Файл: Содержание Введение 3 1 теоретические аспекты розничного товарооборота 5.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА 5
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота торговой организации 5
1.2 Классификация факторов, влияющих на розничный товарооборот 10
1.3 Анализ розничного товарооборота 14
1.4 Направления увеличения розничного товарооборота торговой организации 27
2 АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА АО «ТОРГОВЫЙ 30
ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности 30
АО «Торговый дом «Перекресток» 30
2.2 Экономический анализ товарооборота торговой организации 37
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» 54
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Введение
В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения расходов на реализацию и расходов на оплату труда. В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия.
Актуальность данного исследования связана с тем, что розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в литературе , целью данной дипломной работы является – осуществить анализ розничного товарооборота торговой организации и разработать пути увеличения объема товарооборота торговой организации.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
– рассмотрение сущности товарооборота;
– изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
– изучение методики анализа, расчета факторов влияющих на товарооборот;
– рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации;
– поиск путей увеличения объема продаж торгового предприятия АО «Торговый дом «Перекресток»;
– разработка мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии.
Структура настоящей работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.
При проведении исследования использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, методы анализа и синтеза, логический и системно-структурный методы.
В ходе работы изучены труды отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемому вопросу, а также изучена нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы, рассматриваемые в данной работе.
Кроме этого, при проведении исследования использовались фактические материалы рассматриваемой организации, содержащие необходимую информацию для освещения поставленных вопросов: уставные документы, бизнес-план, плановые задания по объемам реализации, бухгалтерская и управленческая отчетность предприятия и ряд других документов.
Объектом исследования является торговое предприятие АО «Торговый дом «Перекресток». Предметом исследования является анализ розничного товарооборота данной торговой организации .
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота торговой организации
Розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг)
конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования. Это – конечный этап сбыта. Будучи необходимым звеном системы распределения, она обеспечивает продвижение товаров от изготовителя до конечного потребителя. В условиях рыночной экономики все организации должны покупать и продавать, чтобы получать средства для развития хозяйственной деятельности.
Розничная продажа представляет собой акт обмена денег на товар и услуги, выгодный для участвующих в нем сторон. Потребитель при обмене стремится приобрести необходимый ему товар (услуги) хорошего качества, а розничный торговец – прибыль. В процессе совершения акта купли-продажи потребитель получает определенное психологическое удовлетворение, укрепляет или повышает свой социальный статус.
Розничная торговля выполняет следующие функции: закупку товаров, их транспортирование и хранение; принятие на себя риска, финансовую деятельность, информирование рынка и получение информации о рынке, подсортировку, подработку, придание закупленной продукции товарного вида, продажу товаров и послепродажное обслуживание покупателей.
Розничная торговля занимает важное место в системе товародвижения. Она обеспечивает возможность покупателю с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные ему товары (услуги) путем выбора из имеющегося ассортимента, недалеко от мест проживания или работы, в удобных для потребления количествах. Интерьер магазинов часто содействует совершению покупки.
Розничная торговля является сложной системой, функционирующей в условиях быстроизменяющейся социально-экономической среды. Она постоянно учитывает потребности и желания покупателей, изменения социально-экономической среды, конъюнктуру рынка и обеспечивает необходимый ассортимент товаров, дополнительных услуг, удобств.
Кроме того, розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на пути от производства к потребителю. Основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существует.
Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни населения, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся.
Соответственно розничная торговля – одна из наиболее значительных для общества отраслей хозяйства.
Товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Розничный товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.
Соответственно розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота. С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах:
– как систему отношений общественного производства;
– как систему отношений обмена денежных доходов населения на товары народного потребления;
– как систему обратной связи с производством.
Объем и тенденции изменения розничного товарооборота в значительной степени характеризуют собой уровень жизни народа. Именно через розничный товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Это находит выражение в динамике развития розничного товарооборота и его доли в фонде потребления. Фонд личного потребления, кроме розничного товарооборота, включает натуральное потребление и услуги нетоварного характера, неорганизованный оборот.
Розничный товарооборот – результат деятельности не только розничной торговой организации. В нем отражаются состояние экономики в целом, эффективность производства, закупок, обстановка в стране, грамотность управления процессом товародвижения, степень развитости рынка, конъюнктура его развития, правильность выбора целей.
Как любой стоимостный показатель, розничный товарооборот имеет некоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияют цены, и он может увеличиваться за счет реализации дорогих товаров, а не товаров, имеющих доступные для массового потребителя цены. Это необходимо учитывать при оценке эффективности работы торговой организации.
Значение розничного товарооборота определяется также и тем, что его объем характеризует уровень жизни населения. Розничная продажа товаров составляет основу личного потребления.
Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развития рынка и его конъюнктуру.
Состав товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж.
Перечень видов экономической деятельности, в ходе которых осуществляются данные продажи и их виды, установлен законодательством.
В состав товарооборота розничной торговли включается выручка от продажи:
– товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, включая вознаграждение;
– товаров, отправленных покупателям по почте, с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
– товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателям);
– товаров длительного пользования, проданных по образцам (по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
– лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан бесплатно или по льготным рецептам;
– товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (топливо и т.п.);
– по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета, без учета стоимости доставки);
– упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
– порожней тары;
– стеклянной посуды, проданной вместе с товаром (за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар;
– товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и т.п.с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или др.
Не включаются в состав товарооборота розничной торговли выручки от продажи:
– товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;