ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Контрольная работа
по дисциплине: «Межкультурные коммуникации в профессиональной деятельности»
Тема: «Культурный шок и способы его преодоления»
Выполнил: Толмачев С.А.
Группа: ИБМ-31
Вариант: 03
Проверила: С.П. Сторожева
Новосибирск, 2023
Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность культурного шока 5
2. Способы преодоления культурного шока 11
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Нередко люди находятся во власти своих привычек, выработанных под влиянием конкретной культурной среды. Эти привычки являются своего рода идентификаторами конкретной культуры, которые формировались обществом в процессе воздействия многочисленных социокультурных факторов. Масса людей живёт с иллюзией, что они сами выбрали цель своей жизни, модели поведения. Между тем при сравнении жизни людей в разных культурах трудно не поражаться однотипности «свободного» выбора в одной стране и эпохе, в то время как та же потребность в другой культуре удовлетворяется в совершенно иных формах. Причина состоит в том, что культура – это среда, предопределяющая выбор вариантов нашего поведения. Как в воде набор вариантов поведения одних и тех же людей отличается от вариантов их движения на суше, в болоте и т. д., так и культура диктует наш «свободный» выбор. Каждая культура – это микро вселенная. Для функционирования индивидуума культура очень важна. Культура укрепляет солидарность между людьми и способствует взаимопониманию. Мы находимся в зависимости от наших привычек и условий жизни. Наше самочувствие безусловно зависит от того, где мы находимся, кто и что нас окружает. Контактируя с чужой культурой, человек знакомится с другим мировоззрением, ценностями, традициями и поведенческими нормами, которые приняты в этой культуре. Оказавшись в другом культурном пространстве, человек начинает чувствовать стресс, дискомфорт и свою чужеродность, отстраненность, так как, в основном, модели поведения, принятые в его родной культуре, не соответствуют моделям поведения в новой среде, что в дальнейшем может привести даже к конфликтам. Такого рода негативное воздействие на психику человека новой культурной среды ученые называют "культурным шоком".
Целью работы является анализ явления культурного шока, причины возникновения, выявления способов преодоления культурного шока. Исходя из поставленной цели, основными задачами являются:
- раскрыть понятие и сущность культурного шока;
- изучить характеристики основных форм культурного шока, его причин и симптомов;
- рассмотреть этапы развития культурного шока
- изучить способы преодоления культурного шока.
Актуальность проблемы культурного шока связана с усиливающимися темпами миграции и процессами конфликтных ситуаций в мире. С другой стороны всё больше людей едет за границу (жить, учиться, работать, отдыхать). Одних интересуют пляжи, других – горы, где можно дышать свежим воздухом и кататься на лыжах, третьих – исторические и культурные памятники. Люди покидают родину по разным причинам, однако все в той или иной степени сталкиваются с культурным шоком. Данный феномен возникает из-за разницы в менталитете, языке и образе жизни, что впоследствии может привести к дискомфорту, а в некоторых случаях, к конфликтам. Рассмотрение и изучение способов преодолению культурного шока, могут облегчить процесс вхождения человека в инокультурную среду с наименьшими негативными для него последствиями.
Структура работы условно разделена на две части, в первой рассматривается само явление и сущность культурного шока, а во второй части рассмотрены и изучены способы преодоления культурного шока.
-
Понятие и сущность культурного шока
Культурный шок — эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом. Привыкание к новому окружению может быть волнующим, стрессовым, может обмануть ожидания, быть забавным или просто сбить с толку. Люди по-разному переживают культурный шок, неодинаково осознают остроту его воздействия, зависит от их индивидуальных особенностей, степени сходства или несходства культур. К этому можно отнести целый ряд факторов, включая климат, одежду, еду, язык, религию, уровень образования, материальное благосостояние, структура семьи, обычаи и т.д. Понятие культурного шока, или культурной утомляемости, было введено в 1954 году американским исследователем Калерво Обергом (4, С.56). В основном человек получает культурный шок, когда попадает в другую страну, отличную от страны, где проживает, хотя и с подобными ощущениями может столкнуться и в собственной стране при внезапном изменении социальной среды. У человека возникает конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций; старых, к
которым он привык, и новых, характеризующих новое для него общество. Это конфликт двух культур на уровне собственного сознания. Культурный шок возникает, когда знакомые психологические факторы, которые помогали человеку приспосабливаться к обществу, исчезают, а вместо этого появляются неизвестные и непонятные, пришедшие из другой культурной среды. Такой опыт новой культуры является неприятным. В рамках собственной культуры создается стойкая иллюзия собственного видения мира, образа жизни, менталитета и т. п. как единственно возможного и, главное, единственно допустимого. Подавляющее количество людей не осознает себя как продукт отдельной культуры, даже в тех редких случаях, когда они понимают, что поведение представителей других культур собственно и определяется их культурой. Только выйдя за пределы своей культуры, то есть, встретившись с другим мировоззрением, мироощущением и т. д., можно понять специфику своего общественного сознания, увидеть различие культур.
В научных работах выделяют шесть форм проявления культурного шока:
- состояние напряжения при прохождении психологической адаптации;
- ощущение утраты привычного образа жизни;
- чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может превратиться в отрицание этой культуры;
- нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;
- тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;
- чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.
