Файл: Условнорефлекторная регуляция речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема 5. Афферентное звено речевой системы. Слуховой анализатор.
Задание 1. Составить схему слухового анализатора, указав составляющие его периферического, проводникового и центрального отделов, перечислив функции каждого из составляющих всех отделов.



Задание 2. Заполнить таблицу.
Речевые нарушения при поражении слухового анализаторов

Вид речевой патологии

Локализация очага поражения

Клинико-неврологические симптомы

Речевые симптомы

Сенсорная алалия

Повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга

Нарушение восприятия речи, плохая координация и работоспособность.

отсутствие или недоразвитие экспрессивной речи, когда нет связи между смыслом и звуковой оболочкой слов. Несмотря на хороший физический слух и сохранные способности к воспроизводству речи, ребенок не понимает, что ему говорят окружающие. Отмечается нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается.

Акустико-гностическая афазия

возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины левого доминантного по речи полушария.

нарушается экпрессивная речь, письмо, чтение, счет. В связи с нарушением фонематического слуха, непостоянством восприятия слышимой речи при акустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль за своей речью, в результате чего в речи возникает множество литеральных и вербальных парафазий.

Спонтанная речь малопродуктивна или полностью непродуктивна вплоть до жаргонофазии, логорреи.

Синтагматическая организация речи более сохранна, чем парадигматическая.

Изобилие вербальных и литеральных парафазий во всех видах устной речи.

Аритмия, дизритмия

Поражение подкорковых ганглиев

связана с дисфункцией экстрапирамидной системы, отвечающей за регуляцию мышечного тонуса, непроизвольных движений, поддержание определённой позы.

это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное мышечно-тоническими нарушениями и гиперкинезами артикуляционных органов. 


Нарушение интонационного поля языка

Правое полушарие(правая височная область мозга)

Больные не различают речевых интонаций, не очень выразительны в собственной речи, не способны пропеть фразу.

речь становится монотонной, гипофоничной, аритмичной, лишенной эмоциональной окраски и выразительности

Нарушения речи при тугоухости и глухоте

локализация очага поражения может быть различной, можно выделить рецепторную (при поражении рецепторного аппарата), невральную (при поражении клеток спирального ганглия), рецепторно-невральную (при сочетанном поражении)

На речь влияет обычно лишь тугоухость на оба уха, при наличии одного здорового уха речь не страдает, за исключением детей от 2 до 5—6 лет, умственно отсталых, у которых даже при незначительном недостатке слуха речь развивается с некоторыми затруднениями и ошибками. Значительная тугоухость надолго задерживает период формирования полноценной детской речи. Тугоухие плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную, а следовательно, не могут контролировать слухом свое произношение.

Речь у тугоухих аграмматична.

В зависимости от степени понижения слуха происходит то или иное искажение речи.
Менее страдают звуки, артикуляция которых видна (п, б, м, ф, в), а также гласные звуки, особенно ударные. У тугоухих наблюдаются искажения, пропуск, замена, иногда перестановка звуков. При этом из слов чаще выпадают безударные слоги и согласные звуки при стечении их. Типичным для тугоухого является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими, нередко с, з с т, д; т с к. Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками (пуговица — путается, пилка — вилка, взяли — брали и т.п.)




*Тема 1. Нейрофизиологические закономерности развития речи в онтогенезе.

Задание: Изучить материал и заполнить таблицы 1 и 2.

Таблица 1 . Условно-рефлекторная регуляция речи

Локализация в коре головного мозга

Название области коры иои описание места расположения

Центральным отделом какого анализатора является?

Какие виды гнозиса и праксиса обеспечивает?

Выполняемые функции

Вторая сигнальная система

Область Вернике

 заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария мозга, в большинстве случаев в левом полушарии мозга.

Ядро двигательного анализатора письменной и устной речи

Смысловая сторона речи

Усвоение и понимание устной и письменной речи



Вторая сигнальная система

Область Брока. Задний отдел нижней лобной извилины.

Ядро двигательного анализатора артикуляции речи

Моторная организация речи

Представляет собой кинетико-моторный вербальный анализатор, в котором перерабатывается прежде всего проприоцептивная информация.  Анализ движений всех мышц: губ, щек, языка, гортани, принимающих участие в акте устной речи (произношение слов и предложении)