Файл: Учебник для прикладного бакалавриата под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 468
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основании федерального закона на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.
На работников государственных корпораций и компаний распространяются нормы трудового законодательства. Основанием возникновения трудовых правоотношений с ними является трудовой договор.
В соответствии со ст. 349.1 ТК РФ работник государственной корпорации или государственной компании, а также гражданин, претендующий на замещение указанных должностей <1>, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, обязаны представлять сведения о своих доходах,
расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений
Федерального закона "О противодействии коррупции".
Кроме того, для работника государственной корпорации или государственной компании установлены определенные запреты, например запрещается участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия высшего органа управления государственной корпорации или государственной компании; осуществлять предпринимательскую деятельность; получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения). В случае невыполнения данных требований законодательства трудовой договор с претендентом на указанные должности не заключается или расторгается с лицом, занимающим такие должности, по инициативе работодателя.
7.3.12. Лица, уволенные с муниципальной или государственной службы
Новеллой ТК РФ является ст. 64.1, содержащая условия приема на работу лиц
, уволенных с муниципальной или государственной службы (бывших государственных или муниципальных служащих),
внесенная в ТК РФ в связи с ратификацией Россией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003
г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. <1>, а также принятием
Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
На работников государственных корпораций и компаний распространяются нормы трудового законодательства. Основанием возникновения трудовых правоотношений с ними является трудовой договор.
В соответствии со ст. 349.1 ТК РФ работник государственной корпорации или государственной компании, а также гражданин, претендующий на замещение указанных должностей <1>, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, обязаны представлять сведения о своих доходах,
расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений
Федерального закона "О противодействии коррупции".
Кроме того, для работника государственной корпорации или государственной компании установлены определенные запреты, например запрещается участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия высшего органа управления государственной корпорации или государственной компании; осуществлять предпринимательскую деятельность; получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения). В случае невыполнения данных требований законодательства трудовой договор с претендентом на указанные должности не заключается или расторгается с лицом, занимающим такие должности, по инициативе работодателя.
7.3.12. Лица, уволенные с муниципальной или государственной службы
Новеллой ТК РФ является ст. 64.1, содержащая условия приема на работу лиц
, уволенных с муниципальной или государственной службы (бывших государственных или муниципальных служащих),
внесенная в ТК РФ в связи с ратификацией Россией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003
г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. <1>, а также принятием
Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации
Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О
противодействии коррупции".
Указанной статьей на работодателей возложена обязанность при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после их увольнения в 10-дневный срок сообщить о подписании такого договора представителю нанимателя служащего по последнему месту работы. Причем указанные граждане при заключении трудовых договоров в течение двух лет должны сами известить работодателя о последнем месте службы.
Перечень должностей, после увольнения с которых для граждан применяется такой порядок заключения нового трудового договора, установлен Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574
"О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы". Если работодатель не уведомит уполномоченные органы о приеме на работу указанных граждан, трудовой договор прекращается в силу положений ст. 84 ТК РФ, в которую также внесены соответствующие изменения.
7.3.13. Работники Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти
Особенности заключения трудового договора лиц, работающих в Вооруженных Силах РФ и федеральных органах исполнительной власти <1>, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, которые работают в воинских частях и иных учреждениях и организациях
Вооруженных Сил РФ, установлены ст. 349 ТК РФ. Перечисленные лица впервые названы субъектами трудовых правоотношений. Следовательно, на них распространяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом указывается, что нормы трудового права применяются к этой категории работников с особенностями, установленными другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
--------------------------------
<1> В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ с 1 января 2017 г. в ч. 1 ст.
349 ТК РФ слова "и федеральных органах исполнительной власти" будут заменены словами ",
федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах".
Эти особенности регулируются в основном нормативными правовыми актами Минобороны России и касаются главным образом установления специального перечня должностей, которые могут замещаться гражданскими лицами в Вооруженных Силах РФ, а также регулирования условий их труда.
При этом необходимо обратить внимание на то, что основанием возникновения трудовых правоотношений категорий указанных работников в соответствии с ТК РФ является трудовой договор.
