Файл: Урок как основная форма физического воспитания школьников выпускная работа Рудак Елены Александровны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уроки физической культуры проводятся с большим успехом, если умело используется музыкальное сопровождение. Музыка на уроках повышает эмоции, улучшает настроение занимающихся, способствует лучшему ритмичному выполнению различных упражнений, является одним из элементов эстетического воспитания учащихся.
Учитель при подготовке к уроку решает также вопрос о месте занятий – на площадке или в закрытом помещении. Не исключается возможность, что урок, начатый на площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесен в помещение. Поэтому целесообразно, чтобы площадка и зал были бы подготовлены к проведению урока.
Большое значение имеет очередность урока физической культуры в расписании. Последний урок позволяет полностью использовать время (45 мин.), в то время как уроки, проводимые в середине учебного дня, должны заканчиваться с таким расчетом, чтобы дети спокойно могли переодеться и подготовиться к очередному уроку.
Учитель обязан уделять достаточное внимание своему внешнему виду: он должен быть всегда в соответствующим костюме, чистым и опрятным и служить образцом для детей. Детям, также, как и учителю, следует тщательно готовиться к предстоящим урокам. На уроке они должны быть всегда в установленной спортивной форме, готовые в любое время выполнить поручение учитель, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря, организацией урока и т.д. Чтобы сообщить учащимся необходимые сведения, с ними проводится краткая беседа, а затем и занятия, на котором они практически знакомятся с установленным порядком и своими обязанностями.
Во время беседы с детьми надо определить место для переодевания, рассказать им, как складывать или развешивать повседневную одежду, где и в каком порядке строиться перед уроком. Установленный порядок должен соблюдаться и по окончанию урока.
Планы уроков по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка. Как правило, при планировании содержания урока предусматривается организационно-методические указания или примечания.
Подготовка педагога к уроку включает:
1. Определение содержания урока.
2. Речевая и двигательная подготовка.
3. Подготовка помощников.
4. Подготовка мест занятий [16.c. 38].
2.2. Организационное требование урока физической культуры.
Организация урока физической культуры:
1. Организация материально-технических условий: а) уборка, проветривание.
2. Целесообразность размещения и перемещения учеников: а) построение, перестроение, переходы.
3. Формы организации учебной деятельности: а) одновременная: фронтальная, групповая, индивидуальная, б) поочередная: круговая, посменная, поочередная, поточная, попеременная в парах.
4. организация работы помощников: дежурных, судей, капитанов.
5. Организация лиц присутствующих на уроке (временно освобожденных): а) слушать, объяснять, анализировать, отвечать на вопросы учителя, выполнять частично упражнения [16.с.39].
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей, занимающихся и учебного материала. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.
При проведении урока физической культуры необходимо соблюдать следующие требования:
1.Учитель должен обеспечить высокий воспитательный уровень каждого урока через связь предмета с жизнью своих учеников (сегодня и в будущем).
2. Каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими, образуя систему уроков.
3.Урок должен отличается организацией самостоятельной учебной деятельности учащихся.
4. Показательным для урока является разнообразие деятельности учащихся, средств, методов и приемов, используемых учителем.
5.Обязательным условием эффективности является достижение оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении всего урока.
6.На каждом уроке следует обеспечить функционирование системы контроля знаний, умений и навыков учащихся.
7. Важное значение имеют условия проведения уроков (учебно-материальные, гигиенические, эстетические и морально-психологические).
8.Научиться правильно дышать и уметь согласовывать движения с дыханием.
9.Формирование "школы движений", выразительного и технически правильного выполнения упражнений.
10.Формирование навыков и умений самостоятельно использовать средства физического воспитания во внеурочное время.
11.Вооружение учащихся элементарными знаниями о значении физических упражнений для здоровья людей, о двигательный режим, личную гигиену, закаливание.
12.Развитие интереса у учащихся и выработки привычки к различным формам занятий физическими упражнениями.
Все уроки физической культуры в школе можно классифицировать по их направленности и возможностью решения педагогических задач на учебные, тренировочные, комплексные контрольные.
2.3. Классификация и содержание уроков физической культуры
Классификация по двум признакам:
- по дидактическим задачам; - по содержанию учебного материала.
По дидактическим задачам (типы): по этапам формирования двигательных умений и навыков: 1. Вводный.
2. Изучение нового материала.
3. Повторения.
4. Совершенствования.
5. Контрольный.
6. Смешанный.
По содержанию (виды): 1. Гимнастика.
2. Легкая атлетика.
3. Игры.
4. Плавание.
5. Ритмика [17.c. 33].
Учебные уроки преимущественно направлены на усвоение техники выполнения упражнений, обнаружения ошибок во время выполнения упражнений и их устранение. Широко используются приемы страхования, самострахования, взаимообучения, активизация учащихся, сообщение теоретических сведений.
Тренировочные уроки проводятся с целью усовершенствования изученного материала и развития физических качеств. Широко используются соревновательный и игровой методы.
Комплексные уроки предусматривают материал по различным разделам программы. Обязательным является определение стержневого материала на определенную серию уроков.
Контрольные уроки решают задачи контроля за ходом усвоения упражнений, воспитание физических качеств, они имеют большой учебный и тренировочный эффект.
2.4. Физическая нагрузка на уроке
При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями. Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения. Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно.
Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.
Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и д. р. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.
Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующий. До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 – 3 мин.). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были до упражнения, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. И это, и другое должно привлечь серьезное внимание учителя.
Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить.
Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для
того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми. Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.
Физическая нагрузка на уроке регулируется:
а) изменением количества упражнений и игр;
б) различным количеством повторений упражнений;
в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений; применением различного темпа выполнения;
г) увеличением или уменьшением амплитуды движений;
д) осложнением или упрощением выполнения упражнений;
е) применением в упражнениях различных предметов. Учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием учащихся.
Индивидуальный подход на уроках физической культуры к учащимся. Это один из самых главных принципов современного урока физической культуры. Суть его – изучение особенностей каждого ученика и нахождение адекватных методов обучения и воспитания.
Индивидуальный подход не обязательно выражается в проведении занятий с каждым учеником. Он предполагает разумное сочетание всех способов организации деятельности учащихся – фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является постоянное пристальное внимание к работе каждого ученика.
Как это осуществлять? Не ограничиваясь делением класса на группы мальчиков и девочек, следует провести четкое разделение (дифференцирование) учащихся внутри этих групп по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья. Кроме того, надо принимать во внимание тип телосложения, темперамент, волевые качества, интересы [2.с. 28].
2.5. Плотность урока
Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы и т.д. Каждый учитель заинтересован в возможно большей плотности урока, так как она позволяет ему лучше провести урок.