Файл: 1. Философия как учебная дисциплина, ее структура, специфика и место в системе знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-научное (познание мира и человека на уровне  законов, систематизированных знаний);

- философское.

 

                      В зависимости от субъекта мировоззрения, его носителя:

 

- индивидуальное;

- коллективное;

- групповое;

- национальное;

- региональное;

- общечеловеческое.

                 В зависимости от морально-ценностных ориентиров:

- эгоистическое;

- гуманистическое;

- антигуманное;

- альтруистическое;

- циничное;

- шовинистическое.

               По строению различают мировоззрение:

- целостное;

- фрагментарное;

- внутренне согласованное;

- противоречивое.

          По степени адекватности восприятия действительности:

- реалистическое;

- фантастическое;

- искривленное;

- адекватное действительности.

     По отношению к признанию существования высших сущностей:

- религиозное;

- скептическое;

- агностическое;

- атеистическое.

Мифология – мировоззрение древнего общества, в котором разные представления связаны в  единую образную картину мира, в которой совмещаются: реальность и фантазия, природное и надприродное, знание и вера, мысль и эмоции. Мифология представляет собой нерасчлененное  единство: религиозных верований, зачатков научных знаний, моральных принципов. Данная особенность мифологии носит название – синкретизм. Мифология считается исторически первой формой мировоззрения ( в переводе с греческого означает  - рассказ, пересказ).

В мифологии – явления, предстают в виде конкретных образов которые часто являются метафорами и символами. А в целом мифология – это образное знание о мире, обращенное к чувствам и эмоциям человека.

 

     Характерные черты мифологического мировоззрения:

1. Формируется и функционирует стихийно;

2. Мифология не имеет автора, ее творцом является народ;

3. Характеризуется отсутствием разграничения и противопоставления миру и человеку.

4. Миф рассказывает о явлениях окружающего мира.

5. Мифологическое сознание является синкретичным, т.е. видит мир целостным и универсальным.

6. В мифе отсутствует рефлексия ( абстрактные размышления, а именно из мифологии с течением времени выделились такие сферы духовной деятельности как: наука, искусство, религия, фольклор, право, философия, этические нормы).


Таким образом: мифология основана на эмоционально-художественном переживании окружающего мира и использует чувственные образы. Функция мифологии – передача знаний.

 

Религия как мировоззрение:

Религия – исторический тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в существование надприродных сил и их главную роль в жизни людей и мироустройстве. Религия возникла в каменном веке и была долгое время господствующим мировоззрением. В данное время она также существует и развивается рядом с философией и наукой. Философия в своем историческом развитии то сближалась с религией, почти сливаясь с ней в эпоху средневековья (теология, богословие), то противопоставлялась ей (атеизм). В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, такие как: происхождение Вселенной, жизни на Земле, человека, объяснение природных явлений, нравственно-этические проблемы и др., религия опирается на веру и догмы. Общим между религией и философией является то, что они дают человеку важнейшие жизненные ориентиры. Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно – эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.

Религия выполняет ряд функций:

- объединительную (объединяет общество вокруг идей);

- культурологическую (влияет на культуру);

- нравственно-воспитательную (культивирует идеалы добра, справедливости, чести, порядочности и др.)

 

Наука как мировоззрение.

Научное мировоззрение  –  это отношение к окружающему миру не противоречащее основным принципам  научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины.  Научное мировоззрение основывается на аналитико – синтетическом мышлении. Оно логично, доказательно и систематизирует знания. Наука направлена на производство знаний о природе, обществе, познании и имеет цель – постижение истины и открытие законов, на основе обобщения реальных фактов. Характерная черта науки – объективность. В арсенале научного познания – рациональные средства и методы.  Таким образом, науке присущи: строгая доказательность, обоснованность результатов,  достоверность выводов, внутренняя системность знания, опытная проверяемость, рациональность. Научное мировоззрение основано на рациональном объяснении действительности. В основе научного мировоззрения – лежат научные методы.



 

Философия как мировоззрение

Философия –это высший вид и уровень мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Это один из способов духовного освоения человеком мира.

Особенности философского мировоззрения:

- основано на знании (рациональность);

- теоретичность;

- логичность (имеет внутреннее единство и систему);

- рефлексия  (обращенность мысли на саму себя);

- опирается на четкие понятия и категории.

Соотношение понятий мировоззрение  и философия.

Понятие мировоззрение шире понятия философия. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает яблоко, грушу, сливу и т. п., так и понятие мировоззрения нельзя свести к философии. Оно включает и другие виды: художественное, религиозное, мифологическое и т.д. Таким образом, всякая философия является мировоззрением, однако не всякое мировоззрение – это философия. В историческом плане философия – самый поздний тип мировоззрения и по своей сути, она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования развития мира и человека.

III. Философия как мировоззрение прошла три основных стадии своей эволюции:

·         космоцентризм

·         теоцентризм

·         антропоцентризм

Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Др. Индии, Др. Китаю, Др. Греции.).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека. (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).

Система ценностей в философии и их роль в духовной культуре личности и общества.


Каковы ценности, такова и личность и все общество. Поэтому не случайно, проблема ценностей занимает первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией личности. Все это находит свое место в процессе переоценки ценностей.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Это учение зародилось в античности и прошло исторический путь развития до наших дней. Различные эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. Например, в Средневековье – главный ценностью был Бог, религия. В эпоху Возрождения ценности гуманизма и т. д. Любая вещь, событие, действие в жизни человека имеют определенное значение, ценность, смысл. Есть вещи и события более значимые, а есть менее. Одни желательны и к ним стремятся, а другие наоборот избегают. Каким образом происходит оценка всего того с чем мы сталкиваемся в жизни, как мы определяем что хорошо, что плохо, что достойно, а что нет, к чему стремиться, а чего избегать? Ответ прост: об этом нам говорят наши чувства. Таким образом, первичная оценка всего, с чем мы сталкиваемся в жизни происходит на уровне эмоций, чувств.

Наши эмоциональные реакции выражают определенное отношение к миру, являются для нас ориентирами, указывают нам цели. Определяют наш выбор, наш жизненный путь. Но если наши чувства «знают», что хорошо и что плохо, то откуда берется это «знание»? Причем это «знание» особого рода. Большинство людей обычно об этом не задумываются, а просто живут, как подсказывают им чувства. Это «первичное знание» о мире. Оно вкладывается в нас в процессе воспитания, образования. Родители, родственники, учителя, герои художественных произведений - «учат » нас реагировать та то или иное событие определенным образом. Первичное знание, которое ведет человека по жизни – это его мироощущение, которое определяет ценность предметов, событий. Но все дело в том, что чувства изменчивы, непостоянны, противоречивы. То, что нравится сегодня, может не нравиться завтра и наоборот. Человек, оказывается, зависим от настроения. Власть над настроением дает разум, а быть разумным учит философия. Философ знает, как преодолеть хаос, достичь порядка и гармонии, дает правильные ориентиры, истинную систему ценностей. Философ пытается навести порядок в жизненной стихии, пытается понять, что является действительно ценным и значимым, а что только кажется таковым.


Уже Сократ понял, что все ценности обитают внутри каждого из нас. Но мы, как правило, истинные ценности не знаем. Большинство из нас руководствуется в своих поступках не «знанием», а «мнением». Ложными ценностями. Истина внутри каждого, но не каждый об этом знает. Как отличить истинные ценности от ложных? Сократ дает однозначный ответ: критерий – ты сам, твое внутреннее чувство. «Познай себя» - говорит Сократ, загляни внутрь себя и именно там найдешь все благо и все зло.  Философия выстраивает иерархию ценностей. Что является высшими, а что низшими ценностями. Она утверждает разумность, умеренность, справедливость о качестве высших ценностей.

Ценности (классификация):

·         абсолютные и относительные

·         высшие и низшие

·         материальные и духовные

·         положительные и отрицательные

Ценности всегда связаны с человеком:

1.     ценности - цели и ценности – средства

Высшая ценность – человек, его жизнь. Каждый человек живет в определенной системе ценностей. Причем разные ценности имеют для него разное значение. Например: сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а рок-музыка кому-то может нравится, а кого-то раздражать. Таким образом, существует индивидуальная динамика ценностей и их иерархия. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Систему ценностей образуют: идеалы, нормы, средства и цели. К высшим ценностям относится: смысл жизни, добро, справедливость, красота истина, свобода и т.д.

В философии и науке материя – это наиболее общая, фундаментальная категория, в которой отображается материальное единство мира, его целостность. При этом жизнь – это форма существования материи, выраженная категорией «бытие».

 

1.1.         Бытие

 

1)  Мир философии – это три сферы бытия, их системная связь:

- мир природы (физическое, химическое, биологическое);

- мир человеческого (чувства, эмоции, мысли, отношения);

- мир символов (труд, язык, культура).

2)   Бытие – универсальная система связей и отношений:

                   а) исходные структуры бытия:

                   - элемент (единица бытия);

                   - отношение (взаимоположение элементов);

       - связь (внутреннее отношение элементов – дают внутреннее равновесие, симметрию).

3) Понятие «бытие» сходно, однопорядково, синонимично с такими понятиями, как «реальность», «действительность», «существование»: