Файл: Учебник для прикладного бакалавриата под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
подлежат применению. Данное положение соответствует ч. 2 ст. 9 ТК РФ, в которой установлено, что коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий,
ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников, по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Раздел II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
И ТРУДОУСТРОЙСТВУ
После изучения данной главы обучающийся должен:
знать:
- понятие занятости и ее формы;
- признаки трудовой занятости; формы обеспечения трудовой занятости;
- понятия занятых и незанятых граждан;
- основы правовой организации трудоустройства;
- особенности трудоустройства отдельных категорий граждан;
- понятие и признаки подходящей работы;
- правила и порядок признания граждан безработными;
- виды социальной поддержки для безработных граждан;
уметь:
- оперировать основными понятиями темы;
- анализировать юридические факты, имеющие значение для признания гражданина безработным и оказания социальной поддержки;
владеть:
- юридической терминологией по теме;
- методикой расчета пособия по безработице.
6.1. Понятие занятости, ее формы и права граждан в области занятости
Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами любой рыночной экономики. Нормальное функционирование рынка труда должно поддерживаться конкуренцией спроса и предложения на рабочую силу. Однако "в природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена, - считает Р.З. Лившиц, - поэтому, чтобы ее обеспечить, ее нужно ввести извне" <1>. Социальная функция государства реализуется через систему законодательства,
закрепляющую минимальные стандарты, позволяющие каждому человеку эффективно реализовывать свои способности к труду.
--------------------------------
<1> Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 78.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики занятости населения определены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской
Федерации".
В ст. 5 указанного Закона определено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Такая позиция основана на международно-правовом видении государственной политики в области занятости. Так, Конвенция N 122
"О политике в области занятости", принятая Генеральной конференцией МОТ в 1964 г. и вступившая в силу 15 июля 1966 г. <1>, предусматривает, что политика в области занятости должна создавать такие условия, при которых каждый желающий работать мог бы быть обеспечен продуктивной работой на


основе свободы выбора вида занятости. Право на защиту от безработицы предусмотрено ст. 1 Всеобщей декларации прав человека <2>.
--------------------------------
<1> Конвенции и рекомендации, принятые МКТ. 1957 - 1990. Т. 2. Женева, 1990.
<2> Всеобщая декларация прав человека, принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей
ООН. М.: Право, 1994.
При этом государственная политика в области содействия занятости населения осуществляется в основном по следующим направлениям:
- развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской
Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- особое внимание уделяется проведению специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход,
помощь и надзор; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу, и др.);
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- и другие направления.
Содержание понятия занятости раскрывается в ст. 1 Закона о занятости: занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок,
трудовой доход.
При этом указано, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом, а незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Согласно ст. 2 Закона о занятости занятыми считаются граждане:
- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу
(службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан,
участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости);
- зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском,
переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой,
призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе
(альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников)
некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях

удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
- являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Занятость может проявляться в различных видах и формах. Условно все виды занятости общественно полезной деятельностью можно отнести к трем основным видам: учебная; трудовая;
военная и приравненная к ней служба.
В настоящем учебнике рассматривается только трудовая занятость. Трудовая занятость - это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в предусмотренных законодательством формах, направленная на получение заработка (трудового дохода) либо выполняемая в порядке общественных работ.
Формы трудовой занятости - это установленные законом (или не противоречащие ему) сферы реализации гражданами способности к труду. Ими, например, являются: работа по трудовому договору;
гражданско-правовому договору; предпринимательская деятельность; членство в кооперативах,
товариществах и др. В рамках рассматриваемой темы нас интересует обеспечение трудовой занятости,
основанной на трудовом договоре (или направленное на заключение такового). Другими словами, все, что помогает гражданину получить работу по трудовому договору, и есть в основном обеспечение трудовой занятости.
Выделяют формы обеспечения трудовой занятости, которые определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют получению гражданам возможности трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям,
образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку <1>.
--------------------------------
<1> Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России. М.,
2006. С. 96.
Обычно формы обеспечения трудовой занятости подразделяют на три группы: 1) формы профессиональной подготовки кадров (непосредственно в организации (у работодателя), по направлению
(через) службы занятости и др.); 2) формы распределения рабочей силы (за исключением самостоятельного устройства граждан на работу) или виды организованного трудоустройства <1> (через службу занятости - переселение в сельскую местность, перевод в другую организацию (к другому работодателю) либо в другую местность и т.п.); 3) формы, прямо не входящие в указанные две группы (в частности, профориентация, организация общественных работ, квотирование рабочих мест).
--------------------------------
<1> То есть при помощи посредника в лице специально уполномоченного органа или организации.
Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной занятости
(профессиональный труд в народном хозяйстве, учебу с отрывом от работы, домашнее хозяйство и т.п.).
Однако превалирующей является занятость профессиональным трудом. По результатам последней
Всероссийской переписи населения для 48 млн. человек (95%) доходы от трудовой деятельности являются единственным источником к существованию.
Законом о занятости предусматривается комплекс прав граждан в области занятости. При этом следует учитывать, что часть прав предусмотрена для граждан, ищущих работу, а часть прав ориентирована только на тех граждан, которые приобрели статус безработного (см. параграф 6.3 данной главы).
Так, в соответствии со ст. 8 Закона о занятости граждане имеют право на выбор места работы
путем прямого обращения к работодателю, с которым гражданин при достижении соглашения (трудового договора) вступает в трудовые отношения, или с помощью бесплатного посредничества государственных органов службы занятости либо с помощью других организаций, если гражданин прибегает к их содействию в трудоустройстве.
В ст. 9 Закона о занятости устанавливается право граждан на бесплатную консультацию,
бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в
органах службы занятости, бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении
в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному
обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы
безопасности в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
В ст. 10 Закона о занятости легализуется право граждан на профессиональную деятельность в
период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность

миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Учитывая возможность свободного выезда граждан Российской Федерации и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, можно видеть, какое противоречивое значение имеет зарубежная миграция для нашей страны.
Установленное в ст. 11 Закона о занятости право граждан на обжалование решений, действий
или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.
Права граждан в области занятости подкрепляются социальными и правовыми гарантиями государства. Так, в ст. 12 "Гарантии государства в реализации права гражданина на труд" Закона о занятости указывается, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защиту от безработицы;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.
6.2. Правовая организация трудоустройства населения в Российской Федерации
Под трудоустройством понимается система организационных, экономических и правовых средств,
направленных на обеспечение трудовой занятости населения.
Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и одного из наиболее действенных инструментов в политике занятости. В научной литературе предлагаются широкое и узкое понимание данного правового явления. Так, в широком смысле трудоустройство объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуально-трудовую деятельность, предпринимательство и т.п. <1>. Таким образом, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности (применения труда). Последнее может включать в себя все аспекты реализации трудового правоотношения (работы по трудовому договору), а также работы на основании ряда гражданско-правовых договоров. Нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а организациями - работников требуемой квалификации.
Представляется, что в современных условиях целесообразно рассматривать данное явление в наиболее узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. Таким образом, трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости.
--------------------------------
<1> Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство (обзор законодательства). СПб., 1994. С.
24.
Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). Необходимость создания специальных органов,
осуществляющих посредничество в трудоустройстве, предусмотрена и международными актами о труде.
В частности, Конвенция МОТ N 88 "Об организации службы занятости" (1948 г.) обязывает государства создавать бесплатные бюро занятости, основная цель которых - обеспечить воздействие на рынок труда для достижения и поддержания полной занятости.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере труда, занятости, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), находящаяся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на центры занятости, которые и выступают органами трудоустройства. Последние обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать государственные услуги по подысканию для него подходящей работы.
Органы службы занятости обязаны оказывать посредническую помощь в трудоустройстве всем обращающимся гражданам, в том числе: занятым трудовой деятельностью, включая желающих сменить место работы, характер или режим труда, а также работать в свободное от учебы или основной работы время; не занятым трудовой деятельностью, включая граждан, получающих пенсию, в том числе по инвалидности I, II и III групп; гражданам, проживающим на территории России; беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам. При этом граждане имеют право обращаться за информацией,