Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Социология и психология управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИCTEPCTBO НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических работ по дисциплине «Социология и психология управления»
для студентов направления подготовки
37.03.01 – Психология
Направленность (профиль):
«Психологическое консультирование»
Ставрополь
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Социология и психология управления ее предмет и принципы.
Методологические подходы.
Тема 2. Функции управления.
Тема 3. Психология мотивации к труду и потребности людей в организации.
Тема 4. Психология группового поведения в организации.
Тема 5. Управленческие задачи, их специфика и особенности принятия
управленческих решений.
Тема 6. Психологические факторы принятия управленческих решений. Выявление
психологических проблем.
Тема 7. Выявление психологических проблем.
Тема 8. Стратегия и тактика решения управленческих задач. Методы решения
задач.
Тема 9. Психологические аспекты организации лидерства.
Тема 10. Деловое общение и управленческие конфликты
Тема 11. Производственные отношения. Конфликты и способы их решения.
Тема 12. Межличностные коммуникации и психология общения.
Тема 13. Социальная ответственность руководителя. Личность в системе
управления.
Тема 14. Эффективность и конкурентоспособность современных организаций.
Тема 15. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении.
Тема 16. Оценка и подготовка управленческих кадров.
ВВЕДЕНИЕ
Целью изучения дисциплины «Социология и психология управления» является формирование у студентов основ психологических знаний применительно к управлению организациями, психологических теорий и концепций повышения эффективности управленческой деятельности.
Задачами освоения дисциплины являются:
- ознакомление с психологическими теориями, лежащими в основе менеджмента;
- ознакомление с методами анализа и коррекции личности и деятельности руководителя;
- ознакомление с психологией управленческого труда (формы делового общения)
- усвоение понятийного аппарата, описывающего управленческую деятельность;
- усвоение теоретических основ построения управленческой деятельности;
- усвоение методов организации управленческих мероприятий;
- усвоение способов самоанализа и саморазвития;
- усвоение способов самоорганизации;
- усвоение механизмов управления групповыми явлениями и процессами;
- усвоение принципов подбора и оценки персонала.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения
дисциплины
Индекс
Формулировка:
УК-3
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Индикаторы:
ИД-1 УК-3 участвует в межличностном и групповом взаимодействии, используя инклюзивный подход, эффективную коммуникацию, методы командообразования и командного взаимодействия при совместной работе в рамках поставленной задачи.
ИД-2 УК-3 обеспечивает работу команды для получения оптимальных результатов совместной работы, с учетом индивидуальных возможностей её членов, использования методологии достижения успеха, методов, информационных технологий и технологий форсайта;
ИД-3 УК-3 обеспечивает выполнение поставленных задач на основе мониторинга командной работы и своевременного реагирования на существенные отклонения.
Практическое занятие №1
Тема: Социология и психология управления ее предмет и принципы.
Методологические подходы.
Цель: изучить предмет, методы, задачи и основные направления психологии управления персоналом.
Формируемые компетенции (или их части): УК-3
Теоретическая связь:
Управленческая деятельность имеет довольно большое значение в организации работы любого предприятия или организации. Изучением основных принципов и закономерностей данного направления занимается специальный раздел практической психологии, получивший наименование психология управления. В ее основе лежит комплексный анализ существующих условий и определение особенностей деятельности для достижения высокой эффективности работы трудового или социального коллектива.
Как и любой вид научной работы, психология управления выделяет предмет, объект,
задачи и методы, которые позволяют выстроить закономерную структуру.
Вопросы для обсуждения:
1.Социология и психология управления как науки.
2.Методы психологии управления.
3.Современные направления исследования психологии управления и социологии.
Ключевые понятия: Объект управленческой психологии, иерархические структуры,
проектная организация, матричная организация, формализованность организации
Темы докладов:
1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.
3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция
Рекомендуемая литература.
1. Основная литература:
Трусь, А. А. Психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / А. А.
Трусь. - Психология управления,2021-10-06. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 319 с. -
Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-985-06-2422-2,
экземпляров неограничено
2. Дополнительная литература:
Захарова, Т. И.Социология и психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / Т. И. Захарова, Д. Е. Стюрина. - Социология и психология управления,2019-02-
17. - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 288 с. - Книга находится в
Шуванов, В. И. Социальная психология управления : учебник / В.И. Шуванов. - Москва :
Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - http://biblioclub.ru/. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01629-
0, экземпляров неограничено
Трусь, А. А.Психология управления. Практикум Электронный ресурс : Учебное пособие /
А. А. Трусь. - Психология управления. Практикум,2019-06-01. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 350 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-
985-06-2643-1, экземпляров неограничено
Захарова, Л.Н.Психология управления Электронный ресурс : учебное пособие / Л.Н.
