Файл: Курсоваяработ а по дисциплине Психология управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

Департамент инновационных программ обучения



К У Р С О В А Я Р А Б О Т А





по дисциплине

«Психология управления»







на тему 

«Понятие организационной структуры и ее типы»













Группа










Студент







И.О. Фамилия

Дата




«___» ___________


Преподаватель








И.О. Фамилия


МОСКВА 201_9_






ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение




3


Глава I

Теоретические основы организационной структуры и ее типы


5

1.1

Понятие, принципы построения, организация управления и типы организационных структур

5

1.2

Этапы и методы проектирования организационных структур

10

1.3

Оценка эффективности организационных структур


14


Глава II

Эффективность организационной структуры ООО «Ариал-НГ»



18

2.1

Общая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Ариал-НГ»

18

2.2

Анализ эффективности организационной структуры управления предприятием ООО «Ариал-НГ»

21

2.3

Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием ООО «Ариал-НГ»

24

Заключение




29

Библиографический список

30

Приложения

33



Введение

Разработка наиболее эффективной организационной структуры управления является одним из основных условий реализации выбранной стратегии адаптации организации к внешним условиям функционирования. В реальной практике организационного проектирования структуры хозяйствующих субъектов оценка эффективности необходима не только для действующей организационной структуры, но и для проектируемой структуры.

Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития экономических отношений от налаженной системы организации управления, от высокой эффективности использования ресурсов, рациональной организации всего хозяйственного процесса зависят объем и качество выполнения всех услуг, основной результативный показатель функционирования -себестоимость услуг, прибыль, рентабельность.

Объектом исследования выбрано конкретная организация - ООО «Ариал-НГ».

Предметом исследования является организационная структура ООО «Ариал-НГ».

Целью курсовой работы является анализ организационной структуры предприятия..

Для осуществления выбранной цели перед автором работы были поставлены следующие задачи:

-изучить теоретические основы понятия организационной структуры и ее типы;

-проанализировать организацию управления, дать характеристику экономически показателям ООО «Ариал-НГ»;

-выявить проблемные зоны в организационной структуре управления в ООО «Ариал-НГ»;

-разработать мероприятия по совершенствованию организационной структуры ООО «Ариал-НГ».

В процессе работы были использованы экономико-статистические, группировочно-аналитические, экспертные методы исследования.

ГЛАВА I. Теоретические основы организационной структуры и ее типы

    1. Понятие, принципы построения, организация управления и типы организационных структур

Организационную систему управления (ОСУ) составляют прочные производственные связи, которые формируются между сотрудниками в процессе различной производственной деятельности: управленческие, трудовые, финансовые, технологические и др. Существуют различные точки зрения на понятие «организационная структура управления».

Так, французский теоретик Анри Файоль сформировал понятие организационной структуры как социальный организм, составные части которого имеют определенное значение, обуславливают свою функциональную особенность и

наделяют этот организм такими признаками, как мобильность и универсальность.

Известные ученые М. Мексон, М. Альберт и Ф. Хедоури в своих трудах определяют организационную систему как последовательное соответствие степени управления и функциональных сфер, связанные так, чтобы обеспечить эффективное завоевание цели. А.А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд считали, что ОСУ – это внутреннее устройство любой производственно - хозяйственной системы.

Исходя из приведенных точек зрения, можно сказать, что организационная структура управления – это единая совокупность, состоящая из нескольких компонентов, которые осуществляют закрепленные за собой функции управления, процесс управления, работу менеджеров, и распределение полномочий между сотрудниками фирмы.

Поэтому весь управленческий процесс протекает в этой структуре 1 с участием менеджеров всех уровней. Существует несколько видов ОСУ. Линейная структура управления обеспечивает прямое воздействие на объекты управления (персонал) и характерна для мелких и средних предприятий. Это достаточно простая структура управления2, в которой присутствует простота и ответственность руководителя за результаты работы. Однако, она не лишена недостатков: квалификация работников должна соответствовать очень высоким требованиям, перегрузка управленцев верхнего уровня, малая гибкость и приспособленность к изменению ситуации и к дальнейшему росту фирмы в целом. Функциональная ОСУ (основал Тейлор в начале XX в.) осуществляется некоторой совокупностью подразделений, которые отвечают за отдельные виды управленческой деятельности.

Например, специалисты по финансам работают в финансовом отделе, в отделе маркетинга работают специалисты по маркетингу. Данная структура управления имеет свои плюсы (повышение качества и быстрое действие) и минусы (присутствие дуализма, т.е. сотрудники получают указания от разных руководителей).

