Файл: Курсовая работа по теория государства и права (наименование дисциплины).rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Типология государственных (политических) режимов



Государственные (политические) режимы подразделяются на демократический и антидемократические (авторитарный и тоталитарный).

Демократический политический режим – это состояние политической жизни общества, при котором происходит осуществление государственной власти на основе принципа реального и широкого участия граждан и их объединений в процессе формирования органов государства, в государственной политике, а также основе на принципе соблюдения прав и свобод человека1. Демократический политический режим характеризуется рядом признаков:

1) народовластие, т.е. принадлежность властных полномочий непосредственно народу, выступающему единственным источником и главным субъектом власти;

2) выборность основных органов власти и прежде всего законодательной путем равного, всеобщего и тайного голосования;

3) подчинение меньшинства большинству как один из действенных способов реализации суверенитета народа, как источник верховной власти в демократическом обществе. Вместе с тем реализация этого принципа таит в себе возможность установления диктатуры большинства и попрания интересов меньшинства. Поэтому в органической связке с этим принципом демократического режима находится принцип уважения прав и защиты интересов меньшинства в органах власти, что достигается существованием легальной оппозиции, легального политического и идеологического плюрализма;

4) верховенство права2;

5) равноправие граждан, гарантия их прав и свобод, равенство всех перед законом;

6) Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей. Иными словами, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, их относительная самостоятельность в рамках своих полномочий. В то же время они должны быть едины в управлении обществом. Суть принципа разделения властей состоит в том, чтобы установить конституционные правила невозможности концентрации переданных народом своих монопольных властных прав государству (государственной власти) в одних руках и не допустить усиление одной ветви власти. Чрезмерное усиление одной ветви власти может привести к перерастанию демократического политического режима в авторитарный политический режим или даже тоталитарный;


7) Наличие развитого и независимого гражданского общества, чьи объединения и движения не только обеспечивают защиту интересов граждан, но и контролируют деятельность государства и других политических институтов;

8) Степень экономического и социального развития страны, материально обеспечивающая оптимальные возможности демократических методов управления;

9) Высокий уровень политической и правовой культуры общества, являющейся духовным гарантом стабильности демократического режима;

10) Политический и идеологический плюрализм, отсутствие цензуры1.

В настоящее время во многих странах установлен демократический политический режим. В первую очередь это касается стран Европы, а также Северной Америки (США, Канада)2.

Россия также относится к числу стран с демократическим политическим режимом, что нашло свое закрепление в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ1.

Демократический политический режим в свою очередь также может быть классифицирован на следующие виды:

1) Либерально-демократический режим. Для данной разновидности демократического политического режима характерен плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям;

3) Собственно демократический режим. Данный режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует2.



2. Характеристика основных видов государственных (политических) режимов




2.1 Демократические режимы



Все демократические режимы характеризуются общностью родовых признаков. В конституциях демократических стран нормативно оформляется правовое состояние народовластия, закрепляется разветвленная система прав и свобод человека и гражданина, возводятся в ранг закона институты представительной и непосредственной демократии, устанавливается режим законности. При режиме демократии граждане и их объединения в условиях свободной конкуренции принимают участие в формировании и осуществлении государственной власти, в контроле за ее функционированием. Тем самым обеспечивается правление большинства политически активных граждан при непременном условии соблюдения и охраны прав и законных интересов меньшинства.

Однако демократические режимы неоднородны по своему составу. В их числе выделяются следующие режимы: либерально-демократический, социально-демократический, национально-демократический и клерикально-демократический.

Либерально-демократический режим. Он утвердился практически во всех высокоразвитых странах Западной Европы, Северной Америке, Японии, Австралии. В этих странах политическую элиту составляют в основном представители среднего класса, ставшие в условиях многопартийной системы формальными и неформальными лидерами, как в гражданском обществе, так и в демократическом государстве.

Легитимность установления и развития либерально-демократического режима признается и периодически подтверждается в результате свободных выборов, всенародного референдума, легальной системы престолонаследия. Конституции и отраслевые законы регулируют порядок подготовки и проведения выборов представительных органов государственной власти и должностных лиц, всенародного референдума, замещения вакантного престола в монархических государствах (ст. ст. 4, 24 Конституции Нидерландов). Во всех странах с либерально-демократическим режимом утверждается верховенство закона по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, поскольку он принимается высшим законодательным и представительным органом государства. Однако за конституцией как основным законом государства признается, в свою очередь, верховенство по отношению ко всем иным законам. В ракурсе политического режима это означает, что система органов государственной власти может определяться только конституцией, все органы государства могут формироваться не иначе как в установленном законом порядке, все властные решения нормативного и индивидуального характера могут приниматься только на основе закона. Благодаря этому в стране утверждается конституционная законность, которая служит важнейшей гарантией укрепления правопорядка как в обществе, так и во всех эшелонах власти.

