Файл: Существенным фактором для любой хорошо функционирующей социальной системы являются социальная защита, социальная и экономическая поддержка населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так в XVIII в. возникают первые отношения cоциальнообеспечительного характера в денежной форме между лицом, принявшим ребенка на воспитание в семью, и государством в лице приказов общественного призрения. В первых выплатах лицам, воспитывающим детей, размер которых менялся от возраста ребенка, прослеживаются зачатки современных ежемесячных и единовременных государственных пособий семьям, имеющим детей. Однако эти выплаты пособиями еще не назывались.

На протяжении второй половины XVIII – XIX вв. государственная помощь детям заключалась в функционировании разветвленной системы общественного и частного призрения. Ее отличительными особенностями являлись: сословность, с другой стороны – проявление идеи помощи государства малолетним вне зависимости от их происхождения. Главной частью данной идеи выступали заведения, позволяющие призирать незаконнорожденных и сирот, которые создавались непосредственно для этих категорий – как специальные; а также обычные, в которых они являлись только некой частью контингента. Существовала непосредственная зависимость их успешного функционирования от контроля и внимания верховной власти.

В начале XX в. продолжала развиваться практика направления пособий вдовам, а также детям военнослужащих. В результате Русско-японской войны и Первой мировой войны возникли пособия, предназначенные для воспитания детей родителей, которые погибли и для семей с детьми, кормильцы которых мобилизованы на фронт . В конце XIX – начало XX вв. в России с зарождением капитализма было введено социальное страхование наемных работников. В 1912 году принят ФЗ «Об обеспечении рабочих на случай болезни», вводивший страхование работниц в связи с беременностью и родами. Впервые были выделены беременность и роды, как социальное страхование риска, чем и была заложена правовая основа в процессе перспективного развития советского законодательства, которым регулировалось страхование детства и материнства, и появления других пособий гражданам, которые имеют детей.

Социальное страхование, которое было построено согласно Ленинской страховой программе и декретам, принятое в первых годах советской власти: 28 декабря 1917 года «О создании Коллегии по охране и обеспечению материнства и младенчества» и 31 декабря 1917 года «Об охране материнства и детства в Советской республике», где приспосабливались к капиталистическим сохранившимся отношениям, в основе которых лежала частная собственность на производственные средства.


Посредством Положения о социальном обеспечении работников было введено соцобеспечение посредством использования страховых взносов «всех работников, в качестве источника существования, которых выступает лишь собственный труд, исключая эксплуатацию чужого» уточнены размеры и условия пособия по родам и беременности, пособия для кормящих матерей, утверждено пособие на предметы обихода для новорожденных.

Размеры данных пособий, а также их продолжительность имели непосредственную зависимость от характера работы: на протяжении 8 недель до, а также после родов производились выплаты пособий по беременности и родам в размере заработка роженицам и беременным женщинам, которые занимались физическим трудом, а другим женщинам – на протяжении 6-ти недель в размере полного заработка. Пособие кормящим матерям выплачивалось в размере одной четвертой от полного пособия роженицам в течении 7 месяцев после прекращения выдачи пособия как роженицам – матерям, занимающимся физическим трудом, а прочим – в том же размере в течение 7,5 месяцев.

Условия предоставления и размеры пособия по беременности и родам на протяжении 20 – 30–х гг. XX в. несколько раз менялись. Так, в 1927 году в целях борьбы со злоупотреблением женщин, ранее не работавших, но поступивших временно на работу для получения длительного пособия, было установлено обязательное условие – наличие шестимесячного стажа работы непосредственно до наступления отпуска по беременности и родам. С 1930 года для работниц, занятых по найму в домашнем хозяйстве, было установлено более жесткое условие – наличие одного года работы по найму, в том числе шести месяцев перед самым началом отпуска, а для работниц по найму в крестьянских хозяйствах – не менее шести месяцев в течении последних двух лет.

Конституция СССР 1936 года закрепила систему охраны материнства и детства и наметила пути ее дальнейшего развития.

В связи с тенденцией снижения рождаемости в стране Постановлением Правительства ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» было закреплено право семей на получение помощи в случае многодетности, одинокости матерей, что свидетельствует о ярко выраженном демографическом характере этого документа.



В связи с принятием этого постановления правовая база о пособиях на детей претерпевает следующие изменения:

1) увеличение размеров страховых пособий женщинам-работницам: на предметы ухода за новорожденным – более чем на 30 %, на кормление ребенка – вдвое;

2) установлена выплата государственных пособий (единовременных и ежегодных) на детей многодетным матерям, имеющим шесть детей, при рождении седьмого и каждого следующего ребенка;

3) женщины-служащие по длительности оплачиваемого отпуска по беременности и родам были приравнены к женщинам-работницам.

Однако законодательство о пособиях в целом не было систематизировано и конкретизировано и представляло собой обилие в основном подзаконных нормативно-правовых актов органов исполнительной власти. Их содержание подчас не было конкретным и включало нормы других отраслей права. Страховое законодательство о пособиях носило в определенной степени дискриминационный характер, поскольку не охватывало самую многочисленную группу населения – крестьян, а также ремесленников и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

В период 40 – 70-х гг. XX в. свойственно совершенствование правовых норм о пособиях на детей:

В 1947 году вносятся изменения в Правила о пособиях на рождение ребенка, устанавливающие более льготные условия для его получения – наличие трехмесячного непрерывного стажа работы на данном предприятии непосредственно перед рождением ребенка.