Захарова. - Психология управления,2019-04-20. - Москва : Логос, 2014. - 376 c. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-98704-499-5, экземпляров неограничено
премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-5-374-00425-0, экземпляров неограничено3.
Методическая литература
Методические указания по выполнению практических работ, методические указания по организации самостоятельной работы студентов
4. Интернет-ресурсы:
1.http://eLibrary.ru/ - Научная электронная библиотека.
2.www URL: http://www.biblioclub.ru/ - Электронная библиотечная система
«Университетская библиотека онлайн».
Практическое занятие №2
Тема: Функции управления.
Цель: ознакомиться с методологическими основами управления персонала.
Изучить основные этапы становления и исторические предпосылки развития психологии управления.
Формируемые компетенции (или их части): УК-3
Теоретическая связь:
На современном этапе развития экономики, когда происходит расширение роли кадрового менеджмента, вырабатываются новые требования к разработке и оценке управления человеческими ресурсами организации, успешное развитие компании напрямую зависит от ее человеческих ресурсов. То есть сегодня человеческие ресурсы –
это главное конкурентное преимущество предприятия, так как именно они формируют положительный климат в организации, который всегда способствует совершенствованию производственных и управленческих процессов и продукции, что в свою очередь является основой конкурентных преимуществ и устойчивости компании.
В силу этого, сегодня необходимо изменять отношение к управлению человеческими ресурсами. Персонал как ключевой ресурс в реализации целей деятельности компании нуждается в управлении им. Но это самый обременительный из всех активов предприятия,
так как разнообразие и непредсказуемость людей делают их невероятно сложными для оценивания. Тем не менее, люди – единственный элемент, обладающий способностью производить стоимость.
В такой ситуации, у любого работника появляются как большие возможности, так и проблемы, что приводит к появлению неопределенности в жизни практически каждого человека. Но личностные и деловые качества являются источником и основой развития любой социально-экономической системы, то есть знания, умения и навыки человеческих ресурсов становятся реальной силой, которая определяет эффективность производства,
качество и темпы роста.
Вопросы для обсуждения:
1
Функция управления как общая функция для любых организаций, независимо от характера выполняемой деятельности
2.Решение определенных задач при выполнении каждой функции управления
3. Выполнение всех функций в комплексе при управлении организацией
4. Человеческий фактор, как основной ресурс организации
Ключевые понятия: персонал, руководитель, отдел кадров, кадровая политика, кадровый менеджмент.
Темы докладов:
1.Система управления персоналом предприятия
2. Особенности применения социально-психологических методов управления персонала.
Методическая литература
Методические указания по выполнению практических работ, методические указания по организации самостоятельной работы студентов
4. Интернет-ресурсы:
1.http://eLibrary.ru/ - Научная электронная библиотека.
2.www URL: http://www.biblioclub.ru/ - Электронная библиотечная система
«Университетская библиотека онлайн».
Практическое занятие №2
Тема: Функции управления.
Цель: ознакомиться с методологическими основами управления персонала.
Изучить основные этапы становления и исторические предпосылки развития психологии управления.
Формируемые компетенции (или их части): УК-3
Теоретическая связь:
На современном этапе развития экономики, когда происходит расширение роли кадрового менеджмента, вырабатываются новые требования к разработке и оценке управления человеческими ресурсами организации, успешное развитие компании напрямую зависит от ее человеческих ресурсов. То есть сегодня человеческие ресурсы –
это главное конкурентное преимущество предприятия, так как именно они формируют положительный климат в организации, который всегда способствует совершенствованию производственных и управленческих процессов и продукции, что в свою очередь является основой конкурентных преимуществ и устойчивости компании.
В силу этого, сегодня необходимо изменять отношение к управлению человеческими ресурсами. Персонал как ключевой ресурс в реализации целей деятельности компании нуждается в управлении им. Но это самый обременительный из всех активов предприятия,
так как разнообразие и непредсказуемость людей делают их невероятно сложными для оценивания. Тем не менее, люди – единственный элемент, обладающий способностью производить стоимость.
В такой ситуации, у любого работника появляются как большие возможности, так и проблемы, что приводит к появлению неопределенности в жизни практически каждого человека. Но личностные и деловые качества являются источником и основой развития любой социально-экономической системы, то есть знания, умения и навыки человеческих ресурсов становятся реальной силой, которая определяет эффективность производства,
качество и темпы роста.
Вопросы для обсуждения:
1
Функция управления как общая функция для любых организаций, независимо от характера выполняемой деятельности
2.Решение определенных задач при выполнении каждой функции управления
3. Выполнение всех функций в комплексе при управлении организацией
4. Человеческий фактор, как основной ресурс организации
Ключевые понятия: персонал, руководитель, отдел кадров, кадровая политика, кадровый менеджмент.
Темы докладов:
1.Система управления персоналом предприятия
2. Особенности применения социально-психологических методов управления персонала.
Рекомендуемая литература.
1. Основная литература:
Трусь, А. А. Психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / А. А.
Трусь. - Психология управления,2021-10-06. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 319 с. -
Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-985-06-2422-2,
экземпляров неограничено
2. Дополнительная литература:
Захарова, Т. И.Социология и психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / Т. И. Захарова, Д. Е. Стюрина. - Социология и психология управления,2019-02-
17. - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 288 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-5-374-00425-0, экземпляров неограничено3.
Методическая литература
Методические указания по выполнению практических работ, методические указания по организации самостоятельной работы студентов
4. Интернет-ресурсы:
1.http://eLibrary.ru/ - Научная электронная библиотека.
2.www URL: http://www.biblioclub.ru/ - Электронная библиотечная система
«Университетская библиотека онлайн».
Практическое занятие № 3
Тема: Психология мотивации к труду и потребности людей в организации.
Цель: дать оценку процессам лидерства и руководства. Изучить основные механизмы принятия решений. Изучить основные подходы к понятию климат»
Формируемые компетенции (или их части): УК-3
Вопросы для обсуждения:
1.Мотивация и ее роль в управлении
2.Теории трудовой мотивации.
3.Мотивация как сложная функция управления
4.Психологические факторы с определенной степенью непредсказуемости как причина, обуславливающая сложность функции мотивации
5.Человек и организация – сложная система взаимодействия
6.Руководитель, его ответственность за мотивацию подчиненных
Ключевые понятия: лидер, руководитель, лидерство, рабочий коллектив, климат,
конфликт, моббинг., коллективный интеллект,
Темы докладов:
1. Конфликты в деловом взаимодействии.
2. Основные типологии лидерствав отечественной психологии (Б.Д.Парыгин, Л.И.
Уманский, Р.Л. Кричевский).
3. Климат как система межличностных отношений.
Шуванов, В. И. Социальная психология управления : учебник / В.И. Шуванов. - Москва :
Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - http://biblioclub.ru/. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01629-
0, экземпляров неограничено
Трусь, А. А.Психология управления. Практикум Электронный ресурс : Учебное пособие /
А. А. Трусь. - Психология управления. Практикум,2019-06-01. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 350 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-
985-06-2643-1, экземпляров неограничено
Захарова, Л.Н.Психология управления Электронный ресурс : учебное пособие / Л.Н.
Захарова. - Психология управления,2019-04-20. - Москва : Логос, 2014. - 376 c. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-98704-499-5, экземпляров неограничено
4. Факторы формирования СПК. Показатели проявления СПК.
5. Основные формы приятия групповых решений.
Рекомендуемая литература.
1. Основная литература:
Трусь, А. А. Психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / А. А.
Трусь. - Психология управления,2021-10-06. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 319 с. -
Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-985-06-2422-2,
экземпляров неограничено
2. Дополнительная литература:
Захарова, Т. И.Социология и психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / Т. И. Захарова, Д. Е. Стюрина. - Социология и психология управления,2019-02-
17. - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 288 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-5-374-00425-0, экземпляров неограничено3.
Методическая литература
Методические указания по выполнению практических работ, методические указания по организации самостоятельной работы студентов
4. Интернет-ресурсы:
1.http://eLibrary.ru/ - Научная электронная библиотека.
2.www URL: http://www.biblioclub.ru/ - Электронная библиотечная система
«Университетская библиотека онлайн».
Практическое занятие № 4
Тема: Психология группового поведения в организации.
Цель: Изучить основные организационные методы управления персоналом.
Формируемые компетенции (или их части): УК-3
Теоретическая часть:
Понятие “организация” произошло от французского “organisation; organiser” - устраивать,
создавать; объединить, сплотить; упорядочивать.саму деятельность по налаживанию,
устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других. Рассматривая организацию как социальный институт, мы можем выделить несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других. Что
это за элементы? Цель. Ни одна организация (как формальная коммерческая структура,
так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более далее существовать, если не будет определена ее цель - то, ради чего данная организация формируется и будет действовать в дальнейшем. Определение цели может быть дано двояким образом - для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс
Шуванов, В. И. Социальная психология управления : учебник / В.И. Шуванов. - Москва :
Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - http://biblioclub.ru/. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01629-
0, экземпляров неограничено
Трусь, А. А.Психология управления. Практикум Электронный ресурс : Учебное пособие /
А. А. Трусь. - Психология управления. Практикум,2019-06-01. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 350 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-
985-06-2643-1, экземпляров неограничено
Захарова, Л.Н.Психология управления Электронный ресурс : учебное пособие / Л.Н.
Захарова. - Психология управления,2019-04-20. - Москва : Логос, 2014. - 376 c. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-98704-499-5, экземпляров неограничено