Файл: Данной курсовой работы жизненный цикл товара, его влияние на маркетинг фирмы. Данная тема особо актуальна в условиях постоянно изменяющейся рыночной экономики.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На любом рынке существует продавец и покупатель, у которых разные интересы и приоритеты. Для любого потребителя ценность товара заключается в его полезности, уникальности. А вот основной целью у продавца является получение максимальной прибыли. Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т.е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выгоды продавца и покупателя.
Ассортимент - совокупность товаров, формируемых по определенным признакам (назначение, производитель, сырьё) и удовлетворяющий разноплановые индивидуальные потребности, также отличающийся друг от друга по другим признакам.
Различают следующие виды ассортимента:
1. Торговый – та часть товаров, которые реализуются благодаря торговым сетям (оптовым и розничным).
2. Промышленный – товары, которые выпускаются отдельным предприятием.
3. Комбинированный – совокупность групп разного назначения (в магазинах одежды часто использую комбинированный ассортимент).
4. Укрупнённый – все товары объединены общими признаками (назначение. Способ изготовления).
5. Развёрнутый – все разновидности товара.
Классификация товаров – разделение товаров на группы, подгруппы, виды по их общим и различным признакам.
В первую очередь, классифицируют товары по товарному признаку – товар как предмет (те вещи, которые можно обменять на другие вещи), товар как услугу (абсолютно любая деятельность, которую может предложить одна компания другой).
По цели применения товары классифицируют на товары потребительского, промышленного и промежуточного потребления. Потребительские товары – та группа товаров, которая покупается для удовлетворения своих личных индивидуальных потребностей для личного, семейного потребления. товары промежуточного потребления – товары, используемые не для конечного потребления, а для производства товаров и услуг. Товары производственного назначения – товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (топливно-сырьевые товары, строительная техника), т.е. та категория товаров, предназначенная для производства других товаров.
Товары широкого потребления классифицируются по характеру спроса и стабильности:
1. Массовые товары – та категория товаров, которые используют ежедневно и наиболее часто приобретают потребители. К таким товарам относятся любые продовольственные товары, хозяйственные товары.
2. Товары не постоянного (периодического) спроса – спрос зависит от присутствия товара в доме (спички, лампочки).
3. Товары предварительного выбора – категория товаров длительного пользования, спрос зависит от необходимости замены старого на новое (Сантехника, мебель, кухонный гарнитур, электротовары).
4. Товары особого спроса (уникальные, престижные) – данные товары имеют редкий спрос, их практически не сравнивают, они уникальны.
Потребители готовы прилагать дополнительные усилия для приобретения данных товаров. К таким товарам относится мех, драгоценные металлы, антиквариат.
5. Товары сезонного спроса — одежда, обувь, спортивный инвентарь.
Коммерческие операции по этим товарам осуществляются также по сезону.
6. Товары для экстренных случаев - приобретают при возникновении острой потребности в них (лекарства, зонтики в дождь, новогодние игрушки).
7. Товары пассивного спроса – товары широкого потребления, о существовании которых потребитель не знает, или знает, но не задумывается о необходимости их приобретения.
Потребность на те или иные товары зависит от самого товара, поэтому товары классифицируют по частоте возникновения этой потребности. Товары ежедневного спроса приобретают на повседневной основе, не задумываясь. При приобретении этих товаров потребители не применяют усилий по сравнению их между собой, выбор напрямую зависит от лояльности и низкой вовлеченности. К таким товарам относятся канцелярские товары, спички, журналы, газеты. Для приобретения части товаров требуется предварительный выбор и дополнительное время для принятия верного решения по выбору. Товары периодического спроса покупают, когда возникает в них необходимость (батарейки, электрические лампочки). Товары сезонного спроса покупают в определенный момент времени, с наступлением того или иного сезона (туристические путевки, купальники в сезон отпусков, мороженое и прохладительные напитки – в летнюю жару).
Потребительские товары классифицируются по степени долговечности:
1. Товары, которые используют длительный период времени – материально зависимые товары, которыми можно пользоваться длительный период времени без замены (ярким примером являются мобильные телефоны, мебель, компьютерная техника, автомобили и т.д.). Жизненный цикл таких товаров дольше, чем у товаров кратковременного пользования.
2. Товары, которые используют короткий период времени в один или несколько приёмов и требуют постоянной замены с определённой периодичностью (ярким примером являются продукты питания, косметика, хозяйственные товары, напитки)
3. Одноразовые товары – употребляют один раз и не пригодны для повторного использования (бахилы, целлофановые пакеты, одноразовая посуда)
4. Услуги - действия иных лиц, которые приносят потребителю полезный результат и удовлетворение его потребностей. Услуги являются объектом продажи (пошив одежды, ремонт бытовой техники, стрижка, грузоперевозки)
Все товары взаимодействуют между собой, поэтому классифицируются по характеру взаимодействия между собой:
1. Субституты (взаимозаменяемые) - категория товаров, которые можно использовать по одному, могут быть одной или разной товарной группы. Ярким примером являются холодильник, телевизор, конфеты, напитки.
2. Комплементарные (взаимодополняющие) - та категория товаров, для применения которых необходимо использовать и другие товары. Ярким примером являются кроссовки и шнурки, зубная паста и зубная щётка, компьютер и клавиатура, автомобиль и колёса.
По потребительскому восприятию товары классифицируются на новые, идентичные, схожие, дифференцированные. Новые товары отличаются от уже существующих товаров на рынке, содержат новаторские дополнительные функциональные возможности, изменения во внешнем виде, упаковке, дизайне, способе применения. Идентичные товары схожи по физическим и технологическим функциям, по качеству, по стране происхождения, причём незначительные изменения во внешнем виде особо не учитываются. Схожие товары обладают похожими свойствами, но отличаются по цене в такой мере, чтобы оправдать их сравнение между собой при покупке. Дифференцированные товары отличаются от аналогичных товаров, производимых другими фирмами, по физическим или иным параметрам. Они подобны, но не идентичны другим товарам, а значит, не являются их полными заменителями. Покупатели предпочитают покупать их у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.
Товары изготавливают предприятия, которые имеют свой собственный бренд, поэтому товары классифицируются по роли в портфеле бренда. Благодаря этой классификации можно чётко определить роль каждой группы в портфеле бренда и разработать эффективную ассортиментную стратегию. К таким товарам относят:
1. Лидеры – позволяют обеспечить компании первые лидирующие в определённой нише рынка.
2. Локомотивы – категория товаров, которые поддерживаются рекламой, являются основным источником роста продаж, также занимают высокую долю в портфеле бренда.
3. Муравьи – товары, которые занимают более половины в портфеле бренда, обеспечивая достаточный уровень продаж. Периодически имеют низкую рентабельность.
4. Тактические – промо-продукты, которые необходимы для поддержания бренда, для укрепления позиций существующего бренда.
Имеют низкую долю в портфеле бренда.
5. Стимулирующие – созданы для необходимости привлечения клиентов для приобретения пробного товара в пользу бренда.
По сырьевому признаку товары классифицируются на продовольственные (любые товары, которые употребляют в пищу – рыбные, молочные, бакалейные) и непродовольственные товары – категория товаров, которые не имеют отношению к продовольствию, к примеру, хозяйственные товары, одежда и обувь.
С точки зрения потребителя товары классифицируются согласно пирамиде потребностей А. Маслоу:
1. Напитки, продукты питания – категория товаров, которая удовлетворяет физиологические потребности потребителей.
2. Обеспечение безопасности – категория товаров, которые обеспечивают безопасности во время жизнедеятельности (страхование жизни от несчастных случаев).
3. Товары, которые способны удовлетворять духовные потребности – тренинги, курсы, повышение квалификации.
4. Товары для самореализации.
По сложности эксплуатации и изготовления, другими словами по производственному признаку, выделяют два вида товаров:
1. Сложнотехнические товары – та категория товаров, для эксплуатации которых нужны определённые знания, например, телевизор или компьютер.
2. Не сложнотехнические - та категория товаров, для эксплуатации которых не требуется определённых знаний, например, электрический чайник, утюг, пылесос.
Также часть товаров можно классифицировать по режимам и срокам хранения на быстропортящиеся (продукты переработки молока, мясо, полуфабрикаты) и нескоропортящиеся (консервы, пресервы, шоколад, конфеты). Для быстропортящихся товаров предназначены определённые условия транспортировки (рефрижераторы с регулятором температурного режима), хранения и реализации.
Если товары классифицировать по содержанию воды, то получим гигроскопичные (соль, сахар) и товары с высоким содержанием воды (рыба, мясо). Данные товары нельзя хранить вместе, они должны храниться отдельно на расстоянии не менее 10 метров друг от друга.
Также товары классифицируются по совместимости покупки. К примеру, при покупке компьютера также приобретают клавиатуру, мышь, колонки, принтер, сканер.
По стабильности, по покупательскому восприятию (идентичные, новые, схожие, дифференцированные) и т.д.
В соответствии с отмеченными признаками формируется портфель заказов торговых предприятий с предприятиями-поставщиками.
Для товаров производственного, или промышленного, назначения характерно то, что поставщик обязан выполнять сроки поставки. Их приобретают организации (предприниматели) для использования в качестве основных или оборотных средств производства.
Товары промышленного назначения делятся на:
1. Капитальное имущество—стационарные сооружения, оборудование (для торговых организаций — автомобили, торговое оборудование, стационарные сооружения; для промышленных — станки, оборудование).
2. Материалы и детали (сырье, полуфабрикаты и детали).
3. Вспомогательные материалы и услуги (не присутствующие в готовом изделии, но обеспечивающие процесс производства — сетевой шнур, стабилизатор).
Эти товары закупают обычно после предварительной технико-экономической оценки (особенно капитальное имущество) сравнительно крупными партиями (прежде всего сырье и материалы) специально подготовленные люди.
Для удобства поиска нужных товаров в условиях насыщения рынка и расширения ассортимента была разработана их номенклатура и создана международная Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), которая используется в 50 странах.
Отличительной особенностью этой системы (в отличие от классификации) является то, что в ГС предусмотрено шесть разрядов кодирования товаров: разделы (их 21), группы (их 96), подгруппы (их 33), товарные позиции (их 1241), подпозиции (их 3558) и субпозиции (их 5019).
Для приведения отечественных товаров к единообразию и конкурентоспособности по признаку информационного обеспечения была использована система штрихового кодирования (в мире их существует около 50).
Товары классифицировать можно ещё по многим признакам из-за многообразия ассортимента, также потребности потребителей постоянно меняются, как и технологический процесс, что постоянно влияет на классификацию.
Необходимо учитывать, что любая классификация товаров несовершенна. Можно классифицировать товары и по-другому. Важно, что использование выбранной классификации на практике должно полностью определять потребительские свойства выделенных групп товаров, которые в наибольшей мере удовлетворяют потребностям потребителей, для которых они предназначены.