Либерально-демократический режим предполагает последовательное разделение властей, внедрение в государственный механизм системы сдержек и противовесов. В результате конституционные нормы создают своеобразные преграды, ограничивающие стремление какой-либо ветви власти выйти за пределы своих полномочий, вторгнуться в компетенцию другой ветви власти и в конечном счете узурпировать власть, принадлежащую народу.

Социально-демократический режим. Для него характерны все конституционные признаки либерально-демократического режима. Однако он отличается качественно новым типом отношений между обществом, государством и личностью. При социально-демократическом режиме власть осуществляется на основе социального и политического консенсуса ведущих общественных сил страны (предприниматели, профсоюзы, политические партии, государственные структуры), достигнутого в результате формирования социального государства с развитой системой социальной защиты населения.

В чистом виде социально-демократический режим утвердился лишь в одной Швеции. Конституционные положения о социально-демократическом режиме Швеции находят свое адекватное отражение в практической политике государства1.

Национально-демократический режим. Он утвердился в Индии, на Филиппинах, в ЮАР и в большинстве стран Латинской Америки. В конституциях этих стран закрепляются правовое состояние народовластия и демократический политический режим. Так, в ст. 1 Конституции Бразилии государство характеризуется как правовое и демократическое. Вся власть в нем исходит от народа, который ее осуществляет через посредство выборных представителей и непосредственно. Однако конституционно-правовая практика осуществления государственной власти в обозначенных выше странах показывает, что там применяются такие методы, способы и средства воздействия на отношения между людьми, которые являются не только демократическими по своей сущности, но и носят ярко выраженный национальный характер. Поэтому утвердившиеся в них политические режимы более правильно называть национально-демократическими.

В странах с национально-демократическими режимами довольно узкая база осуществления государственной власти. В состав правящей элиты входят преимущественно национальная буржуазия, интеллигенция и офицерский корпус армии. Тем не менее в каждой такой стране политический режим является вполне легитимным. Конституционная модернизация в Индии, свержение диктаторских режимов на Филиппинах и в странах Латинской Америки, ликвидация расизма в ЮАР создали благоприятные условия для развития национальной демократии, роста общественной активности. В результате свободных демократических выборов в органы государственной власти и всенародных референдумов подтверждается легитимность режима с периодичностью, установленной конституционными нормами.

Клерикально-демократический режим. Он характеризуется всеми признаками либерально-демократического режима. Но его главное отличие заключается в том, что национальная конституция определяет статус традиционной для державообразующего народа религии в качестве государственной или официальной. В этой связи церковь и религия начинают играть ведущую роль в политической и культурной жизни общества, в осуществлении государственной власти. В настоящее время клерикально-демократический режим утвердился в таких европейских странах, как Греция, Дания, Лихтенштейн, Мальта, Монако и Норвегия1.

Несмотря на эти достоинства и преимущества, демократические режимы имеют свои слабые стороны. При них сохраняется приоритетное влияние на политику социальных групп, господствующих в финансовой сфере и в экономике. Вмешательство последних в функционирование политической власти составляет реальную угрозу для демократии в целом, особенно для режимов, только вступивших на путь демократического обновления. Кроме того, в современных демократиях сохраняется опасность бюрократизма, коррупции, нарушения прав человека. Они ослабляют сами органы демократии и при определенных условиях могут привести к ее перерождению в тиранию бюрократии или установлению олигархии, господства немногочисленной элиты. При демократическом режиме слишком много времени занимает процедура принятия законов, оперативных решений. Под давлением лоббистских групп некоторые проекты законодательных актов «задерживаются» в комиссиях парламентов многие месяцы и снова отправляются «на доработку» верхней палатой или президентом (если он имеет такое право)2.

1   2   3   4   5   6

2.2 Тоталитарный режим



Тоталитарный режим – это политический режим, при котором имеет место контроль государства над всеми сферами общественной жизни, подчинение человека политическим целям и господствующей идеологии или государственно-религиозной догматике3.

Такой разновидности антидемократического политического режима как тоталитарный режим присущ ряд черт:

1) установление государством официальной идеологии. Установленную государством официальную идеологию призваны соблюдать все члены общества, а также органы государственной власти, одновременно призванные контролировать ее исполнение всеми субъектами политической жизни;

2) идеология тоталитарного государства пронизывает все сферы общественной жизни, жизни частных лиц и осуществляется следующим образом:

- путем недопущения политического плюрализма;

- путем контроля государства над такими сферами общественной жизни как средства массовой информации, система образования, патриотическое воспитание, сфера культуры, искусства;

