавливается в отношении совета директоров, как коллегиального органа, за понесенные компанией убытки. Ответственность может возникать вследствие: ущерба, причиненного акционерам из-за обвала акций компаний; продажи незарегистрированных ценных бумаг компании; использования мошеннических схем привлечения акций.



Экономическая ответственность предполагает устанавливающий порядок образования и использования материальных ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий, которые берет на себя корпоративный менеджмент, а также деятельность структур, осуществляющих эти функции. Данный механизм регулирует вопросы финансово-экономического обеспечения реализуемых мероприятий.

Социальная ответственность осуществляется руководством компании в отношении персонала по следующим направлениям: питание, жилье, спорт, здравоохранение, социальная защита, досуг, культура. Результат проводимых мероприятий фиксируется в виде: повышение производительности труда, снижение социальной напряженности, сокращение текучести кадров, улучшение социально-психологического климата, повышение уровня социальной защищенности работников.

Складывающиеся в рамках социальной ответственности взаимоотношения администрации и работников ориентируются на обеспечение необходимого уровня и качества жизни.

Наконец, политическая ответственность предполагает принятие органами государственной власти взвешенных и обоснованных решений, которые ориентируются на развитие социума, уменьшение социальной напряженности и повышение социальной активности граждан.
4. Причины корпоративной социальной ответственности менеджера
В наше время руководитель не в силах в одиночку решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены.

Тем самым, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он передает решение менее значительных проблем подчиненным, обладающим необходимыми знаниями, опытом, заинтересованностью принять участие в управлении. В результате в рамках управленческой структуры происходит расщепление и рациональное перераспределение полномочий, обязанностей и ответственности между ее субъектами.

Делегированию полномочий предшествует значительная подготовительная работа, которую должен осуществлять руководитель. Она состоит в определении того, для чего, кому, каким образом делегировать полномочия, какие выгоды для него, самих подчиненных и организации в целом при этом могут быть получены и какие препятствия могут возникнуть. Но общий подход состоит в том, что делегировать полномочия нужно
всегда максимальному количеству сотрудников, находящихся на самых низких этажах управленческой структуры, где на практике реализуются принимаемые решения.

Процесс делегирования начинается с классификации стоящих перед организацией или подразделением проблем составления перечня полномочий, которые могут быть реально делегированы, выгод и риска, связанных с этим, характера, способностей и моральных качеств подчиненных.

Для решения вопроса о делегировании зарубежные специалисты в области управления рекомендуют использовать так называемую матрицу Эйзенхауэра, которая в значительной степени облегчает руководителю ориентировку в ситуации.

Многие руководители настолько загружены текущими делами, что у них попросту нет времени для постановки задач подчиненным и контроля за их решением, но, даже если время есть, не все понимают важность этой проблемы и умеют правильно определить объект для делегирования. Некоторые руководители не верят в способности подчиненных, опасаются нести ответственность за их возможные неудачи или просто нет желания расставаться с любимым делом, которому отдали многие годы. Наконец, есть руководители, которые боятся подчиненных и конфликтов с ними, а поэтому не рискуют предлагать им дополнительные обязанности.

Подчиненные, в свою очередь, уклоняются от принятия полномочий по таким причинам, как нежелание самостоятельно работать вследствие нехватки знаний и умений в данном вопросе; отсутствие веры в себя и страх ответственности за ошибки; перегрузка другими обязанностями; нехватка информации, ограничивающая реальную возможность что-то сделать; формальный подход к делу со стороны руководителей, часто имеющий следствием, так называемое фиктивное делегирование, то есть передачу подчиненному тех полномочий, которые он давно уже имеет.

Эффективность процесса делегирования полномочий во многом определяется разумным сочетанием интересов организации (подразделения), руководителя и исполнителя.

Интересы организации учитываются путем соблюдения существующих в ней традиций, принятых стандартов деятельности, исключения возможности злоупотребления полученными полномочиями. Интересы руководителей и исполнителей обеспечиваются гармоничным распределением обязанностей и ответственности между ними
, а также своевременным вознаграждением.

Руководитель должен обеспечивать организационную сторону процесса делегирования полномочий, например, первоочередным предоставлением необходимых ресурсов, информации, своевременностью выдачи заданий, оказанием помощи в трудных ситуациях. В его обязанности также входит активизация исполнителей и защита предоставленных им полномочий от любителей их нарушать.
Заключение
Социальная ответственность - обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса.

Социальная ответственность менеджера (менеджмента) предполагает выполнение его организацией определенных обязанностей перед обществом, необходимость добровольно участвовать в решении социальных проблем населения той страны, в которой он работает. Поскольку социальная ответственность является сугубо добровольной, она существенно отличается от нормативной, законодательно закрепленной юридической ответственности менеджера.

Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью подходов и методов. В настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы, что объясняется «узостью» его понятия. Если руководствоваться «широким» понятием, то автоматически добавляются функциональный, комплексный, динамический и интеграционный подходы.

Можно сделать выводы о том, что цель работы достигнута, задачи выполнены.

Список использованных источников


  1. Абчук, В. А.  Менеджмент в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 249 с. 

  2. Айдаркина, Е. Е. Теория и практика управления : учебное пособие / Е. Е. Айдаркина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. — 164 с. 

  3. Божук, С.Г. Корпоративная социальная ответственность. Учебник для академического бакалавриата / С.Г. Божук. - М.: Юрайт, 2021. - 188 c.

  4. Герчикова И.Н., Менеджмент. Учеб.пособ. для студентов вузов/И.Н. Герчикова. — 1-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ — ДАНА, 2019.

  5. Егоршин, А. П. Карьера одаренного менеджера : научно-популярное издание / А. П. Егоршин, С. Г. Захарова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Москва : Логос ; Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. — 376 с.

    1. Коротков, Э.М. Корпоративная социальная ответственность. Учебник для бакалавров. Гриф УМО / Э.М. Коротков. - М.: Юрайт, 2019. - 261 c.

  6. Корпоративная социальная ответственность. Учебник. - М.: КноРус, 2022. - 316 c.

  7. Кречко, М.Ю. Социальная ответственность в российских организациях / Наука, образование и культура. 2019. № 3 (3). С. 19-20

  8. Основы современного управления: теория и практика : учебник / под. ред. А.Т. Алиева, В. Н. Боробова. – 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2021. — 526 с. 

  9. Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Менеджмент организаций. Учебное пособие. М.: Изд. «Инфра-М», 2020.

  10. Семенов, А. К . Этика менеджмента : учебное пособие для бакалавров / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. – 7-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. — 270 с.

  11. Трофимова, Л. А.  Менеджмент. Методы принятия управленческих решений : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 335 с.

  12. Шарапова, Т. В.  Основы теории управления : учебное пособие для вузов / Т. В. Шарапова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 210 с.