Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Социология и психология управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними).
По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов,
отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта - наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.
Можно выделить следующие основные типы конспектов: плановый,
текстуальный, сводный, тематический.
Плановый – легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:
а) вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме,
конспект дает точные ответы);
б) схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).
Текстуальный – это конспект, созданный в основном из цитат.
Сводный конспект – сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.
1   2   3   4   5

Тематический – дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости из числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос – тему: обзорный; хронологический.
Роль конспекта – чисто учебная: он помогает зафиксировать основные понятия и положения первичного текста и в нужный момент их воспроизвести, например, при написании реферата или подготовке к зачету и экзамену.
Способы конспектирования.
- Тезисы – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.
- Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно –
последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:
· сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;
· выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;
· использование различных цветов;
· подчеркивание;
· заключение в рамку главной информации.
- Способ «вопросов – ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.
Одна из модификаций способа «вопросов – ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа –
решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы:
например, «мое мнение» и т. п.
- Схема с фрагментами – способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, - при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания,
пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.
- Простая схема – способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами,
объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно.
Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае

такой конспект нельзя будет использовать.
- Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.
Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.
Комбинированный конспект – вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего).
Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.
Принципы составления конспекта прочитанного.
1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.
2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа –
способы фиксации прочитанной информации.
Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней.
Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000
слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем, если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И, наконец,
чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.
1. Резюмирование.
Резюме – краткий итог прочитанного, содержащий его оценку. Резюме характеризует основные выводы книги, главные итоги.
Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации.
Это обычно одно – три четких, кратких, выразительных предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.
2. Аннотация.
Аннотация – краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги,
статьи), включающая иногда и его оценку. Это наикратчайшее изложение содержания первичного документа, дающее общее представление о теме.
Основное ее назначение – дать некоторое представление о книге (статье, научной работе) с тем, чтобы рекомендовать ее определенному кругу читателей или воспользоваться своими записями при выполнении работы исследовательского,
реферативного характера. Поэтому аннотации не требуется изложения содержания произведения, в ней лишь перечисляются вопросы, которые освещены в первоисточнике
(содержание этих вопросов не раскрывается). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?», дает представление только о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника.
Текст аннотации не стандартизирован. В научной литературе можно встретить различные требования к составлению аннотаций. Например, текст справочной аннотации может включать следующие сведения:


· тип и название аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник,
статья и т. п.)
· задачи, поставленные автором аннотируемого документа
· метод, которым пользовался автор (эксперимент, сравнительный анализ,
компиляция других источников)
· принадлежность автора к определенной научной школе или направлению
· структуру аннотируемого документа
· предмет и тему произведения, основные положения и выводы автора
· характеристику вспомогательных иллюстративных материалов, дополнений,
приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию [Методические рекомендации по составлению конспекта, аннотации, написанию реферата.
http://pandia.ru/text/78/346/1343.php].
Форма отчетности о результатах самостоятельной работы по дисциплине
«Социология и психология управления»
- собеседование
- текст доклада
- конспект первоисточников
Рекомендуемая литература.
1. Основная литература:
Трусь, А. А. Психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / А. А.
Трусь. - Психология управления,2021-10-06. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 319 с. -
Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-985-06-2422-2,
экземпляров неограничено
2. Дополнительная литература:
Захарова, Т. И.Социология и психология управления Электронный ресурс : Учебное пособие / Т. И. Захарова, Д. Е. Стюрина. - Социология и психология управления,2019-02-
17. - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 288 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-5-374-00425-0, экземпляров неограничено
3. Методическая литература
Методические указания по выполнению практических работ, методические указания по организации самостоятельной работы студентов
4. Интернет-ресурсы:
1.http://eLibrary.ru/ - Научная электронная библиотека.
2.www URL: http://www.biblioclub.ru/ - Электронная библиотечная система
«Университетская библиотека онлайн».
Шуванов, В. И. Социальная психология управления : учебник / В.И. Шуванов. - Москва :
Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - http://biblioclub.ru/. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01629-
0, экземпляров неограничено
Трусь, А. А.Психология управления. Практикум Электронный ресурс : Учебное пособие /
А. А. Трусь. - Психология управления. Практикум,2019-06-01. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 350 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. - ISBN 978-
985-06-2643-1, экземпляров неограничено
Захарова, Л.Н.Психология управления Электронный ресурс : учебное пособие / Л.Н.
Захарова. - Психология управления,2019-04-20. - Москва : Логос, 2014. - 376 c. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-98704-499-5, экземпляров неограничено