Файл: Данной курсовой работы жизненный цикл товара, его влияние на маркетинг фирмы. Данная тема особо актуальна в условиях постоянно изменяющейся рыночной экономики.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теперь рассмотрим модель Нокиа 3230.
Данную модель используют потребители, которые не могут позволить более дорогой смартфон с большим количеством функций.
Нокиа 3230 довольно давно находится в стадии спада, реализуется только в специализированных магазинах. Объём продаж этой модели очень мал, особой прибыли уже не приносит, а интересы потребителей уже давно переключились на другие марки смартфонов. Основная аудитория – люди преклонного возраста, также потребители, которые не могут позволить более дорогой телефон. В этих условиях компания Nokia применяет ряд стратегий – модифицирует и миксует ранее разработанные стратегии, то есть стремится стимулировать сбыт с помощью таких элементов маркетинга, как максимальное снижение цены, распределение, реклама, стимулирование сбыта, продажи с участием торговых представителей, улучшения качества пред- и послепродажного обслуживания. В своем ценовом сегменте Nokia 3230 является одним из лидеров, предлагая за умеренную цену множество функций полноценного смартфона, стильный дизайн и знаменитое качество.
Стадия насыщения наступает тогда, когда, несмотря на меры в фазе зрелости товара, рост объемов продаж не наступает и даже намечаются тенденции их падения. Спрос создается в основном за счет привлечения еще на стадии зрелости продукта дополнительных клиентов благодаря проведению оптимальной ценовой политики. Прибыльность производства продолжает сохраняться из-за уменьшения расходов на производство. Ярким примером товара на этой стадии является модель телефона Nokia 6230i. Во время своего пика продаж эта марка являлась флагманом на рынке мобильных телефонов. Эта модель была обновлённой прошлой модели Nokia 6230, но при этом была существенно изменённой, улучшенной в своём техническом оснащении и во внешнем виде. Это позволило увеличить цену на эту модель и довольно быстро увеличить спрос, что привлекло внимание потребителей и увеличило прибыль компании. Спрос упал только тогда, когда конкуренты изучили эту модель и выпустили свои новинки, немного видоизменяя.
При продаже данного телефона компания Нокиа использовала следующие стратегии: усилила рекламу, далее постепенно начала снижать цену. За полтора года цена изменилась с 15000 руб. до 5000 руб. На сегодняшний день держится цена в размере 5000 руб. Снижение цены обеспечило необходимый уровень продаж и по сей день. Компания стала ориентироваться на обычных потребителей, для которых цена – основной фактор, при этом главная функция телефона – осуществить/принять звонок. Данная модель уже давно не является современной, и сама компания это понимает.
Как и у всех крупных компаний с довольно долгой историей существования, у фирмы Nokia есть товары, которые находятся сегодня в стадии спада. Это такие модели телефонов, как Nokia 2650, Nokia 3100, Nokia 3650 и другие. Многие из них в свое время были хитами, флагманскими моделями, но, вследствие изменений в технологии, устаревания товара, усиления конкуренции и смены предпочтений и вкусов потребителей остались не у дел. Некоторые из них, такие, как Nokia 2650 все еще продаются в специализированных магазинах, а некоторые - как Nokia 3650 - считаются раритетами.
Считаю необходимым отметить основной факт, который повлиял на уход с рынка многих моделей мобильных телефонов данной марки – появление сильных конкурентов, одним из которых является производитель марки «Apple». Данная марка занимает лидирующие позиции на рынке мобильных технологий. Именно благодаря данной марке многие модели Nokia достигли стадии спада в жизненном цикле товара.
В 2007 году начались первые продажи айфона. Самой крупной жертвой айфоновых войн стала именно компания Нокиа, ранее казавшаяся непотопляемой.
В 2010 году Nokia на фоне основных конкурентов выглядела особенно жалко. iPhone 4 бил рекорды продаж, Samsung отгружал Galaxy S железнодорожными составами. Чем на это ответила Nokia? Выпуском Nokia N8 — более чем заурядного аппарата во всём, кроме камеры. Если в 2007 году Nokia практически полностью контролировала сегмент телефонов дороже 600 долларов, то в 2010 году в этом сегменте — самом высокомаржинальном и поэтому прибыльном — безраздельно властвовали Apple и Samsung.
Покупатели активно интересуются новинками и идут в ногу со временем. Именно поэтому, на сегодняшний день, производитель «Nokia» и сегодня старается держаться на рынке, производя современные гаджеты, но до былого пика уже не добраться.
Ярким тому примером является тот факт, что в 2007 году прибыль компании составляла 110 миллиардов евро, а уже в 2013 всего лишь 5,5 миллиардов евро.
В 2016 году компания продала свой бренд за 350 миллионов долларов и в январе 2016 года был представлен новый телефон марки Nokia – Nokia 6 и сразу же вышел на первую стадию жизненного цикла. Компания пришла к этой разработке благодаря верно разработанной стратегии, основываясь на желаниях потребителей. При запуске былого бренда важно понимать требования современных потребителей
, тяжело добиться успеха, основываясь только на прошлые достижения.
Эта марка произвела бум среди молодёжи, довольно быстро перейдя в новую стадию жизненного цикла – на стадию роста.
На сегодняшний день эта марка находится в стадии зрелости. Многие потребители до сих пор пользуются этим телефоном и не видят никаких причин для покупки новой модели.
Теперь кратко опишем анализ жизненного цикла товара компании Нокиа.
Фирма Нокиа при производстве нового телефона всегда учитывала потребности потребителя и уровень технологического процесса. Каждая марка телефона имеет свою кривую жизненного цикла товара и абсолютно разное время провела на том или ином этапе этого цикла. В первую очередь, стадия внедрения на рынок ранее занимала не мало времени, в то время, когда сам бренд был малоизвестен, позже для выведения на рынок новых моделей много времени не требовалось, так как бренд был раскручен и стабилен. Покупатели сами ожидали новых марок и с удовольствием их приобретали. На этом этапе много времени уделяется именно рекламе новой модели, а также стратегии по стабильности бренда. Основной целью компании были: привлечение внимания лиц, формирующих мнение о товаре, захват определённой ниши на рынке или доли в сегменте. Прибыли на этом этапе практически не было, вернее она была отрицательная, при этом наблюдался рост продаж. Потребители на этом этапе – новаторы, при этом конкуренция была незначительная.
На стадии роста компания активно продавала готовые модели, при этом стараясь создавать новые модификации к существующим маркам мобильных телефонов. Для более долгого нахождения на этой стадии компания выдерживала серьёзную конкуренцию и постепенно снижала стоимость. Но из-за постоянно меняющихся потребностей потребителя, на этой стадии одна и та же модель долго просуществовать не может. Основной целью маркетинга являлось увеличение рыночной доли до максимума, постепенно расширяя ассортимент и ассортиментные группы. В компании наблюдался значительный рост продаж, прибыль также возрастала.
Именно поэтому наступает новая стадия – зрелость. На этой стадии компания старается максимально долго удержаться на рынке, стабилизирует цену, борется с конкуренцией. Именно Нокиа выдерживала эту стадию благодаря потребителям консерваторам, которые не бегут в ногу со временем, а приобретают более дешёвые товары с определённым рядом функций. Основной целью маркетинга компании на этом этапе являлось поддержание преимуществ, которые отличаются от конкурентов, а также сохранение своей ниши на рынке.
В конечном итоге товар компании попадал на стадию спада. Основной целью при этом было оживление спроса, сдерживание падения. Объёмы продаж минимальные, постоянно сокращающиеся. На этой стадии компания постепенно снижала издержки производства, при этом старалась поддерживать уровень реализации. Эту стратегию применять довольно нетрудно, так как ассортимент товара постоянно пополняется. Другими словами, компания Нокиа применяла стратегию «уборки урожая». На этом этапе Нокиа сокращала затраты на разработках и исследованиях, также экономила на закупке и обсаживания производственного оборудования. В дальнейшем снижается качество товара из-за экономии, сокращается рабочий персонал, уменьшаются расходы на рекламу. При этом компания должна следить за тем, чтобы сотрудники компании, потребители, а также конкуренты не заметили этих изменений.
Позднее компания добилось того, что пришлось продать свои активы новому обладателю. И позже произошло возрождение мирового бренда, который и на данный момент пользуется спросом.
На сегодняшний день в крупной компании есть ряд телефонов, которые находятся в стадии роста. К таким маркам относятся: Nokia 8 Sirocco, Nokia 7 Plus, Обновленная версия Nokia 6, Nokia 1. Иными словами – хорошее новое и хорошо забытое старое. Эти модели поступили в продажу в апреле 2018 года, до конца года наблюдался активный рост продаж и постоянно возрастающая прибыль. Эти модели добились успеха среди потребителей благодаря чистой операционной системе Android, высокому качеству, ультратонкому дизайну, удобной упаковке, расширенному интерфейсу, поддержке 5G, защитному 3D стеклу. Для корпуса использовался алюминиевый сплав с керамическим покрытием.
За прошлый год компания продала более 70 миллионов телефонов марки «Nokia». И это достойно уважения, так как при производстве использовались высококачественные материалы и разрабатывались инновационные стратегии маркетинга. Новинки этой марки оправдали ожидания потребителей и фанатов этой марки. В будущем компания планирует только закреплять свой успех, предлагая потребителям новые надёжные марки телефонов, которые обязательно полюбят пользователи.
Заключение
Изучив интересную и актуальную тему данной курсовой работы, можно смело резюмировать, что под товаром понимают все то, что может быть предложено на рынке для удовлетворения потребности или желания потенциальных покупателей.
Каждый товар в процессе нахождения на рынке находится на разных стадиях жизненного цикла. К данным стадиям относят:
1. Стадия выведения на рынок.
2. Стадия роста.
3. Стадия зрелости.
4. Стадия спада.
На каждой стадии абсолютно разные подходы к максимально высокому времени нахождения товара на рынке.
Маркетологи должны максимально углубленно подходить к изучению рынка перед внедрением в него нового товара. Это должен быть уникальный товар, который будет отличаться от уже имеющихся и будет полностью удовлетворять определённые потребности потребителей.
Целью данной работы является анализ жизненного цикла товара и его влияния на финансовые результаты на примере «Nokia». Первоначально мобильные телефоны данной марки пользовались большим спросом, и каждый второй потребитель желал приобрести подобный товар. Со временем, технологии изменялись, и конкуренты вытеснили старые модели телефонов и изобрели уникальные новинки, которые стали более интересны потребителям.
На сегодняшний день, Нокиа старается удержаться на рынке, изобретая новые модели, но в условиях жёсткой конкуренции уже не имеет лидирующих позиций.
Данная курсовая работа имела целью доказать необходимость применения концепции жизненного цикла товара в маркетинговой стратегии фирмы, рассчитывающей на финансовый успех в современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики. Таким образом данная курсовая работа подтверждает необходимость и значимость маркетингового планирования деятельности предприятия как основополагающей науки, которую необходимо знать любому маркетологу.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Ассортимент товаров | набор товаров, объединенных по какому- либо одному или совокупности принципов |
2 | Бренд | образ марки товара в сознании потребителя, выделяющий товар в ряду конкурирующих. Подразделяется на словесную часть марки (словесный торговый знак) и бренд-имидж — визуальный образ марки, формируемый рекламой в восприятии потребителя. Брендом может стать только товарный знак, который приобретает известность на рынке и доверие у потребителей |
3 | Брендинг | область системы маркетинговых коммуникаций, занимающаяся разработкой фирменного стиля, его элементов, формированием уникального имиджа фирмы, отличающего ее от конкурентов |
4 | Жизненный цикл товара | определенный период (цикл) времени, отражающий основные этапы развития товара с момента его разработки до выхода с рынка; от него непосредственно зависит уровень прибыли продавца (продуцента) на каждом из этапов (стадий) цикла. В процессе развития продаж товара и получения прибыли выделяют пять этапов: этап разработки товара (дорыночный), этап выведения (внедрение) товара, этап роста объема продаж товара, этап зрелости (насыщения), этап упадка продаж или элиминации товара с рынка |
5 | Инновация товара | 1) процесс непрерывного совершенствования продукта, связанного с созданием оригинальных, улучшенных или модернизированных продуктов. Имеет главное значение среди мероприятий по обеспечению продолжительности жизненного цикла товара и рентабельности предприятия. Включает способы дифференцирования диверсификации продукта; 2) вывод новых продуктов или новой группы продуктов на рынок. |
6 | Исследование товаров | определение соответствия техникоэкономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности. |
7 | Канал распределения (товародвижения) | совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передавать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути их движения от производителя к потребителю. |
8 | Качество товара | совокупность свойств и характеристик товара, определяющих его возможность удовлетворять потребности и требования потребителей |
9 | Конкурентоспособность товара | многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). |
10 | Концепция товара | проработанный вариант идеи, выраженный в значимой для потребителя форме |