Файл: Технологий на уроках биологии как эффективное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

43 материал к занятиям.
Уроки проходили в экспериментальном классе более оживленно, было видно, что предмет заинтересовал обучающихся.
По отзывам учеников экспериментальной группы, они стали лучше запоминать материал при работе с презентациями, чем при обычном объяснении, уроки для них стали более интересные и яркие.
Даже слабоуспевающие ученики стали проявлять большую активность в обучении: готовить домашнее задание, участвовать в диалоге учителя и класса. Об этом говорят и результаты педагогического эксперимента: по итогам контрольных работ успеваемость в экспериментальном классе повысилась.
Таким образом, практически проверив аспекты использования компьютерных технологий на уроках биологии в средней образовательной школе, мы можем сделать вывод, что КТ, повышают эффективность обучения по сравнению с традиционным способом обучения.

44
Выводы по второй главе
В практической части работы мы провели экспериментальное исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ
"СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Нижнекамска
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Для проведения исследования нами были использованы два класса – 6а (20 обучающихся) и 6б (20 обучающихся).
Цель экспериментальной работы заключалась в педагогическом обеспечении процесса повышения качества обучения на уроках по биологии с использованием компьютерных технологий. Экспериментальная работа состояла из трех этапов.
На этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика уровня знаний по биологии у школьников и было выявлено, что большинство обучающихся получили средние оценки.
Данный факт подтвердил необходимость проведения формирующего этапа исследования. На данном этапе мы разработали проект по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях для повышения заинтересованности обучающихся.
В рамках проекта были проведены уроки по следующим темам:
- «Клеточное строение организма»;
- «Ткани и органы»;
- «Органы. Системы органов. Организм человека».
- «Общий обзор строения и функций организма человека».
По итогам изучения раздела в контрольном и экспериментальном классах была проведена контрольная работа, которая включала в себя вопросы и задания по темам, изучение которых проходило в рамках педагогического эксперимента («Клеточное строение организма», «Ткани и органы», «Органы. Системы органов. Организм», «Общий обзор строения и функций организма человека»).


45
По итогам 2 контрольной работы в экспериментальном классе наблюдалась динамика результатов, количество «отлично» заметно увеличилось, количество «удовлетворительно» снизилось.
Уроки стали проходить в экспериментальном классе более оживленно, было видно, что предмет заинтересовал обучающихся.
По отзывам учеников экспериментальной группы, они стали лучше запоминать материал при работе с презентациями, чем при обычном объяснении, уроки для них стали более интересные и яркие.
Даже слабоуспевающие ученики стали проявлять большую активность в обучении: готовить домашнее задание, участвовать в диалоге учителя и класса. Об этом говорят и результаты педагогического эксперимента: по итогам контрольных работ успеваемость в экспериментальном классе повысилась.
Таким образом, практически проверив аспекты использования компьютерных технологий на уроках биологии в средней образовательной школе, мы можем сделать вывод, что КТ, повышают эффективность обучения по сравнению с традиционным способом обучения.

46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Современность требует от педагогов быстрой перестройки, нахождения новых способов и методов обучения не только для передачи знаний, но и для воспитания учащегося быть готовым к разным жизненным ситуациям , самостоятельно решать возникающие проблемы и идти к цели до конца.
Основные требования к современному обучающемуся:
– на основе освоения новых материалов будет лежать не только простые навыки, но и компетентность в использовании учебников, словаря – все это будет способствовать развитию самостоятельности обучающихся, развитию познавательной активности и умению организовывать учебную деятельность;
– самостоятельность и критичность в решении проблем, которые возникают в процессе обучения, поиск новых решений и путей достижения своих целей с использованием информационных технологий;
– иметь точные представления для чего ему нужны эти знания и как он их будет использовать;
– предлагать новые идеи, иметь креативное мышление, фантазию.;
– уметь подбирать необходимые материалы для занятий, оперировать ими, выделять главное, сравнивать разные источники обобщать и различать первостепенное от второстепенного, уметь делать обоснованные выводы и доказывать свою точку зрения, уметь отстаивать свое решение и решать задачи достигая цели до конца ;
– уметь общаться со сверстниками и со взрослыми, быть коммуникабельным и мобильным, уметь подстраиваться под ситуации и решать конфликтные ситуации, отвечать за свои слова;
– уметь заниматься над своим самообразованием, повышать интеллект, физические и моральные качества.
2. Информационные технологии дают возможность:


47
– создать раскрытую концепцию создания, обеспечивающую любому учащемуся свою линию обучения;
– главным способом поменять систему хода преподавания обучающихся, создавая при этом возможность целостного понимания материала обучения;
– для развития познавательной активности так же можно использовать персональный компьютер, данный ход поможет в индивидуальной работе и в личностно ориентированной работе, информационные технологии по праву смогут стать инструментом познавательного развития обучающегося;
– изучение микро- и макромиров, что не доступно в обычных условиях, и недоступны без применения средств компьютерной графики.
3. Компьютерные технологии это комплекс способов, средств сбора, обрабатывания, а также передачи.
Компьютерные технологии превращают занятия в интересную процедуру, содействуют формированию экспериментальных умений учащихся. Применение средств цветной, графической, фонетической, видеотехники дает возможность имитировать разнообразные ситуации. Это увеличивает мотивацию обучающихся к учебе. Компьютерные технологии готовы гарантировать успешную передачу познаний, стремительно привлечь обучающихся в процедуру обучения, увеличить результативность обучения.
4. Практически проверив аспекты использования компьютерных технологий на уроках биологии в средней образовательной школе, мы можем отметить, что на контрольном этапе произошли существенные изменения в результатах обучения учащихся экспериментальной группы:
- количество «отлично» заметно увеличилось (на констатирующем этапе исследования всего 2 учащихся выполнили контрольную работу на отлично, на контрольном этапе – 8 учащихся), количество «удовлетворительно» снизилось (Констатирующий этап – 6, контрольный этап – 2).
В контрольном классе оценки практически не изменились и они значительно ниже оценок, чем в экспериментальном классе.

48
Даже во время традиционных уроков можно было заметить заинтересованность учащихся экспериментальной группы. Они задавали много вопросов, хотели знать больше, начали находить дополнительный материал к занятиям.
Уроки проходили в экспериментальном классе более оживленно, было видно, что предмет заинтересовал обучающихся.
Таким образом, результаты эксперимента показали, что если регулярно использовать компьютерные технологии в школьном курсе биологии, то будет обеспечено повышение качества знаний учащихся по биологии.

49
1   2   3   4

ЛИТЕРАТУРА
1. Байбородова, Л.В. и др. Методика обучения биологии: Пособие для учителя / Л.В. Байбородова, Т.В. Лаптева. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
2. Бережнева, Л.А. Преимущества использования компьютера на уроках в начальной школе / Л.А.Бережнева // Проблемы обучения и воспитания младших школьников в современном образовательном пространстве. –
Пермь, 2007. – С. 6-9.
3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров
(педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. – М.: Изд-во
МПСИ, – 2008. – 352 с.
4. Борисова, А.В. Активизация познавательного интереса учащихся к изучению природы через систему использования мультимедийных и интерактивных образовательных ресурсов / А.В. Борисова. – Режим доступа: http://issuu.com/moi-universitet/docs/sbornikkmm2_2/98. – Загл. с экрана.
5. Владимиров, В.В. К вопросу об использовании компьютерных технологий на различных этапах обучения биологического образования
/ В.В. Владимиров / Актуальные проблемы методики преподавания биологии и экологии в школе и ВУЗе: сборник материалов
Международной научно-практической конференции 8-10 ноября 2007 г. – М., 2007. – С. 26-28.
6. Возможности мультимедийных презентаций в образовательном процессе высшей школы / В.И. Семенов, Е.В. Семенова, Н.И.
Семенова. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2013/5/
471.pdf. – Загл. с экрана.
7. Губина, Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения / Т.Н.
Губина // Молодой ученый. – 2012. – №3. – С. 345-347.
8. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения /
А.В. Дворецкая // Школьные технологии. – 2004. – №3. – С. 201.

