Файл: Существенным фактором для любой хорошо функционирующей социальной системы являются социальная защита, социальная и экономическая поддержка населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Таким образом, рассмотрев общую характеристику законодательства о пособиях гражданам, имеющим детей, можно прийти к выводу о том, что на любом этапе развития нашего государства данной проблеме, придавалось большое значение. Теоретические исследования данного института, находили закрепление в действующем законодательстве и служили основой для дальнейших научных исследований.

Изучив теоретические аспекты пособий гражданам, имеющим детей перейдем в рамках второй главы к исследованию практических проблем, касающихся назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также иные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в РФ.

\


ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОСОБИЯМИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ



2.1 Проблемы назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей




Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции РФ – социальное государство, где обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии соцзащиты. Так, в России существует система государственной социальной помощи, которая предусматривает несколько видов компенсационных и стимулирующих выплат, предоставляемых по случаю рождения ребенка. При этом действующие правила и условия назначения различных детских пособий содержат широкий спектр получателей. Детские пособия выплачиваются как работающим женщинам, так и студенткам и безработным матерям.

В зависимости от статуса матери, величины базы для расчета, специфики условий назначения и иных параметров размеры пособий варьируются22.

Россия в последние годы последовательно проводит политику, направленную на улучшение демографической ситуации в стране. Одним из основных направлений этой политики является обеспечение материальной поддержки материнства, отцовства, детства. В частности, гражданам, имеющим детей, гарантирована выплата пособий. Типы и количество таких льгот устанавливаются Федеральным законом ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В последнее время он был изменен и внесены поправки и дополнения, в связи с чем, не будет лишним рассмотреть процедуру назначения и выплаты пособий с учетом последних изменений. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» данный перечень, дополнен:

  1. единовременным пособием беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

  2. ежемесячным пособием на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Необходимо отметить что, существуют проблемы и трудности на практике, связанные с выплатой и назначением помесячного пособия на детей.



  1. Семья с взрослением ребенка несет повышенные расходы на его обеспечение, но в Законодательстве не предусмотрено повышение величины пособия, то есть не дифференцируется размер пособия в зависимости роста ребенка.

  2. В отдельных регионах страны, в том числе Челябинской области, после достижения ребенка полутора лет устанавливаются прочие, акцессорные детские выплаты. Необходимо отметить, что самой востребованной компенсацией среди родителей на детей возраст которых от полутора до трех лет является не дача места в детском саду. Данная компенсация должна быть сопоставима сумме ежемесячного пособия по содержанию ребенка.

  3. Следует особо отметить что в 2016 году компенсация родительской платы за походом ребенком детский сад устанавливаются по принципу адресности и критерию нуждаемости в регионах нашей страны, данная особенность приведет к значимому сокращению числа ее получателей.

  4. В последние несколько лет на фоне оживленных дебатов часто поднимался вопрос об увеличении на законодательном уровне периода выплаты помесячно пособия по содержанию ребенка с полутора до трех лет.

Необходимо также отметить, что дополнительную актуальность к вопросу о увеличение срока ежемесячной оплаты в виде пособия по содержанию ребенка до трех лет в России получил в 2014 году после того как произошло присоединение Крыма и Севастополя, потому как на территории Украины похожее пособие дается до достижения ребенком не полутора, а трех лет. Тем не менее в итоге было установлено решение не менять порядок выплаты федерального ежемесячного пособия, взамен в период с 01 января 2015 года предоставить компенсацию крымчанам и севастопольцам потерянные детские пособия большим набором региональных начислений.

Таким образом недостатком Федерального Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», является то, что необходимо решить вопрос о продлении выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет, но только для нуждающихся категорий граждан, поскольку, эта проблема актуальна не во всех семьях, и в действительности большинство мам заинтересовано в том, чтобы иметь возможность при достижении ребенком полутора лет возобновить рабочую деятельность по постоянному месту занятости. Условием для предоставления такого права является отсутствие места в ясельной группе дошкольного учреждения для ребенка. Так как на 01 марта 2016 года дошкольное образование для детей 3-7 лет составляло порядка 98,97 %
. Хуже ситуация обстоит с малышами 1,5-3 лет. На указанную дату в очереди на получение места в яслях стояли около 193 тыс. детей23.