Президиум ВЦСПС утвердил Положение о порядке назначения и выплаты пособия по государственному социальному страхованию, согласно которому:

1) увеличивается продолжительность отпуска по беременности и родам с 77 до 112 календарных дней;

2) отменяется условие об обязательности трехмесячного непрерывного стажа (право на пособие наступало независимо от стажа работы на предприятии);

В 1963 году Постановлением Совета Министров СССР «О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы» было установлено ежемесячное пособие на детей семьям лиц, призванных в Вооруженные Силы СССР. В 1967 году вводится новый вид социального обеспечения – ежемесячные пособия семьям, имеющим инвалидов с детства I и II группы, достигших 16 лет. Эти пособия компенсировали определенную часть расходов семьи и сократили различия в уровне жизни семей с больными и здоровыми детьми. В целях упорядочения системы социальных льгот и компенсационных выплат семьям с детьми, и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» в декабре 1993 года вышел Указ Президента «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей и повышении их размеров» .


Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установил единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, которой обеспечивается гарантированная государством финансовая поддержка материнства, отцовства и детства. Указанный Закон определяет выплату ежемесячного пособия на ребенка из бюджета субъектов Российской Федерации. Эти активы отражаются как при взаиморасчетах федерального бюджета и региональных бюджетов и выделяются целевым назначением.

Первоначально Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в котором, по сути, закреплена система льгот для семей с детьми, который не учел такие страховые пособия, как:

1) пособие по уходу за больным ребенком;

2) пособие ребенка при карантине.

Таким образом, к началу ХХI века в России не было ни одного акта, который устанавливал бы единую российскую систему социальных льгот гражданам, имеющим детей, в связи с следующими недостатками:

1) правовые положения рассредоточены по отдельным, иной и часто не связанным нормативным правовым актам;

2) наблюдается тенденция к снижению правовых гарантий для граждан, имеющих детей, как принятие новых законов и правил;

3) правовое регулирование предоставления гражданам с детьми социальных пособий часто не отвечает принципам права социального обеспечения в целом, и принципам обязательного социального страхования;

4) законодательство РФ не восстановило прогрессивные правовые нормы, которые существовали в советском законодательстве (например, градация сумм пособий на детей в соответствии с их числом в семье, платить двойную сумму при рождении близнецов, и другие).

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Представляется возможным выделить основные этапы развития законодательства о пособиях гражданам, имеющим детей в России:

1) конец XIX – начало XX вв. – в России с зарождением капитализма было введено социальное страхование наемных работников. В 1912 году принят ФЗ «Об обеспечении рабочих на случай болезни», вводивший страхование работниц в связи с беременностью и родами.

2) Конституция СССР 1936 года – закрепила действующую систему охраны материнства и детства и наметила пути ее дальнейшего развития.

3) в период 40 – 70-х гг. XX в. – свойственно совершенствование правовых норм о пособиях на детей.

4) в 1963 году – Постановлением Совета Министров СССР «О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы» было установлено ежемесячное пособие на детей семьям лиц, призванных в Вооруженные Силы СССР.


5) в 1995 году – Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установил единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, которой обеспечивается гарантированная государством финансовая поддержка материнства, отцовства и детства.

2. Исследование всех этапов развития законодательства о пособиях гражданам, имеющим детей, показало, что законодатели попытались учесть все проблемы, связанные с назначением и выплатой пособий гражданам, имеющим детей и разработали доктрину, оптимально соответствующую требованиям участников гражданского оборота и внутренне непротиворечивую.


1.2 Теоретические аспекты и общая характеристика пособий гражданам, имеющим детей




Современный этап государственно-правового развития, сопряженный как с позитивными, так и негативными последствиями глобализационных процессов в политико-правовой, социально-экономической и нравственнокультурной сферах жизнедеятельности общества, актуализирует повышение эффективности правовой модели, обеспечивающей охрану основополагающих прав и законных интересов человека.

Институционализация в Конституции РФ универсальных принципов и норм международного права предопределила законодательное признание прав и свобод человека высшей ценностью, соблюдение и защита которых гарантируется государством.

Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, имущества и распределения юридических приемов и методов их контроля, социальной политики и социально-экономических прав. Это также сфера преломления таких общечеловеческих ценностей как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные основы общества. Целевое назначение социального обеспечения, в первую очередь, что это особая форма для удовлетворения потребностей средств к существованию.

Отсутствие законодательного определения «семьи с детьми» и его узкая интерпретация (кровная семья, семья усыновителей) приводят к ограничению прав некоторых категорий граждан, в самом деле занимающихся воспитанием ребенка, для того чтобы получить определенные виды социальных пособий.

Изучение понятия семьи в юридической науке указывает на отсутствие единого универсального понятия семьи, применимого ко всем отраслям права. Представляется, что в области права на социальное обеспечение в разработке концепции семьи также проблематично. Анализируя мнения правоведов (Е.И. Астрахан, В.Д. Новиков, В.К. Субботенко, Р.П. Мананкова, Е.В. Протас, Е.В. Соловьева) на тему отношений социального обеспечения, можно прийти к следующему выводу – если на ранних стадиях правовой охраны материнства, детства и семьи был оправдан подход в пользу отдельных субъектов, то теперь ситуация изменилась: общество делает выбор в пользу семьи как наиболее приемлемой формы воспитания подрастающего поколения, и поэтому выбор должен быть выполнен в различных защитных мерах и защиты семьи, в том числе правовой.