Файл: Учебник для прикладного бакалавриата под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 5. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА
После изучения данной главы обучающийся должен:
знать:
- понятие, систему, основные принципы и органы социального партнерства;
- понятие и содержание коллективного договора, соглашения;
- содержание основных институтов трудового права, являющихся базовыми для коллективно-договорного и локально-правового регулирования;
- порядок ведения коллективных переговоров, заключения коллективного договора, соглашения;
- формы участия работников в управлении организацией;
уметь:
- оперировать основными понятиями темы;
- работать над подготовкой коллективных договоров, соглашений, иных локальных нормативных актов;
- извлекать из нормативных правовых материалов аргументацию для правовой защиты коллективных интересов;
- формировать содержательную базу коллективных договоров, соглашений;
- анализировать коллективные договоры, соглашения, а также контролировать их выполнение;
владеть:
- методикой ведения переговоров;
- навыками представительства интересов, вытекающих из коллективно-договорных соглашений;
- методикой составления таких правовых документов, как коллективные договоры, соглашения.
5.1. Понятие социального партнерства, его принципы,
уровни и формы
Возникновение и развитие законодательства о социальном партнерстве связано с необходимостью установления правовых мер, с помощью которых можно в известной мере преодолевать негативные последствия существующей противоположности интересов наемных работников и работодателей в сфере труда, добиваться оптимального согласования их интересов и социально-экономических возможностей при определении условий труда и его оплаты и тем самым предупреждать серьезные трудовые конфликты сторон трудового правоотношения.
Известно, что в сфере труда интересы работников и работодателей часто не совпадают. Наемные работники как наименее экономически защищенная сторона социально-трудовых отношений заинтересованы, прежде всего, в получении более высокого вознаграждения за продажу своей рабочей силы и обеспечении безопасных и благоприятных условий для своей трудовой деятельности.
Работодатель же стремится к росту показателей (результатов) деятельности и в то же время увеличению своей прибыли за счет экономии материальных затрат, в том числе на осуществление мер по улучшению условий охраны труда работников.

Социальное партнерство предполагает взаимодействие работников, объединенных в профсоюзы, и работодателя (работодателей, их объединения), направленное на необходимость оптимального сотрудничества, поиск и достижение соглашения, принятие решения, при угрозе конфликта до выхода на соглашение.

