Файл: Курсовая работа по теория государства и права (наименование дисциплины).rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
автономная некоммерческая образовательная организация
высшего образования Центросоюза Российской Федерации
«Сибирский университет потребительской кооперации»
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по _______теория государства и права__________________________________________________
(наименование дисциплины)
на тему:___________________________________________________________
_________________Государственно-правовой режим. Понятия и виды___________________________________________ _______________________________________________
Выполнил обучающийся
___ __
(Фамилия, имя, отчество)
Руководитель:
_Грухин Юрий Александрович_
(должность, фамилия, имя, отчество)
Новосибирск
2023
Содержание
Введение
1. Общая характеристика государственного-правового режима
1.1 Государственно-правовой режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти
1.2 Типология государственных (политических) режимов
2. Характеристика основных видов государственных (политических) режимов
2.1 Демократические режимы
2.2 Тоталитарный режим
2.3 Авторитарный политический режим
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы данной работы объясняется следующим. Государство и форма государства являются важнейшими категориями ряда общественных наук: теории государства и права, политологии и т.д. Одним из элементов формы государства и, следовательно, одной из важнейших характеристик государства является политический режим.
Политический режим оказывает решающее влияние на степень реализации важнейших интересов личности. Необходимо отметить, что во многих государствах законодательно провозглашается один политический режим, в то время как на практике политический режим данного государства принадлежит к другому виду. В связи с этим особую важность приобретает изучение политического режима как элемента формы государства.
Научная значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов при изучении таких дисциплин как «теория государства и права», «конституционное право», «политология» и т.д.
Объектом рассмотрения в данной работе является политический режим как элемент формы государства.
Предметом рассмотрения в данной работе являются воззрения различных ученых относительно политического режима как элемента формы государства.
Целью данной работы является изучение политического режима как элемента формы государства.
Для достижения указанной цели необходима реализация следующих задач:
- охарактеризовать политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти;
- рассмотреть типологию политических режимов.
- охарактеризовать основные виды политических режимов: демократические режимы; тоталитарные режимы; авторитарные политические режимы.
Методологию данной работы составляют такие методы как общенаучный диалектический метод познания, дедукция, индукция, описание, синтез, анализ, формально-юридический метод, исторический метод и т.д.
Степень научной разработанности политического режима как элемента формы государства достаточно высока. Политический режим как одна из характеристик государства привлекал внимание ряда зарубежных ученых, среди которых могут быть упомянуты Х. Арендт, Т. Адорно, Х. Линц, Ж.-Л. Кермонн и ряд других. Политический режим является объектом пристального внимания российских ученых: как правоведов (например, Л.А. Морозова, В.В. Лазарев, С.В. Липень и т.д.), так и политологов (например, Р.Т. Мухаев, Б.А. Исаев и т.д.).
В теоретическую базу данного исследования входят работы Л.А. Морозовой, В.К. Бабаева, М.М. Рассолова. Кроме того, при написании данной работы необходимо обратиться к трудам таких исследователей как В.М. Сырых, В.К. Батурин, Н.А. Пьянов и ряд других.
Структуру данной работы составляют введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Общая характеристика государственного-правового режима
1.1 Государственно-правовой режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти
Государственный режим является элементом категории «форма государства».
Форма государства – это внешнее выражение, оформление содержания государства. Элементами формы государства являются:
1) форма правления. Данный элемент формы государства определяет способы организации высших органов государственной власти;
2) форма государственного устройства. Данный элемент формы государства определяет административно-территориальное деление государства, а также форму взаимодействия центральной и региональной властей1;
3) государственный режим. Данный элемент формы государства определяет способы осуществления власти в том или ином государстве, а также меру и характер участия субъектов политической жизни в процессе формирования и осуществления государственной власти2.
Необходимо отметить, что некоторые теоретики государства и права употребляют термины «государственно-правовой режим», «политико-правовой режим», «государственно-политический режим». Ни один из этих терминов нельзя считать объективно отражающим суть исследуемого явления. Первый термин является внутренне противоречивым, поскольку любое государство использует не только законодательные, правовые, но и, наоборот, внеправовые методы. Более того, государство может вообще творить произвол, хотя и вынуждено принимать законы, но оно может им не следовать. Иногда государство, наоборот, не может следовать принятым законам, поскольку возникает ситуация непредвиденная, не урегулированная законодательством. Второй термин – «политико-правовой режим» – также во многом неточен. Политика представляет собой такую сферу деятельности, которую государство стремится урегулировать законами и иными нормами права, но добиться полного правового регулирования политических отношений оно не в силах. В современном постсоциалистическом государстве любая политическая сила, получившая большинство в парламенте, способна изменить любой закон, ограничивающий ее. Более того, в политике нет раз и навсегда
установленных правил и не может быть, поскольку «цель оправдывает средства». Третий термин – «государственно-политический режим» – несет в себе элемент тавтологии, поскольку общеизвестно, что государство – главный элемент политической системы. Любое воздействие государственной власти на общественные отношения – одновременно политическое воздействие. Таким образом, наиболее верным является термин «политический режим»1.
В понятие политического режима включаются следующие признаки (общественные отношения):
- степень участия народа в формировании государственной власти;
- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
- степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина;
- степень реализации политической власти непосредственно народом;
- положение средств массовой информации и подлинная гласность в обществе;
- стимулирующий или ограничивающий характер правового регулирования деятельности граждан и должностных лиц;
- методы осуществления политической власти;
- степень верховенства права;
- принципы взаимоотношения власти и общества;
- степень политического плюрализма и т.д.2
Факторами, влияющими на установление того или иного политического режима, являются:
- экономический уклад общества;
- достигнутый уровень материальной жизни людей;
- уровень культуры населения (в том числе и уровень правовой культуры);
- форма правления и государственного устройства, существующая в соответствующем государстве и т.д.3
В научной литературе предлагаются различные классификации политического режима. В зависимости от социального состава политической элиты политические режимы подразделяют на гражданские, военные, военно-гражданские, клерикальные (государственная власть в руках духовенства и ориентируется на догмы той или иной религии), патриархальные (во главе государства по традиции находятся монарх, вождь племени и т.д.). На основании различий в социально-классовой ориентации политические режимы подразделяются на социалистические, капиталистические, конвергентные (опирающиеся на всё положительное, что присуще первым двум режимам). Политические режимы классифицируются по идеологическим различиям на неоконсервативные, либерально-демократические, социал-реформистские и т.д. Наиболее распространенной классификацией политических режимов является их разделение на основе таких критериев как объем прав и свобод человека и гражданина, степень участия граждан в
формировании органов государственной власти, методы государственного регулирования жизни общества. На основе данных критериев выделяют демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные) политические режимы1. Указанные виды политических режимов будут подробнее рассмотрены далее.
Таким образом, необходимо сформулировать следующие выводы:
Политический режим определяет способы осуществления власти в том или ином государстве, а также меру и характер участия субъектов политической жизни в процессе формирования и осуществления государственной власти. Наиболее распространенной классификацией политических режимов является их разделение на основе таких критериев как объем прав и свобод человека и гражданина, степень участия граждан в формировании органов государственной власти, методы государственного регулирования жизни общества. На основе данных критериев выделяют демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные) политические режимы.