Файл: Урок как основная форма физического воспитания школьников выпускная работа Рудак Елены Александровны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Урок как основная форма физического воспитания школьников»
выпускная работа
Рудак Елены Александровны
слушателя курсов повышения квалификации учителя физического воспитания,
учителя ГБОУ ЛНР «Большекаменская
общеобразовательная школа»
2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы урока физической культуры в школе как учебно-воспитательного процесса………….. .3
-
Основные компоненты и закономерности учебно-
воспитательного процесса………………………………………..3 - 4
1.2. Урок – основная форма физического воспитания школьников..4 - 6
1.3. Значение и характерные черты урока физической культуры……..6 - 7
1.4. Задачи урока физической культуры………………………………....7-10
1.5. Современные требования к уроку физического воспитания
в школе……………………………………………………………………10
1.6. Педагогические требования к уроку………………………………10 -11
ГЛАВА 2. Практические аспекты организации и проведения урока
физической культуры в школе…………………………..........11
2.1. Подготовка учителя к уроку………………………………………..11 -13
2.2. Организационное требование урока физической культуры………13 - 15
2.3. Классификация и содержание уроков физической культуры…....15 -16
2.4. Физическая нагрузка на уроке……………………………………...16 -19
2.5. Плотность урока……………………………………………………..19 -20
2.6. Обеспечение безопасности на уроках физической культурой…...20 -21
2.7. Структура урока физической культуры и характеристика
его частей…. ………………………………………………………...21 -24
2.8. Организация и основы проведения урока физической
культуры…………………………………………………………….. 24 -26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Физическое воспитание учащихся — одно из основных звеньев физического воспитания, поскольку является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы школы, физическое воспитание должно играть важную роль в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок, как основная форма физического воспитания школьников.
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.
В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ реализуется не в полной мере. Причины этому могут быть различные: от малого объема знаний учителя, халатного отношения к своему предмету до отсутствия специалиста вообще и д.р. Вопрос о плодотворном проведении урока физической культуры в каждой школе звучит злободневно.
Особенно остро сегодня стоят задачи развития массовой физической культуры среди школьников, обучения их умениям заниматься самостоятельно, углубления теоретических, гигиенических знаний. [2, с.3].
Лучшие условия для приобретения этих качеств создаются в процессе физического воспитания. Но за последние десятилетия урок претерпел значительные изменения (как и всё образование в целом). Изменения эти связаны с целым рядом причин, но основная из них - ухудшение здоровья детей. Увеличилось число учащихся со слабым и средним физическим развитием, отнесённых по медицинским показаниям к подготовительной или специальной группе по физической культуре. Большинство детей просто не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные комплексной программой общего образования по физическому воспитанию.
Если раньше принято было тревожиться о том, что за время обучения в школе учащийся просто обрастает «школьными болезнями», то теперь дети приходят в первый класс школы с целыми букетами заболеваний. Так как все больше времени проводят за компьютером. Причём этот показатель не зависит от того, посещал ли ребёнок детское дошкольное заведение или нет.
Так же очень важно чтобы школьники не просто посещали урок физической культуры, а занимались с удовольствием. Ведь только обучение и воспитание в благоприятной обстановке «обречены» на успех и приносят пользу здоровью. Каждый урок должен быть грамотно методически организован и проведён, с включением широкого спектра средств и методов физической культуры.
От качества урока зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся. И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению. Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, как очень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе.
Цель работы. Рассмотреть особенности проведения урока физической культуры как основной формы физического воспитания школьников.
Задачи.1. Выявить сущность урока физической культуры как учебно-
воспитательного процесса.
2. Раскрыть структуру урока физической культуры.
3. Изучить основные пути повышения интереса школьников к урокам
физической культуры.
4. Определить организационные и методические основы проведения
урока физической культуры.
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы урока физической культуры в школе как учебно-воспитательного процесса.
1.1. Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса.
Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и его усвоения учащимися по средством взаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребности современного общества в образованных людях, способных решать производственно-экономические, научные и социально-культурные задачи, поставленные историческим временем.
В структуре педагогического процесса в качестве основных компонентов выступают обучение и воспитание. Каждый из них, в свою очередь, состоит из множества других взаимосвязанных процессов. Так, в обучении выделяют процесс преподавания и процесс учения, в воспитании - процессы воспитательных воздействий, их восприятие учащимися, самовоспитание и др. К компонентам педагогического процесса относятся цель, задачи, содержание, средства, методы и формы взаимодействия педагогов и учащихся, а также педагогические условия и результаты педагогического процесса.
Направленность учебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей цели воспитания человека. Исходя, из нее определяются частные цели и задачи обучения и развития, а также его содержание. Цели и содержание – важнейшие компоненты педагогического процесса. Они определяются социальным заказом и являются планируемым результатом педагогической деятельности. Общая цель конкретизируется в педагогических задачах, включающих образовательное, воспитательное и развивающее содержание. Все компоненты тесно взаимосвязаны, поскольку решение образовательных задач невозможно в отрыве от воспитания, а процесс воспитания
базируется на создании определенных представлений, опирающихся на соответствующие знания.
1.2. Урок – основная форма физического воспитания школьников.
Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий. Основной и обязательной формой организации физического воспитания школьников в школе, является – урок физической культуры.
Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Главенствующее положение урока физической культуры определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры - всестороннего, здоровьесберегающего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.).
Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся. Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 мин.). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся.
Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнения учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках. Эти задания учащиеся выполняют дома или в секциях. Таким образом, уроки являются основой и для самостоятельных личных или групповых занятий учащихся.
Из кратких бесед учителя на уроках учащиеся узнают о задачах и значении физической культуры и спорта, о достижениях спортсменов. На уроках они знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми, у детей воспитывается интерес к гимнастике, спорту и играм. Все это содействует вовлечению детей в секции и команды, привлекает к участию в различных массовых физкультурных и спортивных мероприятиях. Следовательно, урок является основой для всей внеклассной массовой и спортивной работы с учащимися.
Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту.
Задача школы и педагога состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха.
Всему этому дети учатся, прежде всего на уроках физической культуры.
По сравнению с другими формами физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:
-
является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнениями; -
проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения; -
осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников; -
способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.
Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда дети неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива. Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся. Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.
Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению [21].
1.3. Значение и характерные черты урока физической культуры.