Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Социология и психология управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Захарова. - Психология управления,2019-04-20. - Москва : Логос, 2014. - 376 c. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-98704-499-5, экземпляров неограничено
выполнения рутинных арифметических операций, — прообраза цифровых вычислительных машин далекого будущего.
Вопросы для обсуждения:
1.Объективный характер управления и субъективные способы его осуществления –
основное противоречие внутри управления
2.Стабильность в управлении при постоянном движении вперед
3.Макросфера организаций. Динамическое неравновесие.
4.Ошибки человеческого фактора и их влияние на внутриорганизационные процессы
5.Методы управления.
6.Роль авторитаризма в современном правлении. Авторитаризм в управлении. Роль бюрократии в современном управлении
7.Отношения с конкурентами. Трудности управления современными организациями
Ключевые понятия: менеджмент, управление, принципы управления, теории
управления, руководитель, персонал.
Темы докладов:
1.Сущность понятия «менеджмент».
2 Управленческие революции.
3. Принципы научной школы управления
Рекомендуемая литература.
1. Основная литература:
Трусь, А. А. Психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / А. А.
Трусь. - Психология управления,2021-10-06. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 319 с. -
Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-985-06-2422-2,
экземпляров неограничено
2. Дополнительная литература:
Захарова, Т. И.Социология и психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / Т. И. Захарова, Д. Е. Стюрина. - Социология и психология управления,2019-02-
17. - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 288 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-5-374-00425-0, экземпляров неограничено
3. Методическая литература
Методические указания по выполнению практических работ методические указания по организации самостоятельной работы студентов
4. Интернет-ресурсы:
1.http://eLibrary.ru/ - Научная электронная библиотека.
2.www URL: http://www.biblioclub.ru/ - Электронная библиотечная система
«Университетская библиотека онлайн».
Шуванов, В. И. Социальная психология управления : учебник / В.И. Шуванов. - Москва :
Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - http://biblioclub.ru/. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01629-
0, экземпляров неограничено
Трусь, А. А.Психология управления. Практикум Электронный ресурс : Учебное пособие /
А. А. Трусь. - Психология управления. Практикум,2019-06-01. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 350 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-
985-06-2643-1, экземпляров неограничено
Захарова, Л.Н.Психология управления Электронный ресурс : учебное пособие / Л.Н.
Захарова. - Психология управления,2019-04-20. - Москва : Логос, 2014. - 376 c. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-98704-499-5, экземпляров неограничено
Вопросы для обсуждения:
1.Объективный характер управления и субъективные способы его осуществления –
основное противоречие внутри управления
2.Стабильность в управлении при постоянном движении вперед
3.Макросфера организаций. Динамическое неравновесие.
4.Ошибки человеческого фактора и их влияние на внутриорганизационные процессы
5.Методы управления.
6.Роль авторитаризма в современном правлении. Авторитаризм в управлении. Роль бюрократии в современном управлении
7.Отношения с конкурентами. Трудности управления современными организациями
Ключевые понятия: менеджмент, управление, принципы управления, теории
управления, руководитель, персонал.
Темы докладов:
1.Сущность понятия «менеджмент».
2 Управленческие революции.
3. Принципы научной школы управления
Рекомендуемая литература.
1. Основная литература:
Трусь, А. А. Психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / А. А.
Трусь. - Психология управления,2021-10-06. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 319 с. -
Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-985-06-2422-2,
экземпляров неограничено
2. Дополнительная литература:
Захарова, Т. И.Социология и психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / Т. И. Захарова, Д. Е. Стюрина. - Социология и психология управления,2019-02-
17. - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 288 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-5-374-00425-0, экземпляров неограничено
3. Методическая литература
Методические указания по выполнению практических работ методические указания по организации самостоятельной работы студентов
4. Интернет-ресурсы:
1.http://eLibrary.ru/ - Научная электронная библиотека.
2.www URL: http://www.biblioclub.ru/ - Электронная библиотечная система
«Университетская библиотека онлайн».
Шуванов, В. И. Социальная психология управления : учебник / В.И. Шуванов. - Москва :
Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - http://biblioclub.ru/. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01629-
0, экземпляров неограничено
Трусь, А. А.Психология управления. Практикум Электронный ресурс : Учебное пособие /
А. А. Трусь. - Психология управления. Практикум,2019-06-01. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 350 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-
985-06-2643-1, экземпляров неограничено
Захарова, Л.Н.Психология управления Электронный ресурс : учебное пособие / Л.Н.
Захарова. - Психология управления,2019-04-20. - Москва : Логос, 2014. - 376 c. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-98704-499-5, экземпляров неограничено
Практическое занятие 16
Тема: Оценка и подготовка управленческих кадров.
