ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 использовать только в том случае, если особое внимание уделяется следующим вопросам. Во-первых, следует проводить дополнительную подготовку, чтобы учителя не только не боялись их использовать, но и могли показать своим ученикам, как их использовать.
В настоящий период существует достаточно обширный перечень различной методической литературы, программы и методические пособия к данным программам для использования педагогами.
Различные дополнительные материалы, мультимедийные а кроме того интерактивные изменения поднимают операцию обучения на новую степень. Нельзя не учитывать и общепсихологический факт: современным ученикам никак не увлекательны простые элементарные схемы, а также таблицы, это им не интересно. При применении компьютеров на занятии информация не становится статистически дублированной иллюстрацией, а подвижный видеоматериал со звуком существенно увеличивает результативность освоения материала [Владимиров, 2007, с.17].
Компьютерная технология – методика, базирующаяся в применении персонального компьютера, активном участии пользователей в информационном процессе, уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и программного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам, с помощью вычислительных сетей ЭВМ.
Компьютерная технология – комплекс действий сбора, извлечения, накапливания, сохранения, обрабатывания, рассмотрения, а также передачи данных вместе с применением средств вычислительной техники в организационной структуре или, другими словами, совокупность процессов циркуляции и обработки информации и описания этих процессов [Губина,
2012, с.346].
Компьютерные технологии (англ. Computer Science) – единое наименование технологий, соответствующих сохранению, хранению, передачи, обрабатыванию, а также возобновлению данных с поддержкой
14 персонального компьютера, а также соответствующей науки. Компьютерные технологии развивают идеи программируемого обучения, открывают новые, еще не изученные технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерные технологии – это подготовка а также передача данных обучаемому, орудием осуществления которой считается компьютер. Но компьютерные технологии – это наиболее ограниченное понятие, чем информационные технологии и дают возможность применять компьютеры как один из вероятных средств для применения аудио а также видеоаппаратуры, проекторов а также иных промышленных средств. На сегодняшний день больше применяется понятие информационные технологии, что считается наиболее широким [Дворецкая, 2004, с.26].
Компьютерная технология имеет свои цели, методы и средства реализации. Краткое их содержание состоит в следующем. Цель информационной технологии – создание информационного ресурса качественного информационного продукта, отвечающего требованиям потребителя. Методами информационной технологии являются методы обработки и передачи данных. Средства информационной технологии – математические, программные, информационные, технические и др. Под информационной (компьютерной) технологией при таком определении целей, методов и средств понимают целую техническую систему, обеспечивающую целенаправленное построение, передачу, хранение и представление информационного продукта (информации, идей, знаний) и соответствующую закономерностям социальной среды, в которой эта технология развита [Кириленкова,2007, с.31].
Фактическое использование способов, а также средств обрабатывания сведений может быть разным, по этой причине рационально акцентировать массовые, базисные, а также определенные информационные технологии.
Информационные технологии содержат в себе модификации, способы, а также ресурсы, создающие, а также разрешающие применять информативные
15 средства общества. Базисная информативная методика специализирована для конкретной сферы использования (изготовление, академические изучения, подготовка). Определенные информационные технологии реализовывают обрабатыванием сведений (к примеру, проблемы учета, планирования, рассмотрения) [Климова,2008,с.63].
Компьютерная технология может быть реализована в трех вариантах
[Лончин, 2004, с.16]:
I – «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, некоторым дидактическим задачам);
II – основная, определяющая наиболее значимые части применяемой технологии;
III – монотехнология (когда все обучение, управление процессом обучения, включая все виды диагностики, мониторинга, опирается на использование компьютера).
О компьютерной технологии обучения можно говорить только в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводство, целевое обучение, целостность); она решает те задачи, которые ранее были теоретическими или вовсе не решались в дидактике; средством подготовки и передачи информации читателю является компьютерная техника. Таким образом, это понятие связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании [Назарова, 2012, с.91].
Почти все учителя и специалисты в области образования признают огромные возможности компьютера и перспективу его использования в качестве средства обучения, при этом следует отметить, что компьютер еще не является обычным инструментом, который может использовать учитель при проведении своих уроков. Поэтому исследования в области использования компьютеров в учебном процессе имеют большую практическую ценность для формирования образовательного процесса, соответствуют целям и задачам образования. Исходя из вышеизложенного,
16 под компьютерной технологией в профессиональной подготовке специалистов, предлагается понимать систему общепедагогических, психологических, дидактических, методических процедур, систему взаимодействия учителей и преподавателей с учетом технических и человеческих ресурсов [Масленникова, 2003].