Исходная основа такого взаимодействия - это уважение мнения друг друга и учет интересов,
направленность на возможные уступки, добросовестность и стремление не нарушать достигнутого равновесия (баланса сил), а также использование всех правил и норм при коллективных переговорах,
заключении коллективного договора, соглашений, а также при рассмотрении трудовых споров. В этом случае возможна реализация целей социального партнерства, что в полной мере соответствует решению одной из основных задач трудового законодательства, предусмотренной в ст. 1 ТК РФ, о создании необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства.
Становление социального партнерства и его законодательной базы в Российской Федерации происходило под влиянием международных правовых актов МОТ, но с учетом особенностей, присущих российскому опыту развития социального партнерства. Были приняты во внимание Конвенции МОТ: N 87
"Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (1948 г.), N 98 "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (1949 г.), N 135 "О
защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.) и др.
Одним из первых в области социального партнерства был принят Федеральный закон от 11 марта
1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (ныне утративший силу), за ним последовал
Закон о РТК. Определенное значение в развитии социального партнерства имеет Закон о профсоюзах и др. В ряде субъектов РФ (например, в г. Москве, Алтайском крае, Свердловской области, Республике
Татарстан и др.) были приняты законы субъектов РФ, поскольку на федеральном уровне такой закон отсутствовал.
В ТК РФ социальному партнерству посвящен разд. II (гл. 3 - 9), включающий общие положения,
определяющий представителей и органы социального партнерства, значение и роль коллективных переговоров, порядок заключения коллективных договоров и соглашений и др.
В ст. 23 ТК РФ легализовано понятие социального партнерства в сфере труда как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных ими в установленном порядке представителей (их круг и правовой статус определены в ст. 29 - 34 ТК РФ).
Органы государственной власти или органы местного самоуправления на соответствующем уровне являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, либо в случаях, прямо предусмотренных трудовым законодательством. Это может быть связано с необходимостью координировать коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений на различных его уровнях. Например, в качестве третьей стороны в отношениях по социальному партнерству следует рассматривать участие Правительства РФ в РТК, которая является постоянно действующим органом (см. ст. 35 ТК РФ).
Таким образом, взаимодействие сторон социального партнерства и их представителей складывается в зависимости от их формы (ст. 27 ТК РФ) и числа сторон, заключающих договор
(соглашение), - на двусторонней или трехсторонней основе. При заключении коллективного договора возникают двусторонние отношения, а при заключении соглашения могут быть двусторонние или трехсторонние отношения.
На локальном уровне в организации или у индивидуального предпринимателя разрабатывается и заключается коллективный договор между работодателем и работниками, регулирующий их социально-трудовые отношения. Являясь результатом коллективных переговоров и достигнутого соглашения, коллективный договор выражает интересы работников и работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) - социальных партнеров, что именуется "бипартизм" (две части), т.е.
два участника.
Соглашения принимаются на различных уровнях и выходят за локальные рамки.
По договоренности сторон, участвующих в переговорах, определяется вопрос о соглашениях,
которые могут быть двусторонними, где участвуют представители работников и работодателей, и трехсторонними, в которых участвуют также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на соответствующих уровнях.
Эти трехсторонние комиссии действуют на основе принципа трипартизма (по терминологии МОТ), т.е.
трехстороннего сотрудничества, где представлены три участника: от работников - профессиональные союзы, от работодателей - их объединения, от государства - указанные органы. Представители сторон соответствующего уровня выступают участниками тех или иных соглашений, разрабатывают и принимают

соглашения в результате проведенных коллективных переговоров, организуют контроль за их выполнением, в составе трехсторонних комиссий "своего" уровня участвуют в разработке и (или)
обсуждении проектов законодательных или иных нормативных правовых актов и др.
Система взаимоотношений социального партнерства строится соответственно уровням,
определенным федеральным законом, с учетом территориальных и отраслевых особенностей на основе коллективно-договорного регулирования отношений в сфере труда.
Статья 26 ТК РФ выделяет следующие уровни, на которых может осуществляться социальное партнерство:
- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в
Российской Федерации в целом;
- межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда лишь в одном субъекте РФ;
- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли
(отраслях);
- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства между работниками и работодателем в сфере труда.
Основные принципы социального партнерства, получившие свое выражение в ст. 24 ТК РФ,
являются принципами института социального партнерства в сфере труда. Данные принципы создают основу и определяют общую направленность регулирования отношений по социальному партнерству, а также обеспечивают единство института социального партнерства. Они рассматриваются в той же последовательности, как и получили свое выражение в ст. 24 ТК РФ.
Следует особо подчеркнуть особую важность принципа ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. За неисполнение сторонами социального партнерства, их представителями коллективных договоров, соглашений, а также за нарушение нормативных правовых актов законом установлена ответственность (ст. 55 ТК РФ).
Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений имеет большое значение не только для обнаружения правонарушений. Осуществление контроля позволяет выявить и своевременно устранить причины невыполнения коллективного договора, соглашений. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашений осуществляется сторонами социального партнерства,
их представителями, соответствующими органами по труду.
Взаимодействие социальных партнеров, их представителей, сближение позиций между ними,
согласование интересов и принятие взаимоприемлемых решений могут осуществляться в различных формах. В ст. 27 ТК РФ определены формы социального партнерства:
- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;
- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- участие работников, их представителей в управлении организацией;
- участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Результатом реализации названных форм социального партнерства являются коллективные договоры и соглашения соответствующего уровня (генеральное - на федеральном уровне, региональные - в субъектах РФ; отраслевые и межотраслевые - на уровне одной или нескольких отраслей и другие соглашения).
5.2. Представители работников и работодателей
Стороны социального партнерства вступают в соответствующие отношения через своих представителей. Их участие во многом зависит от соблюдения законодательства о представителях работников и работодателей, полномочий, которыми они наделены, и правильного оформления представительства в соответствии с требованиями закона.
Представителями работников в социальном партнерстве могут быть:
а) профессиональные союзы;
б) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ;

в) объединения профессиональных союзов, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов.
На локальном уровне (в рамках конкретного работодателя) интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников и работодателей представляют первичные профсоюзные организации или иные представители, избираемые работниками.
Особенности правового положения профессиональных союзов, порядок и условия их создания, а также принципы деятельности устанавливаются Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Первичная профсоюзная организация - это добровольное объединение членов профсоюза,
работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров,
заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях,
установленных данной первичной профсоюзной организацией.
В ТК РФ предусмотрены условия и определен порядок избрания иного представителя
(представительного органа) работников (ст. 31). В случаях когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена в порядке, установленном ТК
РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий. Следовательно, в случае когда первичная профсоюзная организация не представляет интересы всех работников на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием должен быть избран представитель для осуществления полномочий в социальном партнерстве.
Интересы работников на иных уровнях социального партнерства, за рамками конкретных работодателей (в частности, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений) представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.
Представителями работодателей на локальном уровне при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении трудовых споров являются руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления,
учредительными документами юридического лица (организации), локальными нормативными актами. На всех остальных уровнях социального партнерства интересы работодателей представляют объединения
работодателей , объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ).
Особенности правового положения объединения работодателей, их виды, порядок и условия их создания, принципы деятельности устанавливаются Федеральным законом "Об объединениях работодателей". В нем разграничены и четко определены права и обязанности членов объединения работодателей, а также права и обязанности объединений работодателей, вопросы их реорганизации и ликвидации.


Объединения работодателей участвуют в коллективных переговорах, проводимых на различных уровнях, а также на федеральном уровне при заключении или изменении соглашений. Они представляют интересы своих членов при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 35 ТК РФ). Объединение работодателей выполняет лишь представительские функции и не отвечает за выполнение работодателями их обязательств, хотя последствия действий объединений наступают для членов объединений. От имени объединения работодателей выступает сформированный им исполнительный орган.
Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов
РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).
Таким образом, в системе представительства работников главную роль играют профсоюзы, и в этом нет ничего удивительного. Профсоюзы хорошо организованы, они традиционно представляют интересы работников не только в нашей стране, но и в большинстве других стран. Органы первичной профсоюзной организации представляют интересы своих членов и работников, не являющихся членами профсоюза,
которые вправе уполномочить этот орган представлять их интересы. На всех других уровнях социального партнерства интересы работников представляют только профсоюзы. Интересы работодателя представляет руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в установленном порядке.
В целях более действенного развития социально-партнерских отношений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются такие органы социального партнерства, как комиссии, в которые входят представители сторон, наделенные необходимыми полномочиями.
Многоуровневая организационно-правовая структура органов социального партнерства призвана обеспечить единообразие и необходимую субординацию в деятельности всех органов социального партнерства, участвующих в регулировании социально-трудовых отношений.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Законом о РТК. Членами РТК являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
Трехсторонние комиссии могут образовываться в субъектах РФ, их деятельность осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых регулируется законами субъектов РФ, положениями, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне также могут образовываться комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Такие комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Их задача - проведение коллективных переговоров, подготовка проектов и заключение отраслевых (межотраслевых)
соглашений. Деятельность указанных комиссий строится на принципах социального партнерства, общих для комиссий всех уровней.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в ТК РФ дополнительно введена ст. 35.1,
устанавливающая, что в соответствующие комиссии направляются для предварительного рассмотрения проекты законодательных актов, нормативные правовые и иные акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения. Данные меры обеспечивают существенное повышение роли указанных компетентных органов в обеспечении согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений.
5.3. Коллективные переговоры
В соответствии с трудовым законодательством (ст. 9 ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения,
изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров и соглашений.