Файл: Психические и физические нарушения, а не их носителей (детей, имеющих те или иные дефекты развития).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Ситуационная специфичность симптома.
Следует обращать внимание на ситуацию, в которой проявляется нарушение поведения. Хотя это не самый важный критерий, но он может пролить определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание, по убеждению М.Раттера, комбинацию из всех названных критериев. Хотя и в этом случае определение «ненормальности» не является вполне достаточным. Необходимо учитывать, насколько отклонение от нормы повреждает развитие. Важно помнить, что конкретный ребенок это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление характера нарушений развития личности конкретного ребенка.
8. Классификация нарушений психофизического развития
I. И зависимости от времени возникновения:
• врожденные (заболевания матери во время беременности, наследственные генетические поражения);
• приобретенные (родовые и послеродовые поражения) нарушения.
2. По характеру расстройств:
• органические (поражение материальной структуры мозга);
• функциональные (дезинтеграция различных мозговых струк тур) нарушения.
3. По степени распространенности патологического процесса:
• локальные (затрагивают только один участок коры головного мозга);
• диффузные (носят разлитой характер) нарушения.
9. Аспекты исследования нарушений психофизического развития.
В нарушений психофизического раз вития специалисты выделяют четыре аспекта
1. Клинический – направлен на изучение причин и симптомов, полученных в результате обследования ребенка. Основная цель исследований – выявление стойких отклонений в морфологии и физиологии отдельных органов, систем и организма в целом.
2. Психологический – изучение состояния и развития психических процессов. Цель – выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с по- мощью которых можно их компенсировать в адекватных условиях, видах и формах обучения.
3. Педагогический – направлен на изучение уровня обучаемости и воспитуемости ребенка и включает следующие зада- чи: изучение познавательных возможностей, черт лично- сти, выявление уровня актуального и зоны ближайшего развития.
4. Социологический – рассматривает место инвалида в обществе, его поведение в различных жизненных ситуациях. Помимо перечисленных аспектов исследования, проводят логопедическое обследование ребенка, дающее представление об уровне сформированности речевой деятельности во всех ее ком- понентах (фонетический, лексический, грамматический).
10. Дизонтогенез. Варианты психическогодизонтогенеза.
Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. В настоящее время дизонтогенезом обозначают различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма ещё не достигли зрелости.
Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное, искаженное развитие, Л. Каннер выделяет лишь недоразвитие и искаженное развитие.
В настоящее время популярность, как наиболее удобная для психологического анализа, приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть вариантов дизонтогенеза:
1.Психическое недоразвитие
2.Задержанное развитие
3.Поврежденное развитие
4. Дефицитарное развитие
5.Искаженное развитие
6.Дисгармоническое развитие
11. Специальное образование. Система специального образования. Виды учреждений специального образования.
Специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и (или) психического недостатка.
Современная система специального образования имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру. Вертикальная структура основывается на возрастных особенностях учащихся и уровнях общеобразовательных программ и состоит из 5 уровней:
1. Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет).
2. Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет).
3. Период обязательного обучения (от 6-7 до 16 лет).
4. Период среднего образования и профессиональной подготовки
(от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года — для незрячих, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата).
5. Период обучения взрослых-инвалидов.
Горизонтальная структура учитывает уровень психофизического развития ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения. Варианты обучения в системе специального образования определяются степенью выраженности нарушения психофизического развития и познавательными возможностями учащегося.
Получение специального образования лицами с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом их потребностей и возможностей в нескольких формах специальная школа, индивидуальное обучение на дому; интегрированное обучение; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения для часто и длительно болеющих детей, дистанционное образование.
12. Исторический аспект интеграции в системе образования. Варианты интеграции в обучении.
Интеграция (лат. – объединение частей в целое) – это двусторонний процесс, который предусматривает совместные усилия как со стороны ребенка, так и со стороны среды, в которую он входит, что является характерным для эволюционного пути развития интеграции в отличие от революционного.
