ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
– создать раскрытую концепцию создания, обеспечивающую любому учащемуся свою линию обучения;
– главным способом поменять систему хода преподавания обучающихся, создавая при этом возможность целостного понимания материала обучения;
– для развития познавательной активности так же можно использовать персональный компьютер, данный ход поможет в индивидуальной работе и в личностно ориентированной работе, информационные технологии по праву смогут стать инструментом познавательного развития обучающегося;
– изучение микро- и макромиров, что не доступно в обычных условиях, и недоступны без применения средств компьютерной графики.
3. Компьютерные технологии – это комплекс способов, средств сбора, обрабатывания, а также передачи.
Компьютерные технологии превращают занятия в интересную процедуру, содействуют формированию экспериментальных умений учащихся. Применение средств цветной, графической, фонетической, видеотехники дает возможность имитировать разнообразные ситуации. Это увеличивает мотивацию обучающихся к учебе. Компьютерные технологии готовы гарантировать успешную передачу познаний, стремительно привлечь обучающихся в процедуру обучения, увеличить результативность обучения.
34
1 2 3 4
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Организация и этапы исследования
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ "СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов" г.
Нижнекамска
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Сроки проведения исследования: январь 2022 г. – март 2022 г.
Выборка исследования: Для проведения исследования нами были использованы два класса – 6а (20 обучающихся) и 6б (20 обучающихся).
Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 45 минут.
Общее количество занятий: 20 занятий.
Форма работы: групповая.
Цель экспериментальной работы заключалась в педагогическом обеспечении процесса повышения качества обучения на уроках по биологии с использованием компьютерных технологий.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов.
Констатирующий этап – проведение первичной диагностики для определения уровня знаний обучающихся по биологии. С этой целью мы разработали контрольную работу. Контрольная работа проводилась и в контрольной и в экспериментальной группе.
Второй этап – формирующий, в процессе которого было организовано педагогическое обеспечение процесса повышения качества обучения на уроках по биологии с использованием компьютерных технологий. Был разработан проект по использованию информационных компьютерных технологий на занятиях и внеурочное время.
Третий этап – контрольный, его задача – проверить эффективность проведенной экспериментальной работы. Для этого была разработана контрольная работа для повторной диагностики учащихся для определения уровня знаний обучающихся.
35
На этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика уровня знаний по биологии у школьников. Контрольная работа представлена в Приложении 1.
Мы выделили следующие уровни знаний обучающихся по биологии:
Высокий уровень – обучающийся выполнил все задания без ошибок или допустил две ошибки, то есть получил за контрольную работу оценку
«5» или «4».
Средний уровень – обучающийся не справился со всеми заданиями, выполнил половину из них и получил оценку «3».
Низкий уровень – обучающийся выполнил менее половины заданий, получил низкую оценку («2»).
2.2. Изучение уровня качества обучения учащихся на констатирующем
этапе исследования
В данном параграфе представим первичную диагностику групп:
Как уже ранее отмечали, методикой диагностики успеваемости обучающихся выступала контрольная работа в виде теста так , как в качестве критерия эффективности применения информационно-компьютерных технологий выступает успеваемость учащихся, которая оценивалась по пятибалльной системе.
Для этого в контрольном и экспериментальном классах проводились контрольные работы.
К контрольной работе обучающиеся были психологически подготовлены. Так же была проведена беседа с родителями о том, что это экспериментальная работа, получены согласия родителей.
После проведения контрольной работы, мы обработали количественные данные и обобщили результаты. Представим обобщенные результаты констатирующего этапа исследования в таблице 2.1.
36
Таблица 2.1
Результаты контрольной работы на констатирующем этапе исследования
Полученная оценка
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Кол-во, чел.
%
Кол-во, чел.
%
«отлично»
2 10 3
15
«хорошо»
4 20 4
20
«удовлетворительно»
8 40 7
35
«неудовлетворительно»
6 30 6
30
Проанализируем результаты:
В экспериментальной группе всего 2 обучающихся получили оценку
«отлично», данные обучающиеся правильно ответили на все вопросы контрольной работы. В контрольной группе с оценкой «5» 3 ребенка.
Данные учащиеся интересуются биологией, им интересен предмет, часто читают дополнительную литературу и задают вопросы по интересующимся вопросам, просят дополнительные задания и знают, что биология им будет нужна для дальнейшего поступления.
Оценку «хорошо» и в экспериментальной и в контрольной группе получили 4 обучающихся. Данные обучающиеся допустили несколько небольших ошибок в тестировании. Эти обучающиеся так же с интересом относятся к предмету биология, часто задают дополнительные вопросы на занятиях, но им не хватает заинтересованности в предмете, быстро теряют интерес и внимание на занятиях.
Оценку
«удовлетворительно» получили
8 обучающихся экспериментальной группы и 7 – контрольной группы. Есть и дети, которые получили оценку «неудовлетворительно». Эти обучающиеся не справились с заданиями контрольной работы. Они не смогли выполнить задания контрольной работы, допустили большое количество ошибок. Эти обучающиеся плохо понимают материал на занятиях, не интересуются
37 предметом, не задают вопросы на занятиях.
Таким образом, подведем итог по констатирующему этапу исследования:
По результатам, полученным на констатирующем этапе исследования, отметим, что большинство обучающихся получили средние оценки.
Представим наглядно полученные результаты на рис.2.1.
Рис.2.1. Результаты диагностики обучающихся на констатирующем этапе исследования (в %)
На рисунке 2.1 можно наглядно увидеть, что результаты и экспериментальной группы и контрольной группы на низком уровне и сильно не отличаются.
10 15 20 20 40 35 30 30 0
5 10 15 20 25 30 35 40 45
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно
38
Большинство обучающихся получили оценки удовлетворительно и неудовлетворительно.
Таким образом, мы можем отметить, что учащиеся не стараются получить хорошую оценку, не стремятся проявить себя как старательные учащиеся, отсутствует учебная мотивация.
Данный факт подтвердил необходимость проведения формирующего этапа исследования. Для этого мы перешли к формирующему этапу исследования. На данном этапе мы разработали проект по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях для повышения заинтересованности обучающихся.
2.3. Разработка проекта по повышению качества обучения с помощью
средств современных компьютерных технологий
В этом параграфе представим формирующий этап исследования.
Нами был разработан проект по повышению качества обучения с помощью средств современных компьютерных технологий (Приложение 2).
Цель проекта: использование информационных компьютерных технологий в учебном и воспитательном процессе с целью повышения качества образования.
Задачи проекта:
- повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ;
- повысить интерес и мотивацию учеников к обучению биологии;
- развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся;
- экспериментально проверить результативность разработанной методики;
- повысить эстетическую привлекательность урока.
Методы исследования:
1. Анализ методической и учебной литературы;
39 2. Создание интерактивного курса "Обучение биологии", базы интерактивных тренажеров, презентаций к урокам, задания для подготовки к контрольным работам, статистическая обработка экспериментальных данных.
Необходимые материалы и оборудование для апробации проекта:
Интернет-ресурсы, мультимедийный проектор, программы-тренажеры, электронные пособия.
Предполагаемые продукты:
- Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, ИКТ, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения и т.д.);
- Проекты и презентации учащихся;
- Разработки внеклассных мероприятий с использованием продуктов проектной деятельности ребят.
Данный проект был апробирован на учащихся экспериментальной группы. Заранее все моменты были обговорены с администрацией школы и получены согласия родителей.
Разработали тематический план, в котором мы расписали те средства, которые будут использованы в качестве средств компьютерных технологий.
Для этого мы сначала изучили какие средства будут более интересны учащимся, обратились к более опытным коллегам. И собрали необходимый материал.
Все занятия проходили в комфортной психологической обстановке, учащихся к выполнению дополнительных заданий не принуждали.
Представим тематическое планирование в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Тематическое планирование серии уроков биологии с использованием средств современных компьютерных технологий на формирующем этапе исследования
Тема в разделе
Средства компьютерных технологий, используемые на уроке
40
«Клеточное строение организма»
Мультимедейная презентация, видеофрагмент
Ткани и органы
Онлайн – лаборатория, работа за интерактивной доской
Органы. Системы органов.
Организм человека
Интерактивная игра «Найди лишнее», мультимедиа презентация
Общий обзор строения и функций организма человека
Онлайн – экскурсия в музей естествознания в
Лондоне (
http://musei- online.blogspot.com/2019/06/natural-history- museum.html
), видеофрагмент
Таким образом, в рамках проекта были проведены уроки по следующим темам:
- «Клеточное строение организма»;
- «Ткани и органы»;
- «Органы. Системы органов. Организм человека».
- «Общий обзор строения и функций организма человека».
На каждое занятие мы продумывали средства компьютерных технологий, чтобы учащихся заинтересовать, хотелось придумать интересные мероприятия.
На каждое занятие учащиеся сами подготовили презентации по данным темам и выступали перед классом.
В контрольном классе уроки по вышеперечисленным темам проводились традиционным способом, используя учебник, рабочую тетрадь, печатную рабочую тетрадь и раздаточный материал.
В экспериментальном классе были проведены уроки с использованием
ИКТ, были просмотрены фильмы и организовывались виртуальные экскурсии по музеям естествознания.
Учащиеся к занятиям находили дополнительные материалы, рассказывали друг другу, некоторые даже принесли скачанные фильмы по теме уроков и заранее подготавливали техническое оснащение для просмотра этих фильмов во время уроков.
41
Можно было увидеть заинтересованность обучающихся, и желание получить хорошую оценку. Даже более слабые обучающиеся подтягивались, приходили на урок с дополнительным материалом.
По итогам изучения раздела в контрольном и экспериментальном классах была проведена контрольная работа, которая включала в себя вопросы и задания по темам, изучение которых проходило в рамках педагогического эксперимента («Клеточное строение организма», «Ткани и органы», «Органы. Системы органов. Организм», «Общий обзор строения и функций организма человека»).
2.4. Анализ и обсуждение результатов исследования
После проведения формирующего этапа исследования, нам было необходимо проверить эффективность нашей работы на формирующем этапе, в связи с этим мы провели контрольный этап исследования.
На данном этапе так же была проведена контрольная работа в виде теста
(Приложение 4).
Результаты контрольной работы на контрольном этапе исследования приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Результаты контрольной работы проведенной на контрольном этапе исследования
Полученная оценка
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Количеств о, чел.
Процентное соотношени е, %
Количеств о, чел.
Процентное соотношени е, %
«отлично»
8 40 4
20
«хорошо»
8 40 6
30
«удовлетворительно»
2 10 6
30
«неудовлетворительн о»
2 10 4
20
Для сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов исследования представим результаты на рисунке 2.2.
42
Рис. 2.2. Сравнительные результаты групп (в %)
Из выше приведенной диаграммы видно, что в контрольном классе оценки практически не изменились и они значительно ниже оценок, чем в экспериментальном классе.
По итогам 2 контрольной работы в экспериментальном классе наблюдается динамика результатов, количество «отлично» заметно увеличилось, количество «удовлетворительно» снизилось.
Даже во время традиционных уроков можно было заметить заинтересованность учащихся экспериментальной группы. Они задавали много вопросов, хотели знать больше, начали находить дополнительный
10 20 40 30 15 20 35 30 40 40 10 10 20 30 30 20 0
5 10 15 20 25 30 35 40 45
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно
Экспериментальная группа до ФЭ
Контрольная группа до ФЭ
Экспериментальная группа
Контрольная гуппа