ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ
СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ..................................... 7 1.1. Сущность и разнообразие современных компьютерных технологий ........ 7 1.2. Разнообразие и особенности использования на уроках по биологии средства современных компьютерных технологий ........................................... 16 1.3. Повышение качества обучения на уроках по биологии ............................. 26
Выводы по первой главе ....................................................................................... 32
ГЛАВА
2.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОЦЕССА
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО БИОЛОГИИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ .......................... 34 2.1. Организация и этапы исследования ............................................................. 34 2.2. Изучение уровня качества обучения учащихся на констатирующем этапе исследования .......................................................................................................... 35 2.3. Разработка проекта по повышению качества обучения с помощью средств современных компьютерных технологий............................................. 38 2.4. Анализ и обсуждение результатов исследования ....................................... 41
Выводы по второй главе ....................................................................................... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 46
ЛИТЕРАТУРА ....................................................................................................... 49
ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................... 53
3
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование биологического образования требуется на всех уровнях его организации. При этом особое значение приобретает введение компьютерных технологий в процесс обучения. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в образовательную систему школы состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организации форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.
Современность требует от педагогов быстрой перестройки, нахождения новых способов и методов обучения не только для передачи знаний, но и для воспитания учащегося быть готовым к разным жизненным ситуациям, самостоятельно решать возникающие проблемы и идти к цели до конца.
Информационно-компьютерные технологии (далее – ИКТ) помогут учителям удовлетворить глобальную потребность в замене традиционных методов обучения на компьютерные технологии, используя разные виды средств обучения. В современном мире ИКТ рассматриваются как один из основных элементов преобразования будущего поколения.
Интеграция ИКТ имеет большую эффективность, как для учителей, так и для учащихся.
Инструменты и средства ИКТ являются одним из основных факторов успеха преподавания и обучения на основе технологий. Также установлено’ что программы повышения квалификации учителей также сыграли ключевую роль в повышении качества обучения учащихся.
Введение информационно-компьютерных технологий в учебную деятельность дает возможность увеличить а также заинтересовывать интерес обучающихся, стимулировать мыслительную работу а также увеличить результативность освоения использованного материала, индивидуализировать подготовку, увеличить темп освоения данных, а кроме того стремительно вносить поправки в познание
4
Одним из важнейших направлений модернизации современной школы является ее информатизация. Коллектив авторов указывают на то, что необходимо использовать компьютерные технологии в обучении биологии, для этого организовывают специализированные конференции, посвященные проблемам компьютеризации образования.
Наиболее перспективно использование в обучении средств мультимедиа, поскольку мультимедиа позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти.
Но следует учитывать, что компьютеризация обучения биологии – сложная научно-методическая и организационная проблема. Ее решение требует пересмотра содержания обучения и его учебно-методическую базу в соответствии с тенденцией формирования открытого информационного общества, а также подготовки учителей к работе в новых условиях обучения.
Несмотря на то, что в ряде педагогических вузов и институтах повышения квалификации ведется работа в этом направлении, проблема решается очень медленно. Это отчасти связано со слабой подготовкой учителей биологии в области электронно-коммуникативных средств обучения, являющихся основой новых компьютерных технологий. Кроме того, имеются прочные и глубокие традиции в методике биологии. Поэтому любые инновации в области содержания обучения и методики не могут быть приняты большинством методистов и учителей без их широкой апробации в условиях учебного процесса.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью разрешения противоречия между необходимостью создавать эффективные методические подходы с использованием информационных компьютерных технологий при обучении биологии и неготовностью подавляющего большинства учителей-биологов и методистов к использованию таких технологий.
Целью данной работыявляется изучение особенностей применения компьютерных технологий на уроках биологии как эффективное средство
5 повышения качества обучения.
Объектом исследованиявыступают компьютерные технологии в обучении биологии как средство повышения качества обучения.
Предметом
исследования
является процесс использования компьютерных технологий для повышения качества обучения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи данной работы:
1. Рассмотреть сущность и разнообразие современных компьютерных технологий;
2. Охарактеризовать разнообразие и особенности использования компьютерных технологий на уроках по биологии современных компьютерных технологий;
3. Проанализировать проблемы повышения качества обучения на уроках с помощью компьютерных технологий;
4. Практически проверить аспекты использования компьютерных технологий на уроках биологии в средней образовательной школе.
В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; анализ уроков с использованием компьютерных технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, на основе которого раскрыты возможности использования ИКТ для повышения качества знаний учащихся; в проведении анализа разработанных с использованием ИКТ уроков.
Практическая значимость работы заключается в подборе программного обеспечения уроков биологии, которое может быть использовано на разных этапах урока для повышения качества знаний обучающихся.
Работа включает в себя введение, теоретическую первую главу, практическую главу, заключение и приложение. Первая глава раскрывает сущность информационно-компьютерных технологий, во второй главе
6 осуществляется отбор и анализ программного обеспечения, применяемого в обучении биологии для повышения уровня знаний учащихся. ВКР содержит
2 рисунка и 3 таблицы. Библиография включает 28 источников.