Перечень должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала в Вооруженных
Силах РФ, утвержден Приказом Минобороны России от 13 октября 2008 г. N 520 и определяет наименования должностей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15 февраля
2011 г. N 135н. Так, допускается прохождение альтернативной гражданской службы в организациях,
находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти (например, Минсельхоза России,
Минтранса России, ФСИН России, Россвязи, Спецстроя России, Роскосмоса), или в организациях,
находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные в направлении граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, ведут учет таких организаций, направляют в Роструд информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях.
На работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную службу,
также распространяются общие нормы трудового законодательства, но при этом в отношении указанной категории работников следует руководствоваться Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", который вступил в силу с 1 января 2004 г. В соответствии с указанным Законом трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу,
регулируется ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных этим Законом (п. 3 ст. 1). Прежде всего, в соответствии с этим Законом на альтернативную гражданскую службу направляются только лица
Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О
противодействии коррупции".
Указанной статьей на работодателей возложена обязанность при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после их увольнения в 10-дневный срок сообщить о подписании такого договора представителю нанимателя служащего по последнему месту работы. Причем указанные граждане при заключении трудовых договоров в течение двух лет должны сами известить работодателя о последнем месте службы.
Перечень должностей, после увольнения с которых для граждан применяется такой порядок заключения нового трудового договора, установлен Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574
"О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы". Если работодатель не уведомит уполномоченные органы о приеме на работу указанных граждан, трудовой договор прекращается в силу положений ст. 84 ТК РФ, в которую также внесены соответствующие изменения.
7.3.13. Работники Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти
Особенности заключения трудового договора лиц, работающих в Вооруженных Силах РФ и федеральных органах исполнительной власти <1>, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, которые работают в воинских частях и иных учреждениях и организациях
Вооруженных Сил РФ, установлены ст. 349 ТК РФ. Перечисленные лица впервые названы субъектами трудовых правоотношений. Следовательно, на них распространяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом указывается, что нормы трудового права применяются к этой категории работников с особенностями, установленными другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
--------------------------------
<1> В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ с 1 января 2017 г. в ч. 1 ст.
349 ТК РФ слова "и федеральных органах исполнительной власти" будут заменены словами ",
федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах".
Эти особенности регулируются в основном нормативными правовыми актами Минобороны России и касаются главным образом установления специального перечня должностей, которые могут замещаться гражданскими лицами в Вооруженных Силах РФ, а также регулирования условий их труда.
При этом необходимо обратить внимание на то, что основанием возникновения трудовых правоотношений категорий указанных работников в соответствии с ТК РФ является трудовой договор.
Перечень должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала в Вооруженных
Силах РФ, утвержден Приказом Минобороны России от 13 октября 2008 г. N 520 и определяет наименования должностей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15 февраля
2011 г. N 135н. Так, допускается прохождение альтернативной гражданской службы в организациях,
находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти (например, Минсельхоза России,
Минтранса России, ФСИН России, Россвязи, Спецстроя России, Роскосмоса), или в организациях,
находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные в направлении граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, ведут учет таких организаций, направляют в Роструд информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях.
На работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную службу,
также распространяются общие нормы трудового законодательства, но при этом в отношении указанной категории работников следует руководствоваться Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", который вступил в силу с 1 января 2004 г. В соответствии с указанным Законом трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу,
регулируется ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных этим Законом (п. 3 ст. 1). Прежде всего, в соответствии с этим Законом на альтернативную гражданскую службу направляются только лица
мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет в установленном для них порядке. В соответствии с п. 3 ст. 4
указанного Закона представители коренных малочисленных народов с учетом специфических условий жизни направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов. Закон предусматривает, что при определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья,
семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах (п. 5 ст. 4).
С гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, заключается срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в организации, при этом работодатель обязан в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.
Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения срочного трудового договора работодателя с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы.
Особенностью такого срочного трудового договора является то, что в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются: прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня); время нахождения в дополнительных отпусках,
предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях; время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностным лицом на основании представления к увольнению и оформляется приказом. В представлении к увольнению указываются основания, по которым гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы.
Представление к увольнению по истечении срока альтернативной гражданской службы направляется работодателем должностному лицу не позднее чем за два месяца до истечения этого срока.
