Файл: Учебник для прикладного бакалавриата под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 458

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коллективный договор, соглашения содержат нормативные положения (локальные нормы), уточняющие общие и специальные нормы трудового права применительно к профилю и особенностям деятельности работодателя, специфике отраслей экономики, непроизводственной сферы и условиям, сложившимся в регионах и территориях. Они могут регулировать указанные отношения с учетом специфики условий труда, которые выявляются только на местах, что придает наибольшую эффективность правовому регулированию труда. При этом уровень прав и гарантий, содержащихся в соглашениях и коллективных договорах, должен быть не ниже уровня, установленного трудовым законодательством. Преимуществом коллективно-договорного способа является возможность улучшения условий труда, установление дополнительных льгот работникам при финансово-экономических возможностях работодателя. В ч. 3 ст.
41 ТК РФ закреплено правило, согласно которому в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (см. ч. 3 ст. 41 ТК РФ).
Заключению коллективного договора или соглашения на любом уровне в обязательном порядке предшествуют коллективные переговоры. Порядок их проведения регулируется гл. 6 ТК РФ. В их проведении принимают участие представители работников и работодателей. И те и другие имеют равное право проявлять инициативу по проведению коллективных переговоров, для чего направляется предложение в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров. По получении такого предложения сторона, которой оно адресовано, обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня его получения и направить ответ с указанием представителей от своей стороны,
их полномочий для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров. День, следующий за днем получения инициатором переговоров указанного ответа, считается днем начала коллективных переговоров. С указанной даты начинается истечение трехмесячного срока, по окончании которого стороны подписывают коллективный договор на согласованных условиях, а также действуют особые гарантии представителям работников, участвующим в коллективных переговорах.
Право на ведение коллективных переговоров и подписание соглашений от имени работников на всех уровнях социального партнерства, как известно, предоставляется соответствующим профсоюзам (их объединениям). При наличии на этих уровнях нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов)
каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения переговоров. Такой орган формируется с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности между ними о создании единого органа право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов),
объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
На локальном уровне у работодателя могут действовать две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников, которые по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган. Он формируется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в состав указанного органа должен быть включен представитель от каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Этот орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке,
заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.
Первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников,
предоставляется право инициировать коллективные переговоры без предварительного создания единого представительного органа.
В случае если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности они не объединяют более половины работников, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников.
В случаях когда в установленном порядке не удалось определить такую первичную профсоюзную организацию, а также если работники данного работодателя вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, то общее собрание (конференция) может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель,
наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров, обязаны одновременно с направлением работодателю предложения о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый

представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня их начала сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.
Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, если от имени работников выступают лица, представляющие интересы работодателей (ст. 36
ТК РФ). От имени работников не могут выступать также организации или органы, созданные или финансируемые работодателями, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления либо политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Порядок ведения коллективных переговоров предусмотрен ст. 37 ТК РФ.
При коллективных переговорах стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров.
Участники коллективных переговоров, а также другие лица, связанные с коллективными переговорами, не должны разглашать сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной,
коммерческой и иной), в противном случае они привлекаются к дисциплинарной, административной,
гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном
ТК РФ и иными федеральными законами. Другие вопросы, такие, как срок, место и порядок проведения коллективных переговоров, могут определяться представителями сторон, являющимися участниками коллективных переговоров.
В ходе коллективных переговоров нередко возникают разногласия, поэтому важное практическое значение имеет ст. 38 ТК РФ, определяющая, что в этом случае обязательно составляется протокол разногласий.
Урегулирование возникших разногласий по заключению или изменению коллективного договора,
соглашения производится в порядке, установленном ст. 398 - 418 ТК РФ, определяющими порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.
Все лица, участвующие в коллективных переговорах, имеют право на гарантии и компенсации,
установленные в ст. 39 ТК РФ. Они освобождаются от основной работы с сохранением места работы и среднего заработка, но на срок не более трех месяцев. Все затраты, связанные с коллективными переговорами, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением.
Когда к коллективным переговорам приглашаются эксперты, специалисты и посредники, то оплата их услуг производится приглашающей стороной, если решение этого вопроса не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, на период их проведения не могут привлекаться к дисциплинарной ответственности, они не могут быть переведены на другую работу либо уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство.
5.4. Коллективный договор и его значение
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ).
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах,
представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При заключении коллективного договора в филиалах, представительствах и указанных подразделениях представителем работодателя выступает, как правило, руководитель соответствующего подразделения или иное лицо, уполномоченное на это работодателем (ч. 5 ст. 40 ТК РФ). Правом представлять интересы работников в этих подразделениях наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами ведения коллективных переговоров (см. параграф 5.1 учебника).
С точки зрения содержания коллективного договора он выступает как правовой акт, его нормативные условия (локальные нормы) принимаются наряду с другими условиями, имеющими конкретно определенный характер, действие которых погашается по мере их исполнения.
Нормативные положения или локальные нормы (условия) коллективного договора, охватывающие своим действием всех работников либо их отдельные категории или профессиональные группы,
применяются неоднократно, когда для этого есть основания, в установленном законом порядке или