Симптомами культурного шока могут быть абсолютно разные состояния: от легких эмоциональных расстройств до глубоких стрессов, психических нарушений, алкоголизма и суицида. В повседневной жизни это часто проявляется в преувеличенной тревоге о чистоте посуды, белья, качества воды и пищи, психоматических расстройствах, общем неспокойном состоянии, нарушении сна, фобиях (5. С. 288).
Стадии развития культурного шока были впервые предложены Калерво Обергом. Согласно его концепции, существует несколько стадий вхождения человека в чужую культуру, проходя которые, он достигает необходимого уровня адаптации. На основании его исследований была предложена U-образная кривая адаптации, в которой, в настоящий момент, выделяют 5 стадий проявления культурного шока и адаптации. Оказавшись в инокультурном пространстве и
проходя через стадии межкультурной адаптации, человек испытывает культурный шок в результате столкновения родной и новой культуры. Последствия культурного шока имеют одновременно и положительную, и отрицательную стороны, поэтому в последнее время очень часто понятие культурного шока стало рассматриваться в контексте стресса аккультации (1, с. 59). Человек проходит через следующие фазы культурного шока в ходе межкультурного взаимодействия:
Фаза 1. «Медовый месяц». На данном этапе человек в большей степени выступают в роли наблюдателя и только начинают свою адаптацию и привыкание к новым условиям жизни. Окружающая действительность воспринимается с положительным настроем и даже с некой эйфорией и интересом ко всему новому. В первую очередь, человек замечает очевидные различия в языке, некоторых очевидных культурных аспектах и методах обучения. Однако, ввиду очевидности этих факторов, он достаточно быстро к ним привыкает. Например, иностранные студенты получают первичную поддержку со стороны образовательного учреждения, что влияет на первичную положительную оценку студентом нового окружения.
Фаза 2. Беспокойство и враждебность. Спустя несколько недель или месяцев пребывания в стране, человек, как правило, уже активно выступают в роли участников повседневной жизни общества, из-за чего возникают проблемы с коммуникацией в разных сферах деятельности (учеба, быт) ввиду отсутствия необходимых знаний или практики межкультурной коммуникации. Непривычная обстановка и различия в бытовых аспектах жизнедеятельности вызывают неуверенность и стрессовые состояния. Окружающая среда и культура начинают оказывать ощутимое психологическое давление. Возникает ряд бытовых проблем, решение которых может перерасти в стресс. Различия родной и новой культуры сравниваются и сопоставляются, вследствие чего может сложиться отрицательная оценка новой культурной среды. Человек понимает, что ему придется адаптироваться к этим отличиям, перенять необходимые модели поведения.
Фаза 3. Кризис. Наступает момент, когда культурный шок ярко выражен и достигает максимума. На данном этапе, преимущественно, проявляются симптомы культурного шока. Негативные эмоции оказывают существенное давление на психику. Наблюдается ухудшение физического и психологического состояния. Люди чувствуют подавленность, депрессию, раздражительность, желание замкнуться в себе, сильную тоску по дому. Излишний стресс является почвой для развития соматических заболеваний, которые, в свою очередь, не только затрудняют процесс адаптации студента, но и влияют на его трудоспособность и успеваемость. В данном случае многое зависит от мотивации человека и его психологической установки. Осознание проблемы и поиск способов её решения является ключевым аспектом выхода из кризисного состояния. Если люди готовы поближе познакомиться с новой культурой и принять ее, то они смогут преодолеть этот этап.
Фаза 4. Привыкание (Восстановление). Наблюдается активная стадия аккультурации в ходе принятия нового образа жизни. Человек адекватно воспринимает окружающую его обстановку и людей, самостоятельно принимает решения и действует. Происходит смена психологической установки и студент начинает принимать и перенимать некоторые культурные аспекты и стратегии поведения. Общее психологическое состояние улучшается и человек стремится к коммуникации. Поддержка со стороны местного населения помогает ускорить процесс интеграции в общество.
Фаза 5. Адаптация («Бикультуризм»). Человек комфортно себя ощущает в новой культуре и способен полноценно осуществлять жизнедеятельность, не ощущая при этом дискомфорта или чувства отчужденности. Он уже имеет полное представление о моделях поведения, культурных ценностях и других аспектах, которые необходимы ему для эффективной коммуникации в новой среде (3, С. 149).
Необходимо отметить, что культурный шок имеет не только негативные последствия (2, с.38).
Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации зависят от многих факторов, которые можно объединить в две группы: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые). К первой группе факторов относятся такие индивидуальные характеристики человека, как пол, возраст, черты характера. Считается, чем старше люди, тем труднее у них проходит процесс адаптации к новой культурной среде, тяжелее и дольше переживают «культурный шок». Так практически не способны к адаптации и аккультурации пожилые люди. В то время как маленькие дети адаптируются быстро и легко. Что касается пола, то он также оказывает влияние на процесс адаптации и продолжительность «культурного шока». По мнению ученых, женщины труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мужчины. Однако это касается только женщин из традиционных обществ, которые и на новом месте занимаются домашним хозяйством и мало общаются с новыми людьми. Что же касается женщин из развитых стран, то не наблюдаются различия в их способностях к аккультурации по сравнению с мужчинами. Кроме того некоторые исследователи считают, что более важным для адаптации является фактор образования, так как чем оно выше, тем успешнее она проходит. Это объясняется тем, что чем сложнее картина мира у человека