Таким образом, подведем итоги по данному параграфу. Современность требует от педагогов быстрой перестройки, нахождения новых способов и методов обучения не только для передачи знаний, но и для воспитания учащегося быть готовым к разным жизненным ситуациям , самостоятельно решать возникающие проблемы и идти к цели до конца.
Введение информационно-компьютерных технологий в учебную деятельность дает возможность увеличить а также заинтересовывать обучающихся, стимулировать мыслительную работу а также увеличить результативность освоения материала, индивидуализировать подготовку, увеличить темп освоения данных, а кроме того стремительно вносить поправки в познание.
1.2. Разнообразие и особенности использования на уроках по биологии
средства современных компьютерных технологий
Практика образования накопила огромное количество методов обучения биологии. Все эти методы и средства можно классифицировать по признакам и принципам в разные группы:
– методы для получения знаний учащимися;
– методы для регуляции работы учащихся на занятии;
– методы для организации деятельности учителя.
Именно эти признаки играют роль при выборе методов обучения, они выражают единство обучения, учения и источника знаний, представляющего содержание. На основе этих признаков выделены три группы методов обучения: словесные (один источник знания
–
слово), наглядные (два
17 источника знаний – слово и наглядность) и практические (три источника знаний
–
слово, объект изучения и практическое обследование предмета).
Информационные технологии имеют намного больше достоинств по сравнению с традиционными технологиями, но нельзя их списывать со счетов.
Помимо способности наиболее пояснительного, явного понятия использованного материала, результативного контроля познаний и в целом остального, к ним, возможно, причислить также разнообразие координационных конфигураций в работе обучающихся, методических способов в работе педагога [Назарова, 2012, с.92].
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллек туальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Пример довольно обычного, но все же эффективного использования
ИКТ – проектор вместо классной доски. Это позволяет учителю печатать заметки или диаграммы, которые он затем передает ученикам и делает из них прозрачные пленки. Затем, когда придет время читать лекцию по материалу, студенты могут следовать по своему листу, одновременно глядя на проецируемое изображение.
Другой стандартный пример технологии — телевидение, фильмы, видео. Есть много замечательных фильмов на биологические темы, которые можно приобрести для использования в классе. Документальные фильмы с телевидения или специальные программы на общественном телевидении также могут быть записаны, чтобы показать классу. Преимущество использования этой технологии заключается в том, что учащиеся могут узнать о теме от кого-то, кроме учителя. Например, если бы был документальный фильм о том, влияют ли гены на насилие, просмотр и последующее обсуждение его, вероятно, было бы интереснее, чем слушать
18 лекцию о нем учителя. Кроме того, фильмы и телепрограммы также обеспечивают визуальную составляющую темы. Например, кроме посещения тропического леса (что, очевидно, не очень осуществимо), есть ли лучший способ узнать о жизни в нем, чем посмотреть видео? Конечно, это более увлекательно, чем чтение сухого учебника с кучей слов и в лучшем случае несколькими красочными картинками, разбросанными тут и там.
Другой способ обеспечения визуального улучшения темы – микроскопы. Некоторые примеры использования этой технологии: изучение фотосинтеза для подробного изучения структуры листа; клетки, проходящих митоз; крошечные микроорганизмы: инфузории-туфельки, эвглены, коловратки и многие другие; гифы грибов и т.д. Видеомикроскоп является особенно полезным инструментом обучения, поскольку он позволяет проецировать изображение сразу всему классу, чтобы все могли его увидеть и обсудить вместе.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллек туальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий [Дворецкая, 2004, с.75]:
– уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + демонстрационный экран;
– уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме
– урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
– уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме;
– урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
19
Введение информационных технологий в учебную процедуру преимущественно осуществляется с применением персональных компьютеров в демо варианте.
Задания по биологии различаются сложностью применяемого оборудования.