Гражданин, уволенный с альтернативной гражданской службы, обязан в двухнедельный со дня увольнения срок явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
7.3.14. Работники Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных
Российской Федерацией на основании федеральных законов,
организаций, создаваемых для выполнения задач,
поставленных перед федеральными государственными органами
Новеллой ТК РФ является также и ст. 349.2, посвященная особенностям регулирования труда работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, которая введена в ТК РФ Федеральным законом от 3
декабря 2012 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц,
замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Особенностью трудового договора работников указанных организаций является законодательное закрепление необходимости соблюдения ограничений, запретов и обязанностей, установленных
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции. В частности, в соответствии с указанным
Законом лица, замещающие государственные должности РФ и субъектов РФ, не вправе: замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и т.п.
В отдельных случаях для указанных граждан установлена также необходимость представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, своих и супруги (супруга)
указанного Закона представители коренных малочисленных народов с учетом специфических условий жизни направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов. Закон предусматривает, что при определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья,
семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах (п. 5 ст. 4).
С гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, заключается срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в организации, при этом работодатель обязан в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.
Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения срочного трудового договора работодателя с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы.
Особенностью такого срочного трудового договора является то, что в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются: прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня); время нахождения в дополнительных отпусках,
предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях; время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностным лицом на основании представления к увольнению и оформляется приказом. В представлении к увольнению указываются основания, по которым гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы.
Представление к увольнению по истечении срока альтернативной гражданской службы направляется работодателем должностному лицу не позднее чем за два месяца до истечения этого срока.
Гражданин, уволенный с альтернативной гражданской службы, обязан в двухнедельный со дня увольнения срок явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
7.3.14. Работники Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных
Российской Федерацией на основании федеральных законов,
организаций, создаваемых для выполнения задач,
поставленных перед федеральными государственными органами
Новеллой ТК РФ является также и ст. 349.2, посвященная особенностям регулирования труда работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, которая введена в ТК РФ Федеральным законом от 3
декабря 2012 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц,
замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Особенностью трудового договора работников указанных организаций является законодательное закрепление необходимости соблюдения ограничений, запретов и обязанностей, установленных
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции. В частности, в соответствии с указанным
Законом лица, замещающие государственные должности РФ и субъектов РФ, не вправе: замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и т.п.
В отдельных случаях для указанных граждан установлена также необходимость представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, своих и супруги (супруга)
и несовершеннолетних детей <1>.
--------------------------------
<1> См.: п. 1 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
При этом необходимо отметить, что до введения в действие этой статьи такие категории лиц признавались государственными гражданскими служащими и на них распространялось действие законодательства о государственной службе, в том числе Федерального закона от 27 июля 2004 г. N
79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
7.4. Изменение трудового договора. Перевод на другую работу
Исходя из принципа свободы труда и трудового договора, условия трудового договора,
определенные соглашением сторон при его заключении, могут быть изменены также лишь по их соглашению. В ст. 72 ТК РФ установлено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (к этим случаям отнесен временный перевод,
осуществляемый по ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ).
Понятие перевода, его виды, перемещение, изменение определенных сторонами условий труда и другие вопросы, связанные с изменением трудового договора, предусмотрены гл. 12 ТК РФ, в которую дополнительно включены ст. 72.1 и 72.2, определяющие порядок перевода на другую работу у данного работодателя.
Исходя из таких критериев, как выполнение "другой работы" у "работодателя" либо "за его пределами", а также "продолжительности (срока)" переводы подразделяются на: 1) постоянные переводы на другую работу у того же работодателя; 2) переводы у того же работодателя на другую временную работу или временные переводы; 3) переводы на постоянную работу к другому работодателю; 4)
переводы на постоянную работу вместе с работодателем в другую местность.
Переводом на другую работу согласно ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ является постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения (если оно указывалось в трудовом договоре) при продолжении работы у данного работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного
согласия работника (за исключением случаев, установленных в ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ).
Постоянный перевод работника к другому работодателю осуществляется по соглашению (просьбе)
работника с работодателем по старому и новому месту работы и связан с изменением работодателя как одной из сторон трудового договора. Соответственно, прекращается трудовой договор по основанию,
закрепленному в п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: "Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную должность".
