Файл: Технологий на уроках биологии как эффективное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54 4) выделяется кислород
5) поглощается энергия
6) выделяется энергия
10. Установите соответствие
Найдите особенности растений, которые являются приспособлениями к следующим способам опыления:
1) опыление насекомыми А) цветки неяркие
2) опыление ветром Б) нет нектара
В) цветки мелкие
Г) пыльца сухая, мелкая
Д) цветки пахучие
Е) пыльца крупная, липкая
Заполни таблицу:
А
Б
В
Г
Д
Е
Контрольная работа для учащихся 6 класса на констатирующем этапе исследования
6 класс
Вариант 2
1.Клетку от внешних воздействий защищает
1) цитоплазма
2) клеточная стенка
3) вакуоль
4) хлорофилл
2.Часть клетки в которой находится клеточный сок называется
1) вакуоль
2) цитоплазма
3) ядро
4) хромосома
3.Эндосперм – это
1) зародыш семени
2) специальная запасная ткань семени
3) все части семени, находящиеся внутри кожуры
4) семядоля
4.Корневая система , состоящая из придаточных и боковых корней
1) придаточная
2) стержневая
3) смешанная
4) мочковатая
5. Корневой чехлик выполняет следующую функцию-
1) поглощает из почвы воду
2) защищает кончик корня от повреждений частицами почвы
3) образует корневые волоски
4) обеспечивает рост корня
6. Сложный лист имеет
1) несколько листовых пластинок
2) одну рассеченную листовую пластинку
3) крупную листовую пластинку
4) одну листовую пластинку и черешок
7.Снаружи лист покрыт

55 1) кожицей
2) устьицами
3) столбчатой тканью
4) губчатой тканью
8.Однополыми называют цветки,
1) имеющие либо пестики, либо тычинки
2) обязательно имеющие пестики
3) обязательно имеющие тычинки
4) имеющие лепестки
9. Выберите верные ответы
В процессе фотосинтеза растениями
1) поглощается углекислый газ
2) выделяется углекислый газ
3) выделяется вода
4) выделяется кислород
5) поглощается энергия
6) выделяется энергия
10. Установите соответствие
Найдите особенности растений, которые являются приспособлениями к следующим способам опыления:
1) опыление насекомыми А) цветки ярко окрашенные
2) опыление ветром Б) есть нектар
В)цветки невзрачные, незаметные, мелкие
Г) пыльца сухая, легкая
Д)цветки без запаха
Е) пыльца крупная, липкая
Заполни таблицу:
А
Б
В
Г
Д
Е

56
Критерии оценивания
На выполнение контрольной работы отводится 20 минут. Работа состоит из 10 заданий.
Максимальное количество баллов –12.
Система оценивания работы:
0-5 баллов – «2»
6-8 баллов – «3»
9-10 баллов – «4»
11-12 баллов – «5»
Правильные ответы
Вариант
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Вариант 1 2
3 4
3 4
2 1
4 2,3,6 222211
Вариант 2 2
1 2
4 2
1 1
1 1,4,5 112221
Критерии оценивания работы
На выполнение контрольной работы отводится 20 минут. Работа состоит из 10 заданий.
Максимальное количество баллов –12, минимальное – 6 баллов.
Система оценивания работы:
0-5 баллов – «неудовлетворительно»
6-8 баллов – «удовлетворительно»
9-10 баллов – «хорошо»
11-12 баллов – «отлично»
Правильные ответы
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Вариант 1 2
3 4
3 4
2 1
4 2,3,6 222211
Вариант 2 2
1 2
4 2
1 1
1 1,4,5 112221