порядке, определяемом коллективным договором. Они носят обязательный характер, не могут противоречить трудовому законодательству, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Коллективный договор входит в число источников трудового права, занимая свое место в системе источников, что получило закрепление в ч. 2 ст. 5 ТК РФ.
Вместе с тем в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с теми, которые предусмотрены в законе,
иных нормативных правовых актах.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, которые на добровольной основе достигают соглашений по условиям коллективного договора. При этом работодатель не вправе брать на себя обязательства или иные условия, если они выходят за рамки его компетенции. В ч. 2 ст. 41 ТК РФ приведен примерный перечень обязательств сторон, которые могут включаться в коллективный договор. Этот перечень носит рекомендательный характер и не является исчерпывающим, в него включаются обязательства по таким вопросам, как формы, системы и размеры оплаты труда, выплата пособий, компенсаций, механизм урегулирования оплаты труда с учетом роста цен, занятость, переобучение, условия высвобождения работников, рабочее время и время отдыха,
включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков, улучшения условий охраны труда, в том числе женщин, молодежи, и другие вопросы.
Условия, включаемые в коллективные договоры, по своему характеру принято разграничивать на обязательственные, нормативные и информационные.
Обязательственные условия предусматривают необходимость осуществления конкретных мер,
направленных на совершенствование организации труда, улучшение охраны труда и др. Они могут быть двусторонними в случае, когда их обеспечение возлагается на обе стороны коллективного договора, и односторонними, которые обеспечиваются проведением соответствующих мер одной из сторон.
Нормативные условия - это локальные нормы, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения работников данного работодателя. Они устанавливаются сторонами по их соглашению и действуют, как и другие нормы права, в период действия коллективного договора. Они не могут снижать уровень трудовых прав и гарантий, установленный трудовым законодательством (ч. 2 ст. 9
ТК РФ).
Информационные условия - это положения коллективных договоров, знакомящие работников данного работодателя с основными положениями трудового законодательства. Среди них актуальны те, в которых отражены особенности условий труда лиц, занятых в соответствующей сфере трудовой деятельности у работодателя.
В ряде статей ТК РФ содержатся отсылки к коллективному договору и, в частности, к содержащимся в них нормам по оплате и нормированию труда (разд. X ТК РФ).
Порядок разработки коллективного договора и его заключение согласно ст. 42 ТК РФ определяются сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Разработка коллективного договора осуществляется в процессе коллективных переговоров комиссией, образованной, как известно, из представителей работников и работодателя. Разработанный в результате коллективных переговоров проект коллективного договора до его заключения указанной комиссией направляется, как правило,
работникам для обсуждения.
Проект коллективного договора обсуждается обычно в структурных подразделениях и в доработанном виде (с учетом замечаний и дополнений работников) выносится на общее собрание
(конференцию) работников, где принимается путем голосования простым большинством голосов. Это соответствует праву работника на участие в управлении организацией и обязанности работодателя создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в указанных формах
(ст. 22 ТК РФ).
Подписание коллективного договора свидетельствует о его вступлении в силу, либо он вступает в силу со дня, установленного в коллективном договоре. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и может быть продлен сторонами на срок не более трех лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации или индивидуального предпринимателя. Коллективные договоры, заключаемые в филиале,
представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, распространяются на всех работников соответствующего подразделения.
При смене формы собственности коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. В случае реорганизации или смены формы собственности организации любая из сторон коллективного договора может направить другой стороне предложения о заключении коллективного договора или продлении действия прежнего коллективного договора на срок до трех лет.