Постоянный перевод работника в другую местность вместе с работодателем допускается только с согласия работника. Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта. Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем является основанием прекращения трудового договора по п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: "Отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность".
От перевода следует отличать перемещение. В силу ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ перемещение у того же работодателя осуществляется на другое рабочее место, в другое структурное подразделение,
расположенное в той же местности, либо связано с поручением работы на другом механизме или агрегате. Перемещение не является переводом на другую постоянную работу и не требует согласия работника. Перемещение допустимо при соблюдении следующих условий: во-первых, оно не влечет за собой изменения трудовой функции и, во-вторых, не изменяет определенных сторонами условий трудового договора. При этом перемещение в другое структурное подразделение у того же работодателя возможно, если в трудовом договоре не обусловливалось конкретное структурное подразделение, в котором будет трудиться работник, заключивший данный трудовой договор.
Но во всех случаях работодатель не вправе переводить или перемещать работника на работу,
противопоказанную ему по состоянию здоровья (ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ).
Значительно отличаются от постоянных переводов временные переводы на другую работу.
Временные переводы работников на другую работу у того же работодателя могут иметь место в силу разных причин. Временный перевод, во-первых, может состояться по соглашению сторон в письменной форме на срок до одного года или на время отсутствия работника при замещении его должности. И в том, и в другом случае, если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не
--------------------------------
<1> См.: п. 1 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
При этом необходимо отметить, что до введения в действие этой статьи такие категории лиц признавались государственными гражданскими служащими и на них распространялось действие законодательства о государственной службе, в том числе Федерального закона от 27 июля 2004 г. N
79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
7.4. Изменение трудового договора. Перевод на другую работу
Исходя из принципа свободы труда и трудового договора, условия трудового договора,
определенные соглашением сторон при его заключении, могут быть изменены также лишь по их соглашению. В ст. 72 ТК РФ установлено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (к этим случаям отнесен временный перевод,
осуществляемый по ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ).
Понятие перевода, его виды, перемещение, изменение определенных сторонами условий труда и другие вопросы, связанные с изменением трудового договора, предусмотрены гл. 12 ТК РФ, в которую дополнительно включены ст. 72.1 и 72.2, определяющие порядок перевода на другую работу у данного работодателя.
Исходя из таких критериев, как выполнение "другой работы" у "работодателя" либо "за его пределами", а также "продолжительности (срока)" переводы подразделяются на: 1) постоянные переводы на другую работу у того же работодателя; 2) переводы у того же работодателя на другую временную работу или временные переводы; 3) переводы на постоянную работу к другому работодателю; 4)
переводы на постоянную работу вместе с работодателем в другую местность.
Переводом на другую работу согласно ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ является постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения (если оно указывалось в трудовом договоре) при продолжении работы у данного работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного
согласия работника (за исключением случаев, установленных в ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ).
Постоянный перевод работника к другому работодателю осуществляется по соглашению (просьбе)
работника с работодателем по старому и новому месту работы и связан с изменением работодателя как одной из сторон трудового договора. Соответственно, прекращается трудовой договор по основанию,
закрепленному в п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: "Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную должность".
Постоянный перевод работника в другую местность вместе с работодателем допускается только с согласия работника. Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта. Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем является основанием прекращения трудового договора по п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: "Отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность".
От перевода следует отличать перемещение. В силу ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ перемещение у того же работодателя осуществляется на другое рабочее место, в другое структурное подразделение,
расположенное в той же местности, либо связано с поручением работы на другом механизме или агрегате. Перемещение не является переводом на другую постоянную работу и не требует согласия работника. Перемещение допустимо при соблюдении следующих условий: во-первых, оно не влечет за собой изменения трудовой функции и, во-вторых, не изменяет определенных сторонами условий трудового договора. При этом перемещение в другое структурное подразделение у того же работодателя возможно, если в трудовом договоре не обусловливалось конкретное структурное подразделение, в котором будет трудиться работник, заключивший данный трудовой договор.
Но во всех случаях работодатель не вправе переводить или перемещать работника на работу,
противопоказанную ему по состоянию здоровья (ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ).
Значительно отличаются от постоянных переводов временные переводы на другую работу.