7
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.1. Сущность и разнообразие современных компьютерных технологий
В 21 веке термин «компьютерная технология» является важным вопросом во многих областях, включая образование. Это связано с тем, что компьютерная технология стала магистралью передачи знаний в большинстве стран. Интеграция компьютерных технологий в настоящее время прошла через инновации и трансформировала наши общества, что полностью изменило образ мышления, работы и жизни людей. В рамках этого школы и другие учебные заведения, которые должны готовить учащихся к жизни в «обществе знаний», должны учитывать интеграцию ИКТ в свои учебные программы.
Использование ИКТ в образовании относится к использованию компьютерной коммуникации, которая включается в повседневный учебный процесс в школе. В сочетании с подготовкой учащихся к нынешней цифровой эре учителя рассматриваются как ключевые игроки в использовании ИКТ в своих повседневных уроках.
Это связано со способностью ИКТ обеспечивать динамичную и активную среду преподавания и обучения.
Внедрение ИКТ в образование обычно означает основанный на технологиях процесс преподавания и обучения, который тесно связан с использованием компьютерных технологий обучения в школах. В связи с тем, что обучающиеся знакомы с технологии, и они будут лучше учиться в среде, основанной на технологиях, вопрос интеграции ИКТ в школах, особенно в классе, имеет жизненно важное значение. Это связано с тем, что использование технологий в образовании вносит большой вклад в педагогические аспекты, в которых применение ИКТ приведет к эффективному обучению с помощью и поддержкой элементов и компонентов
ИКТ. Кроме того, ИКТ обеспечивают помощь и дополнительную поддержку как для учителей, так и для учащихся, когда речь идет об эффективном
8 обучении с помощью компьютеров, которые служат целям учебных пособий.
Компьютеры и технологии не действуют в качестве заменяющих инструментов для качественных учителей, но вместо этого они рассматриваются как дополнительные дополнения, необходимые для лучшего преподавания и обучения. Необходимость интеграции ИКТ в образование имеет решающее значение, поскольку с помощью технологий преподавание и обучение происходят не только в школьной среде, но и могут происходить, даже если учителя и учащиеся физически находятся на расстоянии. Однако интеграция ИКТ – это не одномоментный процесс обучения, а непрерывный процесс обучения, который обеспечивает активную среду преподавания и обучения.
ИКТ могут использоваться различными способами, которые включают обучающие видеоролики, стимуляцию, хранение данных, использование баз данных, составление карт памяти, управляемое открытие, мозговой штурм, музыку, Интернет-ресурсы, которые сделают процесс обучения более полноценным и значимым. С другой стороны, учащиеся выиграют от интеграции ИКТ там, где они не ограничены ограниченная учебная программа и ресурсы, вместо этого практические занятия в рамках курса, основанного на технологиях, призваны помочь им стимулировать их понимание предмета. Это также помогает учителям разрабатывать свои планы уроков с использованием эффективного, творческого и интересного подхода, который приведет к активному обучению учащихся.
Выделяют три основных этапа, на которых ИКТ должны быть высоко оценены учителями: интеграция, совершенствование и дополнение.
Интеграционный подход заключается в правильном использовании ИКТ в изучении биологии, который включает в себя сложные концепции и навыки для улучшения успеваемости и достижений учащихся. Кроме того, также необходим пересмотр учебной программы, чтобы для достижения основных целей и задач учебной программы были установлены только
9 соответствующие ресурсы ИКТ и соответствующее программное обеспечение.
Преподавание и обучение, основанные на компьютерных технологиях, могут внести много изменений в школу, что требует надлежащего планирования.
В настоящее время учителя стоят перед большим выбором средств и методов обучения, так как задача современного педагога заключается не только в передаче знаний и навыков, но еще и в воспитании талантливых учащихся, которые будут готовы к любым ситуациям жизни, и умеющим решать сложные задачи [Борисова, 2013, с.22].
Рассмотрим основные требования к современному обучащемуся:
– на основе освоения новых материалов будет лежать не только простые навыки, но и компетентность в использовании учебников, словаря – все это будет способствовать развитию самостоятельности обучающихся, развитию познавательной активности и умению организовывать учебную деятельность;
– самостоятельность и критичность в решении проблем, которые возникают в процессе обучения, поиск новых решений и путей достижения своих целей с использованием информационных технологий;
– иметь точные представления для чего ему нужны эти знания и как он их будет использовать;
– предлагать новые идеи, иметь креативное мышление, фантазию.;
– уметь подбирать необходимые материалы для занятий, оперировать ими, выделять главное, сравнивать разные источники обобщать и различать первостепенное от второстепенного, уметь делать обоснованные выводы и доказывать свою точку зрения, уметь отстаивать свое решение и решать задачи достигая цели до конца ;
– уметь общаться со сверстниками и со взрослыми, быть коммуникабельным и мобильным, уметь подстраиваться под ситуации и решать конфликтные ситуации, отвечать за свои слова;
10
– уметь заниматься над своим самообразованием, повышать интеллект, физические и моральные качества.