При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ
для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ).
5.5. Соглашения и их виды
Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений,
заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном,
межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Как и коллективный договор, соглашение является правовым актом, содержащим нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения. Соглашения,
так же как и коллективные договоры, включены в перечень источников трудового права, предусмотренный в ст. 5 ТК РФ.
В отличие от коллективного договора, заключаемого его сторонами на локальном уровне,
соглашения заключаются на иных уровнях социального партнерства между профсоюзами (их объединениями) как представителями работников и объединениями работодателей, являющимися представителями работодателей. Между ними по их выбору могут приниматься двусторонние соглашения или трехсторонние соглашения. Для современного периода более характерно принятие трехсторонних соглашений с участием представителей государственных органов.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое),
территориальное и иные соглашения (ст. 45 ТК РФ). Данные соглашения, их виды указаны в соответствии с уровнями социального партнерства, определяющими сферу действия соглашений, их целевое назначение и соответственно компетенцию сторон, участвующих в их заключении.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования тех же отношений на уровне двух или более субъектов РФ. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии,
компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Необходимо отметить, что отраслевое
(межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда,
гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. В
соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда;
условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства и иные вопросы,
определенные сторонами.
Как и коллективный договор, проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Некоторыми особенностями отличаются соглашения, которые требуют бюджетного финансирования. Их заключение и изменение осуществляются сторонами до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания
РФ. Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образуемыми в соответствии со ст. 35 ТК РФ. Эти комиссии являются органами социального партнерства. На федеральном уровне действует РТК. На иных уровнях создаются соответствующие трехсторонние комиссии. Органам социального партнерства посвящены нормы гл. 5 разд. II о социальном партнерстве в сфере труда. Указанные комиссии согласно ст. 47 ТК РФ имеют право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения

работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и его заключению,
о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в этих коллективных переговорах. Со своей стороны работодатели, получившие указанное уведомление,
обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации,
объединяющей работников данного работодателя.
Следует отметить особенности действия соглашений, получившие свое закрепление в ст. 48 ТК РФ.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет, его действие может быть продлено сторонами на срок также не более трех лет. При этом продление возможно только один раз.
Действие соглашения распространяется на работников и на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить это соглашение от их имени. На органы государственной власти и органы местного самоуправления действие соглашения распространяется в пределах взятых ими на себя обязательств. Соглашение распространяет свое действие также на работников и работодателей, присоединившихся к этому соглашению после его заключения. Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства.
Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.
Если на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений. В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Если работодатели в течение 30
календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования указанного предложения.
Если работодатель отказывается от сделанного предложения о присоединении к соглашению, то к этому отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. При этом руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и соответствующих представителей профсоюза для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Все указанные представители обязаны принимать участие в этих консультациях.
Для отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, порядок опубликования этих соглашений и предложений о присоединении к ним устанавливается указанным федеральным органом с учетом мнения РТК. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Изменение и дополнение соглашения определяются в порядке, установленном ТК РФ для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением. Это означает, что должны быть проведены коллективные переговоры и достигнуто соглашение о возможности соответствующих изменений и дополнений, сроке их внесения и других обстоятельствах, которые возникают в период действия соглашения. Кроме того, возможность их внесения предусмотрена также в порядке,
установленном соглашением.
Для коллективного договора и соглашения установлена уведомительная регистрация. Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем,
представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. Вместе с тем если соответствующий орган по труду при осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, то он сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также направляет информацию об этом в соответствующую государственную инспекцию труда, осуществляющую государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, согласно ст. 50 ТК РФ, не действительны и не