Временные переводы работников на другую работу у того же работодателя могут иметь место в силу разных причин. Временный перевод, во-первых, может состояться по соглашению сторон в письменной форме на срок до одного года или на время отсутствия работника при замещении его должности. И в том, и в другом случае, если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не
предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным. Во-вторых, временный перевод работника возможен как исключение без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в случаях катастрофы, производственной аварии, пожара,
наводнения и других чрезвычайных обстоятельств для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
В ст. 72.2 ТК РФ, ее ч. 2 и 3, ныне регулируются эти временные переводы с учетом основополагающих конвенционных норм МОТ.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Конвенции МОТ N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (1930 г.) Российская Федерация обязалась упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным
трудом , как известно, понимается, в частности, выполнение всякой работы или службы, требуемой от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ N 29). В то же время в силу подп. "д" п. 2 ст. 2 названной Конвенции,
а также ч. 4 ст. 4 ТК РФ не является принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, либо работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или это работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
В ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ предусмотрено, что только при наличии указанных в ч. 2 той же статьи чрезвычайных обстоятельств допускается временный перевод работника без его согласия на срок до одного месяца в случаях простоя, необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только по письменному согласию работника.
Особо выделяется в ТК РФ (ст. 73) перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением.
В соответствии с указанной статьей ТК РФ предусматривается возможность перевода работника на другую работу временно, если согласно медицинскому заключению работник нуждается в таком переводе на другую работу.
Таким образом, обязанность работодателя перевести работника на другую работу (постоянно или временно) возникает при наличии следующих условий: 1) такой перевод необходим в соответствии с медицинским заключением; 2) медицинское заключение выдано в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; 3) у работодателя имеется соответствующая работа и она не противопоказана работнику по состоянию здоровья; 4) работник дал письменное согласие о переводе на другую работу.
Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу, отказывается от предложенной работодателем работы или у работодателя отсутствует соответствующая работа, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности), но без выплаты заработной платы. Если временный перевод на другую работу необходим работнику более чем на четыре месяца или если работник нуждается в постоянном переводе на другую работу, то трудовой договор с работником прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
В период отстранения работников от работы в указанных случаях заработная плата им не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами,
коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
От рассмотренного порядка перевода на другую постоянную работу у того же работодателя или перемещения отличается 1>1>1>1>1>1>1>1>
наводнения и других чрезвычайных обстоятельств для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
В ст. 72.2 ТК РФ, ее ч. 2 и 3, ныне регулируются эти временные переводы с учетом основополагающих конвенционных норм МОТ.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Конвенции МОТ N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (1930 г.) Российская Федерация обязалась упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным
трудом , как известно, понимается, в частности, выполнение всякой работы или службы, требуемой от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ N 29). В то же время в силу подп. "д" п. 2 ст. 2 названной Конвенции,
а также ч. 4 ст. 4 ТК РФ не является принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, либо работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или это работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
В ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ предусмотрено, что только при наличии указанных в ч. 2 той же статьи чрезвычайных обстоятельств допускается временный перевод работника без его согласия на срок до одного месяца в случаях простоя, необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только по письменному согласию работника.
Особо выделяется в ТК РФ (ст. 73) перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением.
В соответствии с указанной статьей ТК РФ предусматривается возможность перевода работника на другую работу временно, если согласно медицинскому заключению работник нуждается в таком переводе на другую работу.
Таким образом, обязанность работодателя перевести работника на другую работу (постоянно или временно) возникает при наличии следующих условий: 1) такой перевод необходим в соответствии с медицинским заключением; 2) медицинское заключение выдано в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; 3) у работодателя имеется соответствующая работа и она не противопоказана работнику по состоянию здоровья; 4) работник дал письменное согласие о переводе на другую работу.
Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу, отказывается от предложенной работодателем работы или у работодателя отсутствует соответствующая работа, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности), но без выплаты заработной платы. Если временный перевод на другую работу необходим работнику более чем на четыре месяца или если работник нуждается в постоянном переводе на другую работу, то трудовой договор с работником прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
В период отстранения работников от работы в указанных случаях заработная плата им не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами,
коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
От рассмотренного порядка перевода на другую постоянную работу у того же работодателя или перемещения отличается 1>1>1>1>1>1>1>1>
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 30