По этой причине применение компьютерных технологий на уроках по биологии дает возможность понять всю процедуру биологических явлений изнутри, что нереально осуществить в естественных условиях, и нереально вообразить, понять.
Учащиеся с образным мышлением тяжело усваивают биологию потому, что они без «картинки» вообще неспособны понять процесс, изучить явление.
Развитие их абстрактного, логического мышления происходит посредством образов. А учащиеся с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, подвижными графиками, схемами – дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения биологии
[Григорьев, 2005, с.103]. Внедрение в процесс обучения ИКТ обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Обучение с помощью информационных технологий считается никак не только передачей конкретных средства познания ученикам, но также формированием их познавательных заинтересованностей, креативного взаимоотношения к процессу, желания к независимому «добыванию» а также обогащению познаний а также умений, используя их в собственной фактической деятельности. Заинтересованность к дисциплине создается под прямым воздействием педагога, его увлеченности объектом, мастерства
20 предоставить ученикам собственный подход не только к дисциплине, но также к ходу самосовершенствования методов преподавания.
Сегодняшнее занятие не должно быть ограничено только учебником по дисциплине, доской и педагогом. Согласно нынешним условиям, классическая модель занятий не сумеет предоставить ученикам такого размера информации, сколько может заложить информационные технологии.
Информационные технологии дают возможность осуществить учебу обучающегося таким образом, что оно будет стимулировать обучающегося к получению познаний, к абсорбции основного материала. Без метода активизации внимания с помощью компьютера позволяющие включить все физические потенциалы организма, направленные на активизацию мыслительного процесса, достичь эффективности в усвоении материала сейчас очень трудно, так как у учащихся превалирует внимание рассеянного типа.
Заинтересованность к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек не привлекает учащегося, в связи с этим домашнее задание учащегося не всегда на высшем уровне. На занятии с применением персонального компьютера ученики стимулируются к усидчивости а также вниманию. Присутствие в работе компьютеров на занятии формирует разные виды памяти. Компьютер приучает обучающегося к самообучению, а также самовоспитанию. В какой степени правильно определена процедура извлечения данных, в какой степени использованный материал станет любопытен обучающемуся, будет зависеть от того как преподнесет информацию педагог а также от того, как будет составлен проект преподавания с применением ИКТ.
По мнению И.Н. Пономаревой мультимедийные методы обучения обладают признаками вербальных
(учащиеся слушают, учитель рассказывает), демонстрационных
(учащиеся наблюдают, учитель демонстрирует) и практических (учащиеся осуществляют деятельность, учитель руководит, инструктирует) методов одновременно, их можно назвать комплексными. По преобладающему характеру источника знаний названные
21 методы могут входить в группу или словесных, или наглядных, или практических методов. Однако следует подчеркнуть основную особенность комплексных (мультимедийных) методов обучения – они сочетают в себе все каналы передачи информации [Пономарева, 2007,
с.
280].
Среди комплексных методов обучения биологии можно назвать мультимедийный урок и мультимедийную практическую работу, позволяющую осуществить лабораторную работу по биологии и даже виртуальную экскурсию в природу.
Мультимедийный урок. Технически мультимедийный урок может быть реализован в компьютерном классе при работе каждого учащегося за отдельным компьютером или группы по два человека за компьютером, а при использовании мультимедийных проекционных систем – при работе всего класса. Это необходимо для полноценного погружения в виртуальную информационную среду и выполнения всех заданий.
Мультимедийный урок может быть полностью автоматизирован и сопровождаться заранее записанным дикторским текстом или может проходить в сопровождении слов учителя. Мультимедийная программа демонстрирует последовательно кадры, которые раскрывают содержание лекции, определяют задания учащимся, дают оценку их действий и т. п.
Школьники под руководством учителя или сама программа автоматически меняют кадры. Продолжительность показа каждого кадра длится не более 1-2 мин, а видеоролика – 5 мин.
На первом слайде обычно демонстрируется проблема урока, ее цели, программа а также задачи для решения и записи в тетради. Педагог разъясняет задачи, наблюдает за правильностью их выполнением.
На втором слайде располагаются учебные сведения: установление определения, подлинная информация.
На данном этапе можно включить видеофрагмент вместе с объяснениями диктора, показывающий ученикам использованный материал по задаче урока. Уже после видеоролика показывается новый слайд, и