3) контроль тоталитарного государства над сферами общественной жизни осуществляется специально создаваемыми органами государственной власти, которые призваны не только проводить соответствующую идеологию и закладывать ее в сознание масс, но и контролировать недопущение проникновения в общественную жизнь инородных идей, которые могли бы зародить сомнение в верности действий правительства и правящей партии, соответственно. Поэтому на систему образования, средства массовой информации, культуру и искусство накладывается цензура, носящая именно политический характер и пропагандирующая официальную идеологию;

4) фактическая изоляция или строжайшее ограничение тоталитарного государства от взаимодействия с иными странами мира, иными политическими режимами, и, соответственно, изоляции от иных идеологий, следование которым рассматривается как подрыв государственного порядка;

5) милитаризация страны. Политика милитаризации обеспечивает государствам с тоталитарным политическим режимом постоянный поиск внешнего врага и, соответственно, постоянное состояние ожидания военной угрозы. В свою очередь, это дает некоторые преимущества в идеологической сфере. С помощью милитаризации государство проводит не только патриотическое воспитание общественных масс, но и убеждает народ в присутствии постоянной угрозы со стороны иных государств, тем самым сплачивая общественные массы, хотя бы против мнимого врага;


6) установление соответствующих ограничений и запретов в сфере экономики. Так, контроль тоталитарного государства проявляется и в экономической сфере, например, в виде запрета или строжайшего ограничения ввоза на территорию страны товаров иностранного происхождения, т.е. фактический запрет внешней торговли, в виде отмены частной собственности на средства производства, а также четкого планирования экономической деятельности отдельных предприятий;

7) отрицание какой-либо значимой роли отдельного гражданина в жизнедеятельности общества и государства. Тоталитарный политический режим формирует безразличное отношение государства к каким-либо человеческим ценностям, если только они не соприкасаются с интересами самого государства1;

8) монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти;

9) глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;

10) господство репрессивного аппарата;

11) упразднение представительных органов2;

12) фактическое отсутствие политической культуры у граждан тоталитарного государства. В государствах с тоталитарным политическим режимом присутствует наивысшая степень политизации общественной жизни. Это означает, что любые аспекты жизни граждан, в том числе, бытового, личного плана, касающиеся их частной жизни в целом, представляют политический «интерес» для специализированных органов государственной власти, в функции которых входит обеспечение поддержания надлежащего политического режима. За счет этого, в частности, не могут быть реализованы права и свободы граждан относительно тайны частной жизни, свободы слова, мысли, вероисповедания во всех их аспектах;

13) при тоталитарном политическом режиме при формальном закреплении естественных и иных прав государство не обеспечивает своим гражданам их соблюдение и защиту1.

В научной литературе выделяются следующие типы тоталитарного политического режима: 1) социалистический и коммунистический тип; 2) фашистский, или национал-социалистский, тип; 3) идея религиозного фундамента, или фанатизм
2.

В XX веке примерами государств с тоталитарным политическим режимом являлись нацистская Германия 1930-х – первой половины 1940-х годов и СССР в 1930 – начале 1950-х годов. В настоящее время практически изжил себя. Однако продолжают существовать отдельные тоталитарные государства, ярким примером которого является КНДР3.

В тоталитарных государствах вся полнота власти сконцентрирована в одних руках. Она принадлежит или одной партии, или узкой группе лиц, или вождю. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви теряет всякий смысл. Право утрачивает социальную ценность, оно становится средством проведения политики правящей верхушки, по воле которой пишутся законы, осуществляется управление страной, творится судебный произвол.

Тоталитарные режимы неоднородны по своему составу. Всемирной истории известны фашистский, монократический, военно-диктаторский, расистский, теократический, диктаторская тирания и социалистический политические режимы.

Фашистский тоталитарный режим. Он представляет собой открытую террористическую диктатуру наиболее шовинистических и расистских кругов общества, направленную на ликвидацию демократии внутри страны, обеспечение исключительного положения титульной нации, проведение агрессивных войн, порабощение или полное уничтожение других народов.

История свидетельствует, что фашизм возникает в промышленно развитых странах, переживающих тяжелейший социально-экономический, политический и духовный кризис. В условиях хаоса и растерянности к власти могут прийти путем свободных, демократических выборов харизматические, склонные к демагогии, безответственные политики, предлагающие самые простые решения сложнейших экономических и социальных проблем, урегулирования международных споров. Так было в Италии, Германии и Японии, когда на смену старой аристократической элите пришли представители мелкобуржуазных и люмпенизированных слоев населения, гуманитарной интеллигенции.

Монократический режим. Этот вид тоталитарного режима почти всегда отождествлялся с фашизмом.

Монократический режим опирается только на армию, держится при ее поддержке. Однако армия редко бывает лояльной к диктатору, особенно если он вышел не из ее среды. Поэтому непрерывно перетасовывается высший командный состав армии, уничтожаются либерально настроенные офицеры. Таким путем режим пытается предотвратить попытки военного переворота, удержаться у власти.