Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Социология и психология управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направлениями.
4.Общее представление об управлении и руководстве.
5.Функции управления.
6.Принципы управления персоналом.
7.Конструкты теории управления в трудах Шэнь Бухая.
8.Концептуальные представления об управлении в трудах ХаньФэя.
9.Принципы управления в древнекитайских трактатах:
«искусство войны» и «тридцать Шесть стратагем».
10.Развитие западной теории управления в 20 веке.
11.Теория научного менеджмента Ф. Тейлора.
12.Теория административного управления А.Файоля.
13.Бюрократическая теория управления (концепция эффективной Бюрократии) М.
Вебера.
14.Хоторнские эксперименты и их влияние на развитие теории управления.
15.Мотивационные теории в практике управления.
16.Современные управленческие подходы.
17.Психологические концепции управления.
18.Общее представление о лидерстве и особенностях организационного лидерства.
19.Функции организационного лидерства.
Уметь, владеть
20.Виды власти организационного лидерства.
21.Эволюция теории лидерства в 20 веке.
22.Персоналистический подход.
23.Ситуационный подход.
24.Поведенческий подход.
25.Ценностный подход.
26.Концепция обслуживающего лидерства.
27.Стили руководства(лидерства).
28.Классификация стилей руководства К.Левина.
29.Классификация стилей руководства Р.Блейка и Дж. Моутон.
30.КлассиФикация стилей руководства П. Херси и К.Бланшара.
31.Понятие ,структура и содержание организационной культуры.
32.Задачи организационной культуры.
33.Функции организационной культуры.
34.Типы организационной культуры.
35.Формирование организационной культуры.
36.Поддерджание и изменение организационной культуры.
37.Социальные группы и закономерности групповой эффективности.
38.Психологический климат в коллективе.
39.Проблема мобинга в трудовых коллективах.
40.Проблема харассмента в трудовых коллективах.
Повышенный уровень
Знать
1. Предмет "Психологии управления"
2. Психологическая сущность основных управленческих теорий
3. Сущность управленческой теории Ф.Тейлора - ее достоинства и ограничения
4. Сущность управленческой теории М.Вебера - ее достоинства и ограничения
5. Сущность управленческой теории А.Файоля - ее достоинства и ограничения
6. Сущность управленческой теории "школы человеческих отноршений Э.Мэйо - ее достоинства и ограничения

7. Общие подходы к управлению персоналом организации
8. Основные этапы работы с персоналом в организации
9. Основные методы управления персоналом организации
10.
Профессиональный отбор - первый этап управления персоналом организации
Уметь, владеть
1. Повышение профессиональной компетенции работников
2. Управление системой профессиолнального обучения работников предприятия
3. Система мотивации персонала в организации
4. Позитивные методы мотивации персонала
5. Негативные методы мотивации персонала
6. Сравнительная характеристика материальных и моральных методов мотивации персонала
7. Сущность интегративного менеджмента в управленческой деятельности
8. Основные управленческие функции
9. Управленческая функция планирования
10. Управленческая функция организации ресурсов
11. Управленческая функция контроля
12. Управленческая функция мотивации
13. Функция принятия решений
14. Коммуникативная функция руководителя
15. Саморегулирующая функция руководителя
16. Тайм-менеджмент в работе руководителя
17. Стресс-менеджмент в работе руководителя
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ
И ОФОРМЛЕНИЮ ДОКЛАДА
Написание доклада по дисциплине «Социология и психология управления»
является одним из видов самостоятельной работы студентов по изучению предмета.
Данный вид работы способствует повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, расширению круга рассматриваемых проблем, овладению научными методами анализа психологических явлений.
Работая с литературными источниками, не следует ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемой работы, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам автора, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом,
высказываниями других исследователей и пр.).
Реферируемый источник, списки использованной литературы, а также все ссылки на литературные работы должны быть оформлены по алфавиту с указанием фамилии и инициалов автора, название источника, места и года издания; для журнальных статей необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи, журнала, год издания и номер.
Доклад по дисциплине «Социология и психология управления»
студента ... курса (фамилия, имя, отчество)
группы
Тема: "..............".
год выполнения.
1. Общие положения


1.1. Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
1.2. При написании доклада по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники.
1.3. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения,
делает выводы и обобщения.
1.4. К докладу по крупной теме могут привлекать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
2. Выбор темы доклада
2.1. Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.
2.2. Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес,
определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.
3. Этапы работы над докладом
3.1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
3.2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).
3.3. Составление списка использованных источников.
3.4. Обработка и систематизация информации
3.5. Разработка плана доклада.
3.6. Написание доклада.
3.7. Публичное выступление с результатами исследования.
4. Структура доклада:
- титульный лист
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада,
указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада,
дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада,
предлагаются рекомендации);
- список использованных источников
5. Структура и содержание доклада
5.1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
5.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада.
Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов.
В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора.
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента.
В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы,
рисунки и т.д.
5.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать

поставленным задачам.
5.4. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
5.5. Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу,
например: «Приложение 1»
6. Требования к оформлению доклада
6.1. Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
6.2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
6.3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
6.4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
7. Критерии оценки доклада
- актуальность темы исследования;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;
- соответствие оформления доклада стандартам.
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах,
научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.
Оценкой «отлично» оценивается доклад, в котором соблюдены следующие требования: полно и четко представлены основные теоретические понятия; проведен глубокий анализ по проблеме; продемонстрировано знание методологических основ изучаемой проблемы; уместно и точно использованы различные иллюстративные приемы – примеры, схемы, таблицы и т. д.; показано знание межпредметных связей;
работа написана с использованием терминов современной науки, хорошим русским языком, соблюдена логическая стройность работы; соблюдены все требования к оформлению доклада.
Оценкой «хорошо» оценивается доклад, в которой: в целом раскрыта актуальность темы; в основном представлен обзор основной литературы по данной проблеме; недостаточно использованы последние публикации по данному вопросу;
выводы сформулированы недостаточно полно; собственная точка зрения отсутствует или недостаточно аргументирована; в изложении преобладает описательный характер
Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии: изложение носит исключительно описательный, компилятивный характер; библиография ограничена;
изложение отличается слабой аргументацией; работа не выстроена логически;
недостаточно используется научная терминология; выводы тривиальны; имеются существенные недостатки в оформлении.
Если большинство изложенных требований к докладу не соблюдено, то он не засчитывается.
Примерные темы докладов
1. Управленческая деятельность как объект психологического анализа.
2. Психология менеджмента как составляющая эффективного управления людьми.
3. Эволюция теорий управления персоналом (Ф. Тейлор, П. Друкер, Д. Скотт,
А. Маслоу, Э.Мэйо, Ф. Херцберг, У. Мур, Ф. Ротлисберг, Т. Уайтхед).


4. Структурные элементы психологии менеджмента.
5. Психологические требования к менеджеру по персоналу.
6. Конфликтные ситуации в группе и психологические методы их профилактики и регулирования.
7. Стратегии поведения руководителей в условиях конфликтной деятельности
8. Диагностика психологических проблем персонала организации.
9. Психологический портрет трудового коллектива.
10. .Методы психологического воздействия на персонал трудового коллектива.
11. Психологические модели управления людьми.
12. Особенности управления мужчинами и женщинами.
13. Психологические способы и приемы разрешения конфликтов в трудовом коллективе.
14. Мотивация как фактор управления личностью и группой.
15. Диагностика мотивации подчиненных руководителем.
16. Структура и функции управленческого общения.
17. Закономерности психологии общения.
18. Эффективное общение как средство управления персоналом.
19. Стиль общения как характерологический критерий личности.
20. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная сторона общения.
21. Психологические трудности в общении и методы их регулирования.
22. Психология принятия управленческих решений.
23. Психологические особенности взаимодействия с формальными и неформальными лидерами.
24. Психологические факторы, влияющие на принятие решения.
25. Требования к управленческому решению.
26. Технология принятия управленческого решения.
27. Классификация управленческих решений.
28. Психологические типы управленческих решений.
29. Субъективные и объективные факторы эффективного управленческого процесса.
30. Психологические теории мотивации труда.
31. Психологические способы стимулирования труда.
32. Особенности материального стимулирования труда на предприятии.
33. Преимущества и недостатки морального стимулирования труда в управленческом процессе организацией.
34. Структура и современные подходы к его психологическому анализу феномена лидерства.
35. Особенности демократического стиля руководства организацией.
36. Особенности авторитарного стиля управления организацией
37. Особенности либерального стиля руководства организацией.
38. Психологическая культура руководителя.
39. Психологические приемы влияния лидера.
40. Развитие лидерских качеств руководителя.
41. Организация как функция управления.
42. Психологические трудности организации деятельности и их преодоление.
43. Психологическое обеспечение процесса формирования и развития организационной культуры.
44. Психологические аспекты планирования совместной деятельности.
45. Психологические трудности планирования деятельности и их преодоление.
46. Контроль деятельности как залог успеха процесса управления организацией.
47. Особенности распределения полномочий между членами рабочей группы.
48. Формы и методы оценки труда.
49. Влияние личностных факторов руководителя на эффективность управления организацией


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОНСПЕКТИРОВАНИЮ
ПЕРВОИСТОЧНИКОВ
Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Результат конспектирования – запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.
Для того чтобы осуществлять этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:
1. Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление,
основную часть, заключение).
2. Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.
3. Выявить «ключевые» мысли, т. е. основные смысловые вехи, на которые
«нанизано» все содержание текста.
4. Определить детализирующую информацию.
5. Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.
Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т. д. Назначение вспомогательной информации – помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии. Основную –
записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить – значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т. п.
Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.
Выбор ключевых слов – это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.
Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.
По форме конспекты подразделяются на формализованные и графические.
1. Формализованные (все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы).
Это удобно, во-первых, при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен, во- вторых, при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.
2. Графические (элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде,