Файл: Учебное пособие для студентов по направлению 38. 03. 01 Экономика (квалификация бакалавр) Чита Забайкальский Государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3.Финансовое планирование

3.3.1.Цели, задачи и процесс финансового планирования


Финансовый план предприятия – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Основная цель финансового планирования состоит в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями. В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

  • определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.);

  • принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов;

  • определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;

  • ·уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;

  • ·выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;

  • ·определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями

Процесс финансового планирования состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

  1. анализ финансового состояния предприятия за предыдущий период, направленный на выявление резервов и мобилизацию ресурсов в целях обеспечения получения прибыли;

  2. прогнозирование перспектив развития финансового положения предприятия, направленное на обеспечение предприятия финансовыми ресурсами;

  3. постановка финансовых задач по достижению планируемых финансовых показателей,

  4. разработка оптимального варианта финансового плана предприятия с учетом возможностей решения поставленных финансовых задач;

  5. корректировка, увязка и конкретизация финансового плана в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Из указанного следует, что процесс финансового планирования включает решение стратегических и тактических задач и завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.


Финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам на основе показателей стратегических планов и отдельных разделов годового плана.

Для составления этого плана используются следующие исходные данные:

  • фактические данные бухгалтерского баланса на 1-е число планируемого периода и результаты анализа выполнения плана за предшествующий период;

  • показатели плана производства и реализации продукции;

  • плановая себестоимость продукции;

  • смета затрат на производство и другие сметы;

  • данные об объемах планируемых инвестиций и капитальных вложений;

  • сведения о движении основных и оборотных средств, нормы амортизационных отчислений и нормативы собственных оборотных средств;

  • расчеты оптовых и отпускных цен;

  • налоговые ставки и нормы отчислений во внебюджетные фонды и другие исходные данные.

На крупных и средних предприятиях процессом финансового планирования управляют планово-экономический и финансовый отделы. На более мелких предприятиях плановый отдел и финансист с центральной бухгалтерии. Имеются и другие варианты построения структуры управления финансами предприятия.

Различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное.

Долгосрочное финансовое планирование включает:

  • план потребности в капитале. Составляется для получения предварительных данных о финансовых средствах, требуемых на расширение, ремонт, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение производства. Осуществляется выбор кредита, устанавливаются сроки их получения, распределяется капитал на собственный и заемный раздельно по основным и оборотным средствам;

  • инвестиционный план, который содержит обоснование потребности предприятия в инвестициях (в том числе в капитальных вложениях) на создание и обновление основных средств;

  • план ликвидности баланса, который отражает финансовое положение предприятия в сравнительно длительной перспективе.

Краткосрочное финансовое планирование связано с составлением годового финансового плана в виде бюджета предприятия (баланса доходов и расходов) и расчетных форм для определения статей баланса, а также других финансовых документов (расчет плановой структуры баланса, определение уровня платежеспособности). Бюджетный метод управления деятельностью предприятия предполагает составление целой совокупности бюджетов, где главным (основным) бюджетом предприятия является финансовый план, который в свою очередь подразделяется на две основные части: текущие (операционные) бюджеты и финансовый бюджет.


3.3.2 Содержание финансового плана


Финансовый план включает в себя разработку трех основных финансовых документов, создающих основу для финансового анализа, планирования, мониторинга и контроля.

1. План прибылей и убытков (Income Statement). Показывает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период.

2. План денежных потоков (Cash Flow). Показывает потоки денежных средств предприятия от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за период.

3. Баланс (Balance Sheet). Характеризует финансовое положение предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определенную дату. Составляется укрупненно в виде прогнозного баланса на первый год.

План прибылей и убытков представляет собой финансовый документ, который отражает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период.

Задача подготовки данного документа состоит в том, чтобы показать структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. По нему можно судить о рентабельности производства, рентабельности продукции, возможности возврата в срок заемных средств. С его помощью проводится анализ безубыточности бизнеса.

Для большинства предприятий основными источниками доходов являются продажи продуктов (услуг). Поэтому составление «Плана прибылей и убытков» начинают с получения из плана сбыта данных о планируемых продажах.

Разработка «Плана прибылей и убытков» опирается на результаты:

1) плана производства и реализации продукции. При расчете прогнозных значений используются: планируемые объемы продаж и выручка от продажи продукции (услуг); предполагаемые потери при продажах (если это характерно для данного вида бизнеса).

2) планирования расходов предприятия включает:

совокупные переменные затраты (материальные затраты и затраты на персонал), рассчитанные на объем продаж за расчетный период времени (месяц, квартал, год);

постоянные (общехозяйственные) расходы за расчетный период (общепроизводственные, управленческие, коммерческие, включая амортизационные отчисления и начисленные проценты по кредитам, включаемые в себестоимость);

  1. планирования налоговых платежей, которые рассчитываются на основе налоговых ставок по соответствующим видам налогов, которые характерны для данного вида бизнеса и используемого режима налогообложения.


Порядок расчетов плана должен быть приближен к порядку расчета показателей в «Отчете о прибыли и убытках». Алгоритм расчета показателей укрупненно представлен в таблице 3.7

Таблица 3.7

План прибылей и убытков

Порядковый номер строки

Показатель

Порядок расчета

1

Выручка (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов)




2

Себестоимость продаж




3

Валовая прибыль (убыток)

3=1-2

4

Коммерческие расходы




5

Управленческие расходы




6

Прибыль (убыток) от продаж

6=3-4-5

7

Доходы от участия в других организациях




8

Проценты к получению




9

Проценты к уплате




10

Прочие доходы




11

Прочие расходы




12

Прибыль (убыток) до налогообложения

12=6+7+8-9+10-11

13

Текущий налог на прибыль с корректировками




14

Чистая прибыль (убыток)

14=12-13

Предприятие составляет сметы по направлениям расходования чистой прибыли. Часть прибыли может остаться нераспределенной, образуя дополнительный финансовый резерв, который может служить источником увеличения уставного капитала. Чистая прибыль может распределяется по следующим направлениям:


-  отчисления в резерв;

-  выплату доходов учредителям (участникам);

- создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).

Планирование себестоимости продукции и прибыли тесно увязано с планированием рентабельности. Абсолютная величина прибыли еще не дает полной качественной характеристики деятельности предприятия, так как возможности для ее получения могут быть совершенно различными (в основном влияет масштаб производства). Отсюда дополнительно используются показатели рентабельности, которые характеризуют степень прибыльности предприятия, уровень его доходности, или соотношение доходов на единицу расходов.

Существует большое количество видов и способов расчета рентабельности, различных по задачам и содержанию. На российских предприятиях рентабельность принято выражать в показателях рентабельности изделий и всего производства (всего имущества, капитала).

Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение суммы прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу.

Рентабельность производства (всего капитала, имущества) рассчитывается в процентах или как коэффициент путем деления валовой прибыли (планируемой суммы прибыли) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Для определения планового уровня рентабельности производства нормируемые оборотные средства принимаются в пределах норматива (для фактического - по отчету). Рентабельность производства показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение показателя свидетельствует о падающем спросе на продукцию предприятия и о перенакоплении активов.

Рентабельность продаж, определяется й как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к объему продаж.

План денежных потоков (или план движения денежных средств, Cash Flow) представляет собой финансовый документ, отражающий движение потоков денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на планируемый период. Он показывает динамику поступления и расходования денежных средств на планируемый период, что позволяет судить о платежеспособности предприятия.

Цель прогнозирования движения денежных потоков - определить объемы финансовых потребностей (кредитов, инвестиций), а также обеспечить сбалансированность поступления и расходования денежных средств в ближайшие 12 месяцев.