50 9. Добрыдин,
С.Н.
Некоторые аспекты использования новых информационных технологий в обучении / С.Н. Добрыдин //
Материалы всероссийской конференции «Наука и образование». – М.,
2002.
10. Ефимов,
В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников / В.Ф. Ефимов //
Начальная школа. – 2009. – №2. – С. 38-43.
11. Кириленкова, В.Н. Компьютер на уроке биологии / В.Н. Кириленкова //
Информатизация образования – 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского,
2007. – С. 330-334.
12. Климова, М.А. Компьютерные технологии на уроках / М.А. Климова //
Начальная школа плюс До и После. – 2008. – №7. – С. 61-62.
13. Козленко, А.Г. Информационная культура и / или компьютер на уроке биологии / А.Г. Козленко // Биология. Прил. к газете «Первое сентября». – 2008. – №19, 20. – С. 27-48, 32-48.
14. Колесникова, Ю.А. Первое место – компьютеру / Ю.А. Колесникова //
Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №7. – С. 34-36.
15. Крюченкова, Ю.В. Использование интернет-ресурсов в учебно- воспитательном процессе школы / Ю.В. Крюченкова / Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании» / отв. ред. Н.В.
Софронова. – Чебоксары, 2011. – Ч. 1. – С. 134-137.
16. Масленникова,
А.В. и др.
Организация детской научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы) / А.В. Масленникова, И.П. Бессонова //
Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Серия:
Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в


51
Москве / отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга».,
2003. – Вып. 3. – С. 38-42.
17. Мещерякова, И.Н. и др. Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России /
И.Н. Мещерякова, Н.М. Михайлова // Доклады и тезисы выступлений участников Форума педагогических вузов России 21-22 ноября 2011 года / сост. Б.Н. Бессонов, В.М. Кондратьев, М.Н. Русецкая, М.И.
Яскевич. – М.: МГПУ, 2012. – С. 159-163.
18. Моисеева, С.В. и др. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ/ М.В. Моисеева, В.К. Степанов, Е.Д. Патаракин, А.Д.
Ишков, Д.Н. Тупицин. – М.: Изд-й Дом «Обучение-сервис», 2007. – 256 с.
19. Назарова, И.П. ИКТ и метод проектов на уроках биологии / И.П.
Назарова // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). –
Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 91-93.
20. Пищик, Е.В. Методика использования мультимедийных технологий на уроке
/
Е.В.
Пищик.

Режим доступа: http://www.e- osnova.ru/PDF/osnova_20_3_4707 21. Полат, Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,
А.Е. Петров; под. ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», –
2000. – 272 с.
22. Пономарева, И.Н. и др. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д.
Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.:
Академия, 2007. – 280 с.

52 23. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – Т.1. – М.:
НИИ школьных технологий, 2006.
24. Стамберская, Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс //
Биология в школе. – 2006, – №6.
25. Сутирин, Б. и др. Компьютер в школе сегодня и завтра / Б. Сутирин, В.
Житомирски // Народное образование. –1986. – №3.
26. Трайтак, Д.И. Проблемы методики обучения биологии / Д.И. Трайтак. –
М., 2002.
27. Тушина, И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии / И.А. Тушина // Первое сентября. Биология. – 2003. – №27-
28.
28. Харламова, И.Ю. и др. Использование пакета MSPOWERPOINT при подготовке презентаций / И.Ю. Харламова, Н.С. Федорова. – Саратов,
2009. – 88 с.

53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Контрольная работа для учащихся 6 класса на констатирующем этапе исследования
6 класс
Вариант 1
1.Густое тягучее содержимое клетки, находящееся под клеточной оболочкой,
называется
1) вакуоль
2) цитоплазма
3) клеточный сок
4) хлорофилл
2.Растительная клетка снаружи покрыта
1) цитоплазмой
2) вакуолью
3) клеточной оболочкой
4) хромосомами
3.Наружный плотный покров семени называется « семенная…...?»
1) кожура
2) кожа
3) кожица
4) шкурка
4. Стержневая корневая система – это
1) корневая система, в составе которой имеются корнеплоды
2) корневая система , в которой все корни растут вертикально вниз
3) корневая система, имеющая хорошо развитый главный корень
4) корневая система, корни которой не переплетаются с корнями других растений
5.Кончик корня покрыт
1) корневыми волосками
2) корневым колпачком
3) корневым футлярчиком
4) корневым чехликом
6.Простой лист имеет
1) 2 листовые пластинки
2) одну листовую пластинку
3) 3 листовые пластинки
4) много листовых пластинок
7. Через устьица происходит
1) испарение воды, газообмен
2) поступление солнечного света
3) фотосинтез
4) испарение воды
8.Обоеполыми называют цветки, имеющие
1) чашелистики и лепестки
2) чашелистики и тычинки
3) пестики и лепестки
4) пестики и тычинки
9. Выберите верные ответы
В процессе дыхания растениями
1) поглощается углекислый газ
2) выделяется углекислый газ
3) выделяется вода