Файл: 1. Конституционные гарантии права на труд и их реализация в трудовом договоре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1004

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С точки зрения трудового права, занятость может рассматриваться с двух позиций. В широком плане под категорию занятости подходят все виды общественно-полезной деятельности. В данном случае к занятому населению, помимо работников, состоящих в трудовых отношениях, относятся: учащиеся; военнослужащие; лица, занятые индивидуальным трудом и др. В узком плане занятость рассматривается как трудовая деятельность по найму или, в другом качестве, приносящая доход. Специфическим признаком такой трудовой занятости является обычно включение времени трудовой деятельности в трудовой стаж, дающий право на определенные социальные блага и льготы (пенсии, пособия и др.).

Статья 2 Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» дает перечень граждан, которые считаются занятыми:

- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); - занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;- проходящие военную службу , а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях , включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости); - временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;


- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. За пределами занятости находятся граждане, выполняющие полезные для общества функции, но не приносящие дохода.

К ним относятся:

- женщины, занимающиеся домашним хозяйством;

- матери, воспитывающие детей;

- лица, осуществляющие уход за больными членами семьи и некоторые другие.

Определенные категории граждан относятся к числу незанятого населения:

- неработающие пенсионеры; несовершеннолетние; инвалиды войны и труда;

- трудоспособные граждане, не занятые никакой общественно-полезной деятельностью.

К последней категории относятся лица, способные к труду, но не желающие трудиться (лица БОМЖ, алкоголики, наркоманы и др.), и граждане, высвободившиеся из производства и ищущие работу.

Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма в России в переходный период, сопровождался возникновением ряда отрицательных тенденций и неразрешимых проблем в сфере занятости , которые существуют по сей день.

Отрицательную роль в этом сыграли как «всеобщая занятость» в прошлом и зарегулированность рынка труда , так и возникшие в ходе реформ отказ от реального управления стихией рынка, от регулирования заработной платы и доходов, происходивший на фоне экономического кризиса и финансовых потрясений.

Политика государства в области занятости может быть активной и пассивной. Выбор того или иного вида деятельности осуществляется в зависимости от состояния экономики и состояния рынка труда. В период экономического спада приоритет может быть отдан не высоко затратной и малоэффективной активной политике, а пассивной политике на рынке труда, которая проводится в аналогичных условиях во всех странах с рыночной экономикой. Это не означает, что следует отказаться от всех форм активной политики. Но источники финансирования активной и пассивной политики на рынке труда должны быть разделены во времени и пространстве.

7.Понятие безработицы, правовой статус зарегистрированного безработного



Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней;

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лег ; отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения; проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными ; обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.

Правовой статус безработного включает в себя также его права и обязанности:

Так, к правам безработных относятся право на : бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и т.д. ; получение пособия по безработице, стипендии ; бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение; возможность участия в оплачиваемых общественных работах ; и др.; обязанности безработных:

самостоятельно подыскивать работу, являться по вызову службы занятости; в течение 3 рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении государственной службы занятости; информировать государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт ; для получения пособия по безработице выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлению органа государственной службы занятости.

Социальные гарантии безработным

Социальными гарантиями признаются те материальные условия, которые государство, общество на данном этапе развития может дать, обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

В настоящее время государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

1) выплату в установленном порядке пособия по безработице;


2) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению службы занятости;

3) возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами власти;

4) оказание материальной помощи.

Решение о назначении пособия по безработице либо об отказе в его назначении принимается городским (региональным), районным центром занятости населения в течение десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости населения.

Выплата пособия по безработице сохраняется в период выполнения безработным оплачиваемых общественных работ, а также временной работы, о которой заранее уведомлены органы государственной службы занятости населения.

Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста — на 20 процентов.

Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы государственной службы занятости населения.

Законом о занятости установлены особые гарантии гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращенном численности или штата работников. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, по предложению органов государственной службы занятости населения при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, в том числе на льготных условиях, но не ранее чем за 2 года до достижения установленного законодательством возраста


8. Порядок признания гражданина безработным

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок регистрации безработных.

Регистрация осуществляется органами по вопросам занятости населения (ОЗН) по месту их прож. в след. послед.:

1.первичная регистрация

2.регистрация в целях поиска подходящей работы.

3.регист. в качест. безработных

Безработными признаются: трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка. зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу, готовы приступить к работе

Подходящей считается такая работа, в т.ч. временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Подходящей не может считаться работа если: 1.связана с переменой места жительства без согласия гражданина 2.условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда 3.предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы.

Это положение не распространяется на граждан среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в данном субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если заработок ниже величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства в следующей последовательности: первичная регистрация безработных граждан – осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.