Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


                                         воспаление, фиброз, ремоделирование;

                                      - для острого ИМ характерны комплексы симптомов

                                         повреждения миокарда и сердечной недостаточности:

                                                 1) жалобы,

                                                 2) ЭКГ- характеристика,

                                                 3) лабораторные признаки ИМ, УЗИ.

                                      - на основании указанных общих закономерностей течения

                                        ИМ выставляется диагноз ИМ. Поэтому в рамках

                                        диалектической методологии исследования ИМ должна

                                        быть выделена общая группа признаков, отражающих

                                        диалектическую категорию общего в патогенезе и

                                        клинической картине ИМ.

                                   б) особенности ИМ:

                                      - клиническая картина и прогноз ИМ существенно

                                        варьируют

                                        (индивидуальная реакция организма, различия в

                                        метаболических потребностях организма, степень

                                        развития коллатерального кровообращения,

                                        сопутствующая патология, особенности лечения и т.д.);

                                     - знаний общих принципов течения данной патологии

                                        недостаточно, надо знать индивидуальные особенности в

                                        патогенезе и течении и ИМ.

5)      Диалектика «аффективной патологии депрессивного спектра» через

категорию «общее»:

                                   а) в диалектической методологии познания свойство любого

                                       явления определяется тремя факторами:

                                      - наглядностью (можно увидеть, описать);

                                      - текучестью;

                                      - временностью.


                                   б) «общее» может выступать как:

                                     - внешнее сходство;

                                     - внешнее абстрактное тождество;

                                     - внутреннее конкретное тождество;

                                     - тождество многообразного;

                                     - закон, проявляющаяся в единичном, многообразие,

                                       особом.

                                   в) определение «аффективной патологии депрессивного

                                       спектра» на уровне диалектики «общего»:

                                      - «общее» для данной патологии - это расстройство эмоций

                                        (гипертимия, гипотимия, дисфория и др.) или нарушение

                                         их динамики (лабильность, ригидность и др.);

                                      - о патологии эмоциональной сферы говорят тогда, когда

                                        эмоции деформируют поведение и вызывают социально-

                                        психологическую дезадаптацию;

                                      - гипотемия - основное синдромообразующее

                                         расстройств (для депрессивного синдрома);

                                      - для гипертемии «общим» является состояние эйфории

                                        (благодушно-беспечный аффект);

                                           NB: эйфория бывает общим признаком многих самых

                                                   различных экзогенных и соматических

                                                   поражений головного мозга (интоксикация,

                                                   гипоксия, опухоли мозга, обширные

                                                   распадающиеся внемозговые

                                                   новообразования , тяжёлые поражения

                                                   печёночной и почечной функции, инфаркт

                                                   миокарда и д.р.) и  может сопровождаться



                                                   бредовыми идеями величия.

                                     - общим для депрессий являются такие симптомы, как:

                                           =дисфория (внезапные приступы гнева);

                                           = тревога (сопровождается метанием,

                                              неусидчивостью,беспокойством, напряжением

                                              мышц);

                                           = амбивалентность (одновременное сосуществование

                                               двух взаимоисключающих эмоций);

                                           = апатия (отсутствие или резкое снижение

                                              выраженности

                                          эмоций);

                                           = эмоциональная лобильность (чрезвычайная

                                              подвижность, неустойчивость, легкость

                                              возникновения и смены эмоций);

                                           = эмоциональная ригидность (застреваемость эмоций

                                              и, тугоподвижность, склонность долго переживать

                                              чувства, особенно неприятные).

                                   г) детерминанты «аффективной патологии депрессивного

                                      спектра» в диалектике «общего»:

                                               - в диалектике детерминанты - это факторы,

                                                 обусловливания какого-либо феномена (его

                                                 появления, движение, развитие);

                                               - понятие «детерминанты» - множественность числа

Примеры: некоторые особенности организма человека не являются патологическими и в то же время они часто создают условия для развития заболевания, способствуют проявлению скрытой генетической патологии - они рассматриваются как факторы риска:

                           - факторы бывают случайными (не имеющие прямого отношения


                              к болезни) - статический материал эпидемиологических

                              исследований позволяет анализировать различные

                              биологические, климатические и социокультурные факторы;

                           - факторы психических заболеваний бывают внутренние и

                              внешние (факторы эмоционального стресса, нарушения

                              межличностных отношений и социально-психологического

                              климата;

                           - особо исследуются такие факторы как:

                                 = генетические                                     = нейрофизиологические

                                 = биохимические                   = структурно-

                                                                                               морфологические

                                 = иммунологические              = социально-

                                                                                               психологические

6)      свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне

диалектики «общего»:

                                     клинические проявления начальной депрессии:

                                   - потеря интересов;

                                   - потеря способности радоваться или получать удовлетворение;

                                   - утрата эмоциональной реактивности;

                                   - нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность

                                     заснуть вечером, пробуждение ночью);

                                   - понижение настроения по утрам.

 

          10. Категории «целое и часть»

          1) С гносеологической точки зрения (т.е. процесса познания) изучение целого и его частей осуществляется одновременно.

                                                     NB: любой единичный предмет может быть понят

                                                                 только в единстве с целым.

                                             NB: исследуя целое, надо выделять в нем части и

                                                     выяснять характер связи между ними, уяснить

                                                     природу частей.

           2) Любая целостность – это система. Например, биоорганизм – это единство функциональных систем (работа П.К.Анохина «Теория функциональных систем»). Любая система – это определенная целостность в единстве ее частей.

           3) Система – это целостная связь внутренних элементов как единого целого по отношению к окружающим условиям.

           4) Категории целого и части – это соотносительные категории:

                       - самая малая частица целого (атом) одновременно сама есть целое и часть

                          другого целого (молекулы);

                       - это другое целое, в свою очередь есть часть еще большего целого

                           (организма) и т.д.;

                       - любая наша самая маленькая мысль является частью гораздо большей

                           мысли.

5) Виды систем (целостностей):

                       - простые – одноклеточные, водоросли и т.п.

                       - сложные – ее элементы рассматриваются как системы (сердечно-

 

                          сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная

                          система, нервная система, иммунная система и др.)

6) единство и дифференциация целого:

                       - целое не есть сумма его частей;

                       - целое устойчивее его частей;

                       - целое – это «каркас» с относительно большой устойчивостью, однако оно

                          также находится в движении и изменении (вследствие действия

                          всеобщего принципа развития);

                      - целое – это не случайная сумма явлений; суть целого – это его

                         интегративное качество;

                      - целостные группы явлений (природные, социальные, экономические,

                          политические, психические и т.п.) имеют свою градацию степени

                          целостности;

                      - целостность имеет качества саморазвития и самовоспроизводства его

                          частей (т.е. это киберсистема)

                                             NB: Напомним, киберсистемами называются такие

                                                     системы, которые имеют хотя бы первых три

                                                     своих механизма: саморегуляцию,

                                                                               самоорганизацию и самовоспроизводство;

           - высшей формой целостности является общество;

           - в системном целом действует обратная связь:

                       = обеспечивает его устойчивость (внутреннюю и держит баланс с

                           внешним окружением);

                      = имеется субординационная связь (отражает внутреннее устройство

                           и сплочение всех элементов в единое целое);

           7) Регресс целого: противоречивый процесс:

                       - целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать и

                           наоборот.

                                  Пример:

                                                 - прогрессивное развитие биологических форм в целом

                                                     сопровождается деградацией отдельных видов;

                                                  = стареет не весь организм в целом, а отдельные его органы.

           

 


 

           

Выводы:

          В любом научном исследовании категории диалектики  выполняют функцию методологического вектора изучения объекта (в медицине – болезни).

 

 

 

Литература

 

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации, Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1994.-336с.

2. Саркисов Д.С. Очерки истории общей патологии.-изд.2-е, перераб. и доп. М.: Медицина, 1993.-512с.

3. Спиркин Д.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов.-М.: Политиздат, 1998.-592с.

4.Торосян Ц.А., Открытие основной функции живого, фундаментальная теория. 2-е изд. перераб. и доп./А.Ц.Торосян. Институт философии РАН, Национальная академия наук Армении.-М.:Наука, 2005.-402с.

5.Физиология человека: Учебник (Под ред. В.М.Смирнова.-М.:Медицина, 2002.-608с.)