Традиционное образование вряд ли сможет ответить на все эти требования и воспитать личность именно таким каким требует современное общество. В таком случае информационно-коммуникативные технологии смогут придти на помощь: они смогут содействовать активизации аналитической работы учащихся.
Предполагается не только восстановление информации, но и операции над ней. В сформировавшихся обстоятельствах непосредственным феноменом считается возникновение разных информативных технологий, которые дают возможность гарантировать формирование индивидуальных возможностей учащегося.
Введение информационно-компьютерных технологий в учебную деятельность дает возможность увеличить а также заинтересовывать интерес обучающихся, стимулировать мыслительную работу а также увеличить результативность освоения использованного материала, индивидуализировать подготовку, увеличить темп освоения данных, а кроме того стремительно вносить поправки в познание [Бартенева, 2014].
Когда мы думаем о том, использовать ли компьютерные технологии в классе, мы должны решить, что считать технологиями. Существуют различные способы использования технологий; некоторые из них просты и не требуют особого внимания с точки зрения того, лучше ли их использовать.
Другие, которые являются более поздними формами технологий, требуют более глубокого изучения того, как их использовать наиболее эффективно. В целом, пока технологии сбалансированы с обучением социальным и традиционным академическим навыкам, они могут оживить класс, обращаясь к разным интеллектам учащихся, чтобы обучение было более эффективным.
Примеры относительно простых технологий включают проекторы и интерактивные доски. Затем есть несколько более продвинутые технологии, такие как лабораторное оборудование (микроскопы, наборы для проверки
11 качества воды и т. д.). Хотя каждый из этих инструментов может быть очень эффективным на уроке биологии, они являются примерами технологий, не требующих особых размышлений о том, как их использовать наиболее эффективно. С другой стороны, сложность современных компьютерных технологий, требует тщательного рассмотрения того, как наиболее эффективно использовать их в классе.
Первое, что нужно учитывать, прежде чем даже подумать об использовании компьютерных технологий и компьютера, — это обучение.
Даже простое слово «компьютер» вызывает у многих людей тревогу из-за страха перед неизвестным. Поэтому следует уделять больше внимания обучению учителей эффективному использованию ИКТ. По крайней мере, должны быть предложены курсы по базовым навыкам обработки текстов и компьютерной лексики. Эти простые уроки развеяли бы опасения многих учителей. Кроме того, должны быть курсы по эффективному использованию
Интернета. У учителей есть доступ ко многим ценным ресурсам в Интернете, но если учителя хотят использовать эти ресурсы, им нужно знать, как это сделать. После проведения семинаров по этим темам школы должны оказывать постоянную последующую поддержку своим учителям.
Хотя есть много интересных вещей, которые учитель может делать с компьютером — например, создать веб-сайт для размещения заданий, оценок и конспектов лекций или использовать определенные Интернет-ресурсы
(сайты).
Следующее что нужно учитывать при использовании ИКТ и компьютеров в качестве учебных инструментов, – это атмосфера, которую они будут создавать в классе. Прямо сейчас педагоги пытаются сделать школы не только более похожими на сообщества, но и более открытыми для социальной среды, которым они служат. Однако эти усилия могут быть омрачены использованием технологий во многом так же, как телевидение и видеоигры способствовали упадку здорового семейного взаимодействия.
Школы должны сознательно избегать того, чтобы компьютеры заменяли
12 отношения со сверстниками и положительные образцы для подражания взрослых. Дети должны научиться чувствовать себя комфортно с другими людьми – быть мыслящими, сострадательными участниками своего общества, прежде чем они окажутся на свободе в виртуальном мире.
Компьютерные технологии также усложняют работу в сфере образования, возлагая на учащихся и преподавателей ответственность за изучение все большего количества контента. Мы должны помнить, что рвение к использованию технологий может стать еще одной формой рвения охватить и изучить огромное количество материала. Например, Интернет и другие новейшие технологии представляют собой огромные резервы легкодоступной информации. Их потенциал в качестве инструментов для работы в классе позволяет нам, не осознавая этого, возлагать на учащихся огромное количество работы в дополнение к традиционной рабочей нагрузке.
Например, в дополнение к чтению учебников и ведению заметок учитель может также назначить несколько соответствующих веб-сайтов (каждый из которых имеет свои собственные ссылки), которые учащиеся должны посетить.
Кроме того, использование компьютеров в качестве учебных инструментов имеет вредный потенциал, поскольку подчеркивает лишь ограниченный набор навыков поиска информации. Важно, чтобы учащиеся научились находить, манипулировать и оспаривать информацию, которая существует за пределами Интернета. Самое главное, мы должны быть осторожны, чтобы не пожертвовать обучением организационным, учебным, сосредоточенным и межличностным навыкам, когда компьютеры входят в процесс учебы.
В целом, многие формы технологий в классе чрезвычайно эффективны. Они позволяют преподавателям работать с учащимися с разным интеллектом и обучать навыкам обработки текстов, построения графиков и поиска в Интернете, которые становятся все более важными для сегодняшнего поколения учащихся. Однако компьютеры следует