ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 404
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. Афферентное звено речевой системы. Слуховой анализатор.
Задание 1. Составить схему слухового анализатора, указав составляющие его периферического, проводникового и центрального отделов, перечислив функции каждого из составляющих всех отделов.
Задание 2. Заполнить таблицу.
Речевые нарушения при поражении слухового анализаторов
Вид речевой патологии | Локализация очага поражения | Клинико-неврологические симптомы | Речевые симптомы |
Сенсорная алалия | Повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга | Нарушение восприятия речи, плохая координация и работоспособность. | отсутствие или недоразвитие экспрессивной речи, когда нет связи между смыслом и звуковой оболочкой слов. Несмотря на хороший физический слух и сохранные способности к воспроизводству речи, ребенок не понимает, что ему говорят окружающие. Отмечается нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается. |
Акустико-гностическая афазия | возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины левого доминантного по речи полушария. | нарушается экпрессивная речь, письмо, чтение, счет. В связи с нарушением фонематического слуха, непостоянством восприятия слышимой речи при акустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль за своей речью, в результате чего в речи возникает множество литеральных и вербальных парафазий. | Спонтанная речь малопродуктивна или полностью непродуктивна вплоть до жаргонофазии, логорреи. Синтагматическая организация речи более сохранна, чем парадигматическая. Изобилие вербальных и литеральных парафазий во всех видах устной речи. |
Аритмия, дизритмия | Поражение подкорковых ганглиев | связана с дисфункцией экстрапирамидной системы, отвечающей за регуляцию мышечного тонуса, непроизвольных движений, поддержание определённой позы. | это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное мышечно-тоническими нарушениями и гиперкинезами артикуляционных органов. |
Нарушение интонационного поля языка | Правое полушарие(правая височная область мозга) | Больные не различают речевых интонаций, не очень выразительны в собственной речи, не способны пропеть фразу. | речь становится монотонной, гипофоничной, аритмичной, лишенной эмоциональной окраски и выразительности |
Нарушения речи при тугоухости и глухоте | локализация очага поражения может быть различной, можно выделить рецепторную (при поражении рецепторного аппарата), невральную (при поражении клеток спирального ганглия), рецепторно-невральную (при сочетанном поражении) | На речь влияет обычно лишь тугоухость на оба уха, при наличии одного здорового уха речь не страдает, за исключением детей от 2 до 5—6 лет, умственно отсталых, у которых даже при незначительном недостатке слуха речь развивается с некоторыми затруднениями и ошибками. Значительная тугоухость надолго задерживает период формирования полноценной детской речи. Тугоухие плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную, а следовательно, не могут контролировать слухом свое произношение. | Речь у тугоухих аграмматична. В зависимости от степени понижения слуха происходит то или иное искажение речи. Менее страдают звуки, артикуляция которых видна (п, б, м, ф, в), а также гласные звуки, особенно ударные. У тугоухих наблюдаются искажения, пропуск, замена, иногда перестановка звуков. При этом из слов чаще выпадают безударные слоги и согласные звуки при стечении их. Типичным для тугоухого является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими, нередко с, з с т, д; т с к. Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками (пуговица — путается, пилка — вилка, взяли — брали и т.п.) |
*Тема 1. Нейрофизиологические закономерности развития речи в онтогенезе.
Задание: Изучить материал и заполнить таблицы 1 и 2.
Таблица 1 . Условно-рефлекторная регуляция речи | ||||
Локализация в коре головного мозга | Название области коры иои описание места расположения | Центральным отделом какого анализатора является? | Какие виды гнозиса и праксиса обеспечивает? | Выполняемые функции |
Вторая сигнальная система | Область Вернике заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария мозга, в большинстве случаев в левом полушарии мозга. | Ядро двигательного анализатора письменной и устной речи | Смысловая сторона речи | Усвоение и понимание устной и письменной речи |
Вторая сигнальная система | Область Брока. Задний отдел нижней лобной извилины. | Ядро двигательного анализатора артикуляции речи | Моторная организация речи | Представляет собой кинетико-моторный вербальный анализатор, в котором перерабатывается прежде всего проприоцептивная информация. Анализ движений всех мышц: губ, щек, языка, гортани, принимающих участие в акте устной речи (произношение слов и предложении) |