57
Приложение 2
Проект по повышению качества обучения с помощью средств
современных компьютерных технологий
Цель проекта: использование информационных компьютерных технологий в учебном и воспитательном процессе с целью повышения качества образования.
Задачи проекта:
Повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование
ИКТ.
Повысить интерес и мотивацию учеников к обучению.
Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.
Разработать методику и структуру интерактивного курса для уроков по биологии.
Экспериментально проверить результативность разработанной методики.
Повысить эстетическую привлекательность урока.
Методы исследования: анализ методической и учебной литературы, создание интерактивного курса "Биология", базы интерактивных тренажеров, презентаций к урокам, статистическая обработка экспериментальных данных.
Ресурсы: Интернет, мультимедийный проектор, программы-тренажеры, электронные пособия.
Предполагаемые продукты
Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, ИКТ, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения и т.д.)
Проекты и презентации учащихся.
Разработки внеклассных мероприятий с использованием продуктов проектной деятельности ребят.
"Банк тестовых заданий".
Пояснительная записка
1. Проблемная ситуация, противоречие, затруднение
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.
Годы преподавания позволили увидеть противоречия в массовой практике: между репродуктивным, схоластическим восприятием учебного материала обучающимися и необходимостью творческого преобразования; между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.
Эти противоречия побудили к разработке системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.
Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения


58 позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно- ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.
II. Идея, авторская позиция
Идея опыта проекта заключается : в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни; в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся; в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; в реализации личностно-ориентированной парадигмы технологического образования; в сочетании лекций, самостоятельной работы за ЭВМ, поиска информации в
Глобальной сети, практикумов с широкой организацией диалогического обучения; в многоуровневом контроле обученности учащихся.
Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах.
Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания: новых информационно-коммуникативных технологий и электронных учебно- методических комплексов; разнообразных форм учебной деятельности; требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся; эмоционально психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности
ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.
Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.
Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Преимущества использования ИКТ:
позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение; способствуют повышению мотивации обучения; повышают активность обучаемых; повышают эффективность процесса обучения; дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений; усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;


59 расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность
(информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического); повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся; предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.
Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.
Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.
III. Новизна проекта
Использование информационных технологий становится необходимым в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.
Данный проект будет способствовать развитию компьютерной грамотности при активном участии обучающихся в создании компьютерной продукции для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.
IV. Условия реализации
Использование ИКТ-технологий реализует такие принципы:
Принцип наглядности.
Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Принцип природосообразности.
Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся.
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Принцип прочности.
Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
Принцип доступности.
Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.


60
Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.
Принцип последовательности
Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.
Прогнозируемые результаты.
В соответствии с поставленной целью проекта, ИКТ должны способствовать повышению качества обучения.
Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие: формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности; повышение мотивации к обучению учащихся; овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя; организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся ; создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе. развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся; эстетическая привлекательность уроков.

61
Приложение 3
Контрольная работа для учащихся 6 класса на констатирующем этапе исследования
Минеральное питание растений
6 класс (Пасечник В.В.)
Выберите одно верное утверждение:
1.Минеральное питание растений – это:
1. Поступление в растение воды и растворённых в ней органических веществ
2. Поступление в растение дистиллированной воды
3. Поступление в растение минеральных веществ из воздуха
4. Поступление в растение воды и растворённых в ней минеральных веществ
2.Выберите элемент, который нужен растению в наименьшем количестве:
1. калий
2. фосфор
3. кальций
4. азот
3. Верхний слой Земли, обладающий плодородием - это:
1. воздух
2. почва
3. литосфера
4. вода
4.Выберите из списка органическое удобрение:
1. аммиачная селитра
2. суперфосфат
3. навоз
4. медный купорос
5. Выберите из списка минеральное удобрение:
1. навоз
2. азотное
3. перегнившие корни растений
4. зелёная масса
6. Какой элемент в большом количестве содержит зола?
1. натрий
2. магний
3. кальций
4. калий
7. Вставьте пропущенное слово или сочетание слов:
Процесс, при котором из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем в
сосуды корня и по ним под давлением поднимается в другие органы растения,
называется….
8. Определите, верное или неверное утверждение:
Вносить удобрения нужно строго по норме.
9.Установите соответствие:
Химические элементы:
Функции
1.Азот
А. Рост растений
2.Фосфор
Б. Отток органических веществ от листьев к корням
3.Калий
В. Созревание плодов