Следующим видом организационной структуры является линейно - функциональная, в которой основную управленческую инициативу выполняют линейные руководители при поддержке функциональных подразделений. Основным преимуществом данной структуры является сохранение единоначалия, что обуславливает быстрое принятие решений. К недостаткам следует отнести удлиненный процесс принятия решений, несогласованность мнений и действий функциональных подразделений и сотрудников
3.

Сущность дивизиональной ОСУ состоит в том, что руководители берут на себя всю ответственность за итог деятельности возглавляемых подразделений. Такая структура может быть ориентирована на продукт или рынок и представляет собой сложную организационную структуру управления. Как правило, дивизиональная ОСУ сориентирована на прибыльный продукт (т.е. централизация прибыли) и представляет собой скоординированную децентрализацию.

Достоинства этой структуры: ориентирована на прибыльный продукт, обеспечивает гибкость и профессиональный подход к организации труда, имеет более тесную связь с потребителем.

К недостаткам можно отнести: медлительность действия, повышаются затраты на содержание управленческого персонала. Проектная ОСУ построена на принципе, учитывающем ориентацию на определенный проект, под которым понимается целенаправленные изменения в системе, основанной на производстве нового изделия.

Например, предприятие решило использовать новую технологию, выпускать новый продукт. На каждый новый проект выделяют трудовые, финансовые ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта4.

После выполнения проекта его структура распадается, а ее компоненты (сотрудники) переходят в новый проект или увольняются. Плюсы данной структуры: гибкость, более низкая численность управления персонала. Минусы: достаточно высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителей проекта, сложное взаимодействие большого числа проектов компании. Чтобы поставленная цель была достигнута нужна определенная стратегия. Поэтому нужно строить именно ту организационную структуру, которая приведет к желаемому результату5.

К основным принципам построения ОСУ относятся:

- постановка целей и задач для организации, разработка стратегии;

- разделение организации по горизонтали на крупные группы, которые соответствуют главным направлениям деятельности по реализации стратегии.

Определение видов деятельности линейных и штабных подразделений; - соответствие полномочий разных должностей. Руководство создает ряд команд и в будущем совершает деление на более мелкие подразделения для эффективного использования специализации;

- определение должностных обязанностей Рассмотрев понятие, виды и основные принципы построения организационных структур управления можно сказать, что, ОСУ играют очень важную и значимую роль для организации, помогая поддерживать ее эффективность. Построение ОСУ не менее важный процесс в организации как на начальном этапе, так и при изменении уже существующей структуры, поэтому необходимо уделять большое внимание выполнению принципов оперативности, гибкости, устойчивости и надежности.


Учитывая рассмотренные принципы и требования к построению и функционированию организационных структур управления, организация сможет выполнить все цели и задачи максимально эффективно.

    1. Этапы и методы проектирования организационных структур

Организационным проектированием называется процесс разработки или совершенствования систем управления для организации. В ходе этого процесса осуществляется проектирование организационных структур, связанное с распределением управленческих функций по подразделениям. Результатом проектирования работы в организации должна стать устойчивая во времени система, обладающая потенциалом самообновления, что предполагает прохождение четырёх основных этапов: этапа анализа существующей организационной структуры компании, собственно проектирования, внедрения наработок, этапа итоговой оценки эффективности. Поскольку организация – это сложный механизм с переплетёнными личными и групповыми интересами, системой стимулов и ограничений, сочетанием дисциплины и творчества, с уникальными культурными и контекстуальными особенностями, каждый из перечисленных этапов должен работать на создание организационной структуры, идеальной для конкретной компании.

В содержание организационной структуры или структуры управления организации в качестве элементов входят подразделения (в текущем составе) и отдельные руководители, которые осуществляют взаимодействие и поддерживают регулярные информационные связи. Их целью является совместное осуществление управленческой деятельности. Само проектирование работы в организации направлено на выстраивание стабильного взаимодействия между подразделениями компании, а также на распределения прав и ответственности между ними.

Цели и задачи организационной структуры. Слаженное структурное взаимодействие необходимо не только для создания эффективной на данный момент системы управления, но ещё и для поддержания её в работоспособном состоянии продолжительное время. Кроме того, такая система должна содержать реорганизационный потенциал, который проявится в случае возникновения существенной метаморфозы в парадигме функционирования организации.

Для решения этой задачи необходимо: создать структуру управления организацией, разработать (для создаваемой организации) или переработать (для уже существующей организации) документы, регламентирующие её деятельность. подобрать персонал и нормировать его трудовую деятельность, вывести документооборот и функционирование рабочего коллектива на системный уровень, оценить эффективность внедрения. Все предполагаемые изменения могут проводиться как в целой организации, так и в её отдельных подразделениях или структурах. Задача проектирования – учесть масштаб изменений. Для этого проводится работа по следующим направлениям: