Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.


1.       Термин "философия" - древнегреческого происхождения, что в переводе означает "любовь к мудрости". Первым, кто употребил слово "философ" был Пифагор. А закрепил термин "философия" в европейской терминологии - Платон. Философия возникла в VI в. до н.э.

Философия  -  это учение о наиболее общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Структура философского знания.

            Онтология (от греч. ontos-сущее; logos-учение)  -  это раздел философии, изучающий бытие. В нем рассматривается бытие материальное, идеальное, бытие природы, общества, человека.

            Гносеология (от греч.gnosis - знание; logos - учение) - это раздел философии, изучающий пути, возможности, способы и результаты процесса познания. Рассматриваются вопросы: познаваем или непознаваем мир? В чем сущность познания и что есть истина? Каков субъект и объект познания?

            Этика - учение о морали. Рассматривает вопросы: о добре и зле, справедливости, долге,  обязанности, смысле жизни, совести, счастье, моральном идеале и др.

            Эстетика - учение о прекрасном.

            Аксиология (от греч. axios - ценный) - это учение о ценностях.

            Социальная философия- изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества: его устройство, основные законы развития.

            Логика - раздел философии, который исследует структуру и формы правильного мышления.

            Философская антропология - учение о человеке (от греч.antropos - человек). Этот раздел один из самых важных, т.к. философия какие-бы проблемы не рассматривала, она никогда не забывает о человеке.

            История  философии - изучает пути возникновения, становления и функционирования самой философии, устанавливает основные тенденции ее развития.

            Методология - раздел философии о методах познания.

Специфика философского знания.

Теоретичность.  Философия является теоретическим мировоззрением. Характеризуется упорядоченностью, системностью знания. Содержит базовые, специальные понятия и идеи.

Универсальность. Философия выявляет наиболее общие закономерности развития природы, общества и сознания (мышления).


Критичность и рефлексия. Философия смотрит на каждую мысль и традицию с сомнением, что рождает вдумчивый поиск (рефлексию).

Общезначимость. Философия направлена на разрешение проблем, касающихся всего человечества.

Вечность.  Проблемы философии являются актуальными во все времена и для всех людей.

Плюрализм. Это несводимость философского знания к какой–либо одной парадигме, мнению.

Предмет философии  и ее основные проблемы.

            Иногда говорят, что философия интересуется всем, а предметом философии считается круг вопросов, которые она изучает.

 В этом кругу проблем, можно выделить условно 3 основные части:

1. окружающая природа;

2. общество;

3. внутренний мир человека.

Нетрудно догадаться, что все эти части взаимосвязаны.

Круг философских проблем:

-проблема бытия

-проблема познания

-проблемы человека и общества, и др.

 

3. Направления философии.

            Материализм – направление в философии, сторонники которого утверждают, что первичной является материя, а сознание – вторично. (Демокрит, Ф.Бэкон, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.).

Идеализм – направление в философии, сторонники которого первичным считают сознание, а вторичным материю ( Платон, Г. Гегель, Беркли, Фихте).

Дуализм – как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма в признании равноценности, независимости  двух первоначал: материи и сознания.

Рационализм – направление философии, утверждающее, что познать мир можно только с помощью разума.(Б.Спиноза, Р. Декарт).

Эмпиризм- направление философии, утверждающее, что в основе познания лежит опыт и чувства. (основатель Ф. Бэкон)

 Методы философии.

Основные методы философии – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.

К основным философским методам относятся:

-диалектика

-метафизика

-догматизм

-эклектика

-софистика

-герменевтика

            Диалектика – метод философии, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, с разных сторон, с учетом связей, противоречий и изменений.

Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно

, сами по себе, статично, однозначно.

Догматизм – метод основанный на восприятии мира через догмы ( раз и навсегда принятые убеждения). (Распространён в эпоху Средних веков).

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций. (Применяется в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных посылок – новых суждений, внешне поданных как истинные.  Использовался в Древней Греции как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Одновременно направлениями и методами философии являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

5.Функции философии.

 

Функции философии  - это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение.

 

а) Мировоззренческая функция  – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем. Разрабатывает универсальную картину мира и анализирует все формы его бытия.

б) Методологическая  функция  – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания, и выступает как система данных методов.

в) Мыслительно – теоретическая функция – выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, создавать мыслительно – логические схемы.

г) Гносеологическая (познавательная) функция – заключается в правильном и достоверном познании окружающей действительности. Тесно связана с данной функцией – эвристическая ( способствует приращению знаний, открытий).

д) Критическая  функция – заключается в том, чтобы подвергать все сомнению: окружающий мир, существующие знания, искать их новые черты. Данная функция, способствует расширению границ познания, разрушению догм и окостенелости знания. 

е) Аксиологическая  функция – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально – нравственных, эстетических, социальных и др. Цель данной функции – быть «ситом» через которое пропускается  все ценное и полезное и отбрасывается все тормозящее и отжившее.

ж) Социальная  функция – объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы.

з) Воспитательно – гуманитарная функция – заключается в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, укреплять мораль, помочь человеку найти смысл жизни.


и) Прогностическая функция – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний и достижений, спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познания, человека, общества и природы.

 

            6. Связь философии с медициной.

В последнее время возрастает значение системного знания в подготовке будущих специалистов медиков. Подготовка узких, однобоких специалистов утрачивает смысл. Для решения актуальных жизненных и медицинских проблем, необходимо овладение философским (методологическим) знанием. Будущему специалисту медику придется решать множество проблем не только в пределах конкретной специальности, но и проблемы мировоззренческого характера, проблемы требующие  аксиологического подхода, социальной деятельности.

Представители естественных и технических наук часто скептически относятся к философии. Возникает  неприятие  ее умозрительных размышлений и отсутствия деятельности, которая не дает непосредственных практических результатов. ( Известный спор между «физиками» и « лириками»). Для осознания роли философии, показателен образ, созданный  англ. Философом 17в. - Ф.Беконом, где он сравнивает философию с желудком: мол, как-то разные части тела подумали и пришли к выводу, что давно настало время прекратить все дела с этим паразитом – желудком; нужно его отключить от общей связи, т.к. от него пользы мало: сидит и поедает себе результаты нашего труда. Решили и отключили. Прошло время и все части организма стали утрачивать свои функции (ноги перестали ходить, руки доставать и брать, глаза – видеть, уши слышать). Тогда они, видя, что дела плохи, снова пошли на связь и дружбу с ним.

IНезависимо от того, изучал человек когда нибудь философию или нет,  у него  уже на уровне здравого смысла имеются широкие представления о себе, о мире в котором он живет.  Они и составляют мировоззрение. Определенное  мировоззрение  имеет каждый человек  и у каждого оно индивидуальное. А есть ли что-то общее между ними? Имеет ли вообще мировоззрение какие-то составляющие, объективное существование?  Можно ли его выявить или измерить?  Перед нами одна из вечных философских проблем: что такое мировоззрение человека, как его понять, каково его социальное предназначение?

            Фундаментальной потребностью каждого человека и общества является потребность в самоопределении. Поиск средств и форм самоопределения породил специфические духовные образования: сознание и культуру, а также философию и мировоззрение среди них.


Мировоззрение– это целостный взгляд на мир и место человека  в нем. Это необходимая составляющая человеческого сознания, совокупность взглядов, оценок, норм, определяющих общее видение и понимание мира.

Мировоззрение – это сложное интегральноепонятие. Оно выступает  как духовно – практическое явление и представляет собой: сплав знаний, взглядов, убеждений, принципов, идеалов, ценностей, верований, жизненных норм и стереотипов, что составляет структуру мировоззрения. 

Мировоззрение способствует синтезированию целого ряда  нтеллектуальных образований: желания, знания, интуиция, вера, надежда, мотивация, цель и др.   

Мировоззрение – это программа действий индивида, группы или общества в целом. 

Мировоззрение – это результат отражения мира. Но глубина этого отражения может быть различной. Поэтому данная классификация опирается на свойственные человеку физиолого-психологические механизмы и средства познания мира. А мировоззрение выступает как производное: разума,  чувств, воли.

Исходя из этого  в структуре мировоззрения выделяют: 

- мироощущение;

- мировосприятие;

- миропредставление;

- миропонимание;

- мироотношение.

Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. И применительно к мировоззрению называется мироощущением.  Здесь фиксируются  лишь отдельные свойства явлений.

Следующие по глубине уровни отражения  - мировосприятие и миропредставление.  Здесь создается целостная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, фиксация их тождества и различия.  Однако на этом уровне мировоззрение ограничено чувственным опытом. И только когда происходит отражение посредством понятий, формируется понятийное отражение – глубинный уровень, связанный с  абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне называется миропониманием. Именно его и представляет философия.

 

 

 

Классификация мировоззрения:

            По историческим эпохам:

- архаичное;

- античное;

- средневековое;

- ренессансное;

- мировоззрение 20 – го века;

- мировоззрение 21-го века.

                                  По уровню видения и осознания мира:

- осознанное;

- неосознанное;

- частично осознанное;

- обыденное (стихийные, несистематизированные представления о мире и человеке);