Поэтому по мнению автора целесообразно статью 14 Федерального Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» изложить в следующей редакции: «ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет».

Данные поправки в действующее законодательство разрешит матерям, воспитывающим малышей получать пособие по уходу за ребенком в 2017 году за время отпуска.

Как уже было отмечено выше одним из объектов социальной защиты являются граждане, имеющие детей. Отсутствие на федеральном уровне специального федерального закона, устанавливающего минимальный уровень мер социальной защиты семьи с детьми и многодетной семьи в частности, гарантируемый государством, и отнесение этого вопроса к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, создает ситуацию, при которой право гражданина на социальную защиту поставлено в зависимость от его места жительства, что противоречит конституционному принципу равенства прав граждан независимо от их места жительства. Так, статьей 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» предусмотрено, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Переход к региональному обеспечению детей указанным пособием выявил ряд проблем, обусловленных установлением различных размера, условий, порядка назначения, индексации и выплаты пособия. Например, в разных регионах размер пособия варьируется в зависимости от предусмотренных бюджетом средств и установленных соответствующими региональными законодательными актами условий назначения и выплаты пособий. Все это способствует раз- витию определенного социального неравенства. По мнению автора, это не только приводит к существенной разнице в размерах государственной поддержки в различных субъектах страны, но и не позволяет оказывать семьям с детьми действительно эффективную помощь.

Например, в разных регионах размер пособия варьируется в зависимости от предусмотренных бюджетом средств и установленных соответствующими региональными законодательными актами условий назначения и выплаты пособий. Все это способствует развитию определенного социального неравенства. Кроме того, отсутствует привязка размера пособия к показателю минимального размера оплаты труда. Так, в Москве полные семьи с детьми получают ежемесячное пособие на каждого ребенка в сумме 2 500, одинокие родители – 4 500 рублей. Тогда как МРОТ в столице с 01.01.2016 установлен на уровне 17 300 рублей.


Гораздо ниже размеры пособий в других субъектах России. В частности, в Иркутской области семья получает 209 рублей в месяц на каждого ребенка, в Саратовской – 225 рублей, в Пензенской – 290 рублей. Самый низкий уровень господдержки семей с детьми в Забайкальском крае – размер ежемесячного пособия на ребенка здесь составляет всего 120 рублей.

Вместе с тем согласно статье 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этой связи необходимо установить на федеральном уровне минимальный размер ежемесячного пособия на ребенка и предусмотреть единые организационно-методические основы по определению порядка его назначения, индексации и выплаты.

Таким образом, статью 16 Федерального Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» необходимо дополнить положением, в соответствии с которым сумма пособия на ребенка должна составлять не менее 1 минимального размера оплаты труда, установленного в регионе проживания получателя.

Порядок выплаты пособий. Как отмечалось выше, предоставление отпуска по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы. Пособие выплачивается по последнему месту работы, когда отпуск по беременности и родам наступил в течение одного месяца после увольнения женщины с работы в связи с возникновением следующих обстоятельств:

  1. переводом мужа на работу в другую местность или его переездом к месту жительства;

  2. болезнью, из-за которой дальнейшее пребывание в данной местности невозможно (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке);

  3. уходом за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:

  1. заявление о назначении пособия;

  2. копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;

  3. копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти)

предыдущего ребенка (детей) (если таковые имеются);

  1. справка с места работы (учебы, службы) матери (отца) ребенка о том, что она (он) не использует указанный отпуск и не получает пособие. Если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), необходимо наличие справки из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка, подтверждающей, что она (он) не получает это пособие24.