Интеграция как социально-педагогический феномен насчитывает несколько столетий. Идея совместного обучения детей с отклонениями в развитии и обычных детей существует с тех времен, когда было признано право первых на образование. Первые частные инициативы по интеграции отмечались в США в начале XX века. В 1975 году был принят закон 94 – 142 «mainstreaming», согласно которому каждый особый ребенок от 3 до 21 года имеет право на выбор наиболее оптимальной для него формы школьного обучения.
Основными вариантами организации интегрированного обучения являются:
• интернальная интеграция (внутри системы специального образования);
• экстернальная интеграция (взаимодействие системы специального и общего образования).
Важно отметить особенности двух основных вариантов интеграции в сфере образования: при интернальнойинтеграции совместное обучение в коррекционных учреждениях возможно для детей с нарушением слуха и с нарушением интеллекта или для слепых детей и их сверстников с нарушением интеллекта.
Экстернальная модель интеграции была апробирована в отечественной коррекционной педагогике при совместном обучении детей с нормальным психофизическим развитием и детей с задержкой психического развития, а также при обучении в одном классе детей, не имеющих отклонений в развитии, и их слабовидящих или слабослышащих сверстников.
13. Сущность интегрированного обучения. Модели отношения общества к лицам с особенностями психофизического развития. Формы интеграции.
Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих физические и или психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использование специальных средств и методов и при участии педагогов-специалистов (Гонеев А.Д., 1999).
При организации интегрированного обучения за лицами, имеющими недостатки, сохраняются все льготы, которыми они пользуются при обучении в специальном образовательном учреждении.
В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с особенностями психофизического развития сложилось в форме социальных «полок» или «ниш», которые им отводились, и проявлялось в манере обращения с ними. Назовем некоторые из таких «ниш» или моделей.
«Больной человек» (сущность: лица с особенностями психофизического развития - больные люди, рассматриваемые как объект лечения). Следует помнить, что образовательные программы для таких людей должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. Эта модель стимулировала развитие научных исследований в области клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. В современных условиях эта модель недостаточна, так как сама по себе является ограничителем возможностей человека с особенностями психофизического развития.
«Недочеловек» (сущность: человек с особенностями психофизического развития рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному). Модель лежала в основе применения негуманного обращения но отношению к таким лицам.
«Угроза обществу» (сущность: некоторые категории лиц с особенностями психофизического развития представляют угрозу обществу). Модель опиралась на мнение, что эти люди могут «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение либо отсутствовало, либо было недостаточным.
«Объект жалости» (сущность: к человеку с особенностями психофизического развития относятся как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда). Главной задачей модели является только защита человека с ОПФР от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.
«Объект обременительной благотворительности»(сущность модели состоит в том, что траты па содержание лиц, имеющих различные нарушения, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи).
«Развитие» (сущность: общество ответственно за более пол-нос1 развитие ребенка с ОПФР). Модель подчеркивает наличие у лиц с особенностями психофизического развития способностей к образованию и развитию. Обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям: человек с особенностями психофизического развития имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества (право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей и дружить с ними, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все).
Формы интегрированного обучения:
• посещение обычного класса общеобразовательной школы;
• посещение специального класса общеобразовательной школы;
• учёба в коррекционной школе с последующим переводом в общеобразовательную;
• полное или частичное включение в образовательный процесс во время профессионального обучения.
14. Интеграционные процессы в системе специального образования. Формы организации интегрированного обучения. Внешние и внутренние показатели интеграции ребенка с особенностями психофизического развития.
Процесс интеграции охватывает все категории детей с нарушениями, в том числе и детей с выраженными формами умственной недостаточности.
В настоящее время в массовых общеобразовательных школах находятся дети с проблемами в развитии. Это вынужденная интеграция (псевдоинтеграция). Ее причинами являются:
• отсутствие специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
• их удаленность от места проживания ребенка и его семьи;
• нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреждении;
• волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе.
Формами организации интегрированного обучениямогут быть:
• обычный класс (группа) с получением индивидуальной помощи в коррекционном (логопедическом) кабинете (пункте);
• специальный (коррекционный) класс в образовательных учреждениях общего типа.