Цель: изучить основные современные подходы к управлению персоналом.
Формируемые компетенции (или их части): УК-3
Теоретическая часть:
.По мере общественного развития специалисты по управлению узнавали все больше о факторах, влияющих на успех деятельности организации. Кроме того, мир становился ареной быстрых перемен, обусловленных научно-техническим прогрессом, и правительства многих стран все более решительно определяли свое отношение к бизнесу.
Эти факторы повлияли на то, что исследователи в области управления начали осознавать существование внешних сил, оказывающих воздействие на деятельность организации.
В связи с этим разрабатывались новые подходы. Прежде всего, подход с позиций выделения разных школ в управлении. Он включает, в свою очередь, пять разных школ,
при которых управление рассматривается с различных точек зрения: научного управления, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а также науки управления, или количественного метода.
Итак, эволюцию подходов к управлению можно отразить следующим образом: 1. Подход с точки зрения научного управления – 1885 – 192 г. г.
2. Административный подход – 1920 – 1950 г. г.
3. Подход с точки зрения человеческих отношений – 1930 – 1960 г. г.
4. Подход с точки зрения науки о поведении – 1950 г. – в настоящее время 5.
Подход с точки зрения количественного метода – 1950 г. – в настоящее время 6.
Вопросы для обсуждения:
1. Кадры в управлении, проблемы
2.Оценка руководителей и управленческого персонала с использованием комплексного подхода.
3.Ответственность как мотивирующий фактор для руководителей
4.Лидерские качества руководителей, корреляция с успешностью их деятельности
5.Система повышенных требований к менеджерам XXI века.
Ключевые понятия: техническая подкованность, самодисциплина, ответственность,
исполнительность,
Темы докладов:
Организационно-административная концепция управления сотрудниками
Гуманистическая концепция управления персоналом.
Экономическая концепция управления персоналом.
Рекомендуемая литература.
1. Основная литература:
Трусь, А. А. Психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / А. А.
Трусь. - Психология управления,2021-10-06. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 319 с. -
Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-985-06-2422-2,
экземпляров неограничено
2. Дополнительная литература:
Захарова, Т. И.Социология и психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / Т. И. Захарова, Д. Е. Стюрина. - Социология и психология управления,2019-02-
17. - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 288 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-5-374-00425-0, экземпляров неограничено
3. Методическая литература
Методические указания по выполнению практических работ, методические указания по организации самостоятельной работы студентов
4. Интернет-ресурсы:
1.http://eLibrary.ru/ - Научная электронная библиотека.
2.www URL: http://www.biblioclub.ru/ - Электронная библиотечная система
«Университетская библиотека онлайн».
Шуванов, В. И. Социальная психология управления : учебник / В.И. Шуванов. - Москва :
Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - http://biblioclub.ru/. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01629-
0, экземпляров неограничено
Трусь, А. А.Психология управления. Практикум Электронный ресурс : Учебное пособие /
А. А. Трусь. - Психология управления. Практикум,2019-06-01. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 350 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-
985-06-2643-1, экземпляров неограничено
Захарова, Л.Н.Психология управления Электронный ресурс : учебное пособие / Л.Н.
Захарова. - Психология управления,2019-04-20. - Москва : Логос, 2014. - 376 c. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-98704-499-5, экземпляров неограничено
МИНИCTEPCTBO НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельной работы по дисциплине
«Социология и психология управления»
для студентов направления подготовки
37.03.01 – Психология
Направленность (профиль):
«
Психологическое консультирование»
Ставрополь
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА ………………………………………………………………………………..…...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ……………………
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
ДОКЛАДА........................................................................................................................................
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
КОНСПЕКТИРОВАНИЮ
ПЕРВОИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………………………...
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….............................
ВВЕДЕНИЕ
Современные стандарты подготовки бакалавров предусматривают значительный объем внеаудиторной работы. Освоение программы курса предполагает получение как теоретических знаний по проблемам психологии управления, так и формирование навыков практической работы. Поэтому самостоятельная работа в рамках курса ориентирована как на теоретический, так и на практический аспект.
Самостоятельная работа студентов – это выполнение теоретических и практических заданий студентами по усвоению изучаемой дисциплины «Социология и психология управления».
Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний,
полученных студентами на лекциях, подготовке к текущим лабораторным и практическим занятиям, промежуточным формам контроля знаний и к итоговому контролю.
Дидактические цели самостоятельных занятий:
формирование профессиональных умений;
формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
развитие самостоятельности мышления;
формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
овладение технологическим учебным инструментом.
Самостоятельная работа включает те разделы курса, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала.
Методическое обеспечение самостоятельной работы дисциплине состоит из:
1) Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;
2) Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;
3) Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес в данной теме;
4) Определения контрольных вопросы, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;
5) Организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.
Самостоятельная работа студента – это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
уяснение цели и поставленной учебной задачи;
четкое и системное планирование самостоятельной работы;
поиск необходимой учебной и научной информации;
освоение собственной информации и ее логическая переработка;
использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
представление, обоснование и защита полученного решения;
проведение самоанализа и самоконтроля
Виды самостоятельных работ по учебной дисциплине:
• работа с понятийным аппаратом;
• поисковая работа с различными источниками;
• составление аннотированного списка литературы по проблеме;
• проектирование фрагментов исследовательской деятельности;
• анализ научных исследований по психологической проблематике;
• подготовка докладов по теме.
Контроль знаний студентов включает формы текущего и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется в процессе изучения курса и включает в себя оценку работы студентов на практических и лабораторных занятиях (дискуссии, заполнение и анализ таблиц, составление конспектов, реферирование источников, составление схем и др.), а также подготовку домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Комплексное изучение предлагаемой студентам учебной дисциплины «Социология и психология управления» предполагает овладение материалами лекций, учебников,
программы, творческую работу студентов в ходе проведения практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемых тем,
делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала,
которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студентов к практическим занятиям.
Работа с конспектом лекций
Просмотрите конспект сразу после занятий. Отметьте материал конспекта лекций,
который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю.
Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам и тестам.
Выполнение практических занятий по психологии управления
На первом занятии получите у преподавателя задания по курсу, планы подготовки к практическим занятиям. Обзаведитесь всем необходимым методическим обеспечением.
Перед практическим занятием изучите теорию вопроса, предполагаемого к исследованию, ознакомьтесь с опытом других исследователей в этом направлении,
подготовьте протокол проведения работы, в который занесите:
- название работы; цель работы; ход работы.
Оформление практических работ часто требует наличия справочной литературы,
которую необходимо иметь при себе на занятии.
Оформление отчетов должно производиться после окончания работы непосредственно на занятии, при наличии свободного времени или дома.
Для подготовки к защите отчета следует проанализировать экспериментальные результаты, сопоставить их с известными теоретическими положениями или эмпирическими справочными данными, обобщить результаты исследований в виде лаконичных выводов по работе.
Целью практических занятий является:
- закрепление методов приложения теории к решению практических задач анализа и синтеза психологического знания;
- проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и по учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;
- обучение навыкам освоения методики эксперимента и работы с нормативно- справочной литературой;
- восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказание помощи в его усвоении.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ
Изучение и анализ литературных источников является обязательным видом самостоятельной работы студентов. Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса.
Проработка отобранного материала обязательно должна идти с одновременным ведением записей прочитанного и своих замечаний. Запись может иметь как форму конспекта, так и выписок, а также картотеку положений, тезисов, идей, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученного материала. Такого рода записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материал,
одной из обязательных форм организации умственного труда.
Планом удобно пользоваться при подготовке к устному выступлению по выбранной теме. Каждый пункт плана должен раскрывать одну из сторон избранной темы,
а весь план должен охватывать ее целиком.
Тезисы предполагают сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Они являются более совершенной формой записей и представляют основу для дискуссии. К тому же их легко запомнить.
Аннотация – краткое изложение содержания – дает общее представление о работе.
Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги источника.
Конспект является наиболее распространенной формой ведения записей.
Основную ткань конспекта составляют тезисы, дополненные доказательствами и рассуждениями. Конспект может быть текстуальным, свободным или тематическим.
Текстуальный представляет собой цитатник с сохранение логики работы и структуры текста. Свободный конспект основан на изложении материала в том порядке, который боле удобен автору. В этом смысле конспект представляет собирание воедино мыслей,
разбросанных по всей книге. Тематический конспект может быть составлен по нескольким источникам, где за основу берется тема, интерпретируемая по-разному.
Экономию времени дает использование при записях различного рода сокращений,
аббревиатуры и т.д. многие используют для регистрации исследуемых тем систему карточек. Преимущество карточек в том, что тема там излагается очень сжато, и они очень удобны в использовании, т.к. их можно разложить на столе, перегруппировать и без труда найти искомую тему.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дают студенту возможность оперативной оценки своей подготовленности по данной теме и определения готовности к изучению следующей темы. Контрольные вопросы направлены на то чтобы студент мог проверить понимание понятийного аппарата учебной дисциплины, смог воспроизвести фактический материал, раскрыть причинно-следственные,
временные связи, а также мог выделять главное, сравнивать, доказывать, конкретизировать,
обобщать и систематизировать знания.
Базовый уровень
Вопросы для проверки уровня обученности
Знать
1.Предмет, объект и основные задачи психологии управления.
2.Методы психологии управления.
3.Связь психологии